Разряды прилагательных по значению

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: Имя прилагательное, разряды имен прилагательных, имя прилагательное как часть речи


Предмет: русский язык.

Класс: 6 класс.

Учебник (УМК, программа): Русский язык: Учеб.для 6кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; Науч. ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2012. Программа по русскому языку 5-9 классы (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель: изучить разряды прилагательных, научить определять качественные прилагательные.

Задачи:

  • Обучающие: продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.
  • Развивающие: развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.
  • Воспитательные воспитывать положительное отношение к процессу познания, интерес к родному языку.

Формируемые УУД:

  • Предметные:
    • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
    • Определять цели учебной деятельности на уроке; знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.
    • Осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения.
  • Регулятивные:
    • Определять цели учебной деятельности на уроке.
    • Планировать собственную деятельность при выполнении заданий учителя.
    • Выдвигать версии решений.
    • Умение делать выводы по результатам выполненной работы.
    • Взаимопроверка и оценивание правильности выполнения задания.
  • Познавательные:
    • Структурировать информацию в виде схемы.
    • Воспроизводить знания в устной форме.
    • Формулировать вопросы.
    • Устанавливать причинно-следственные связи.
    • Выдвигать гипотезы и их обосновывать.
    • Эффективно сотрудничать.
  • Коммуникативные:
    • Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.
    • Выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи.
    • Высказывать свое мнение, выслушивать мнение одноклассников.
  • Личностные:
    • Готовность к самосовершенствованию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
    • Соблюдение дисциплины на уроке, уважительное отношение к учителю и одноклассникам.
    • Способность к самооценке.

I. Организационный

Приветствует учеников, начинает урок, настраивает на работу

- Здравствуйте, ребята.

- Какое настроение у вас сегодня? Покажите, какое у вас настроение, используя карточки, которые лежат на партах.

- Надеюсь, что таким же отличным оно будет и в конце урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Мотивационно-целевой этап

1. Актуализация знаний

Выполните синтаксический разбор предложения (у доски 1 ученик):

На лесной полянке около молодой елочки на снегу отпечатались мышиные следы.

Выполните морфологический разбор прилагательных из предложения. (Задание по рядам).

Слушают разбор 4.

Отвечают на вопросы:

- Докажите, что это имена прилагательные

- Верно ли утверждение, что имена прилагательные «прилагаются» к существительному? (Имена прилагательные употребляются при именах существительных и согласуются с ними, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное. Согласуясь с существительными, они изменяются по числам, а в единственном числе и по родам; в обоих числах изменяются по падежам.)

- Оцените друг друга.

- Какая строчка у нас осталась незаполненной? (Постоянные признаки).

- Чего мы пока не знаем?

2. Открытие новых знаний

Сегодня продолжим работу над прилагательным. Познакомимся с разрядами прилагательного по значению. Запишите тему.

- Объясните значение слова разряд.

Значение слова «Разряд» по Ефремовой:

«Разряд» - 1. Действие по знач. глаг.: разрядить (1*1а1).

Потеря электричества каким-л. телом, обладающим электрическим зарядом. // Явления, сопровождающие эту потерю.

1. Категория лиц, группа предметов или явлений, отличающаяся от других подобных каким-либо общим для них признаком или признаками.

2. Степень производственной квалификации.

3. Ступень спортивного мастерства, предшествующая званию мастера спорта.

4. Место, занимаемое цифрой при письменном обозначении числа.

На доске записаны словосочетания: яркое солнце, заячьи следы, зимний лес, чистый воздух, снежное покрывало, мышиная норка.

Определите, к какой части речи относятся зависимые слова в этих словосочетаниях?

Как вы определили? Чем вы для этого воспользовались?

3. Создание проблемной ситуации

- Сгруппируйте эти прилагательные по какому-то признаку, критерию. Работаем в парах.

- Ваши версии, предположения? (Высказывают предположения. Обнаруживают неполноту своих знаний.)

- С чем столкнулись? (Не знаем ответа на вопрос).

III. Ориентировочный этап

Задаёт вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать разряды, определять разряды, находить в тексте, выучить.)

- Задачи? (Проведем наблюдения, выполним упражнения, разберем правило.)

IV. Поисково-исследовательский этап

1. Выявление места и причины затруднения

- На какой вопрос нам нужно получить ответ? Какую проблему мы должны решить? (Узнать, какие разряды у прилагательных бывают)

- На столах у вас шаблоны таблиц. Вам необходимо заполнить эти таблицу. Сколько в ней колонок? (Три.) Столько же будет и разрядов имен прилагательных.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные? (Какой, чей)

- Назовите имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей.

- Запишите их в последнюю колонку под цифрой 4.

- По какому еще критерию мы их можем выделить в отдельную группу? (У них есть суффиксы.). Запишем это в наши таблицы под номером 3. (Суффиксы -ин,- ий, вопрос чей?)

- Осталось еще 4 слова. Чем эти прилагательные отличаются друг от друга? (Родом - нет, числом - нет, формой - да).

- Попробуйте образовать формы, н-р сравнительную и превосходную. (Показывают качественный признак).

- Образуйте краткую форму от этих прилагательных.

- И превосходная, и сравнительная степень, и краткая форма есть у прилагательных ..,…, а от оставшихся двух прилагательных степени сравнения и краткую форму образовать не можем.

- Напишем эти слова в первую колонку под цифрой 4.

- Под цифрой 3 напишем, что они имеют степени сравнения, краткую форму и сочетаются с наречиями очень.

- Оставшиеся два слова запишите в последнюю среднюю колонку под цифрой 4.

- Можем ли мы образовать от них сравн. и превосх. степень, краткую форму, сочетаются ли они с наречиями очень? (нет.) Покажем это в виде схемы.

Что обозначают прилагательные, отвечающие на вопрос чей? (Принадлежность). Запишем под цифрой 2

Что обозначают прилаг. в первом столбце? (Качество.) Запишем под цифрой 2.

В третьем столбце? (Показывают отношения.) Запишем под цифрой 2.

Подпишем разряды (кач., относ., притяж.)

2. Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает составить алгоритм действий, по которому будет легко определить разряд прилагательных.

Постройте в группах схему, алгоритм, с помощью которого будет легко определить разряд прилагательного

Разряды прилагательных

1) Если сочетается со словом очень, имеет краткую форму, степени сравнения, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей?, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, значит, относительное.

Проверяет действие алгоритма:

Холодный, ледяной, тополиный

3. Реализация построенного проекта

Чтение правила

- А теперь давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали правило. (Читают правило по учебнику на стр.102).

V. Практический этап

1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

С правилом познакомились. Что дальше будем делать? (Определять разряды.)

- Предлагаю выполнить задание: ниже таблицы даны словосочетания. Определите разряд прилагательных, пользуясь нашей схемой.

Зимний вечер, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, стальное колечко, тихий голос, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

- Чему научились? (определять разряды)

Динамическая пауза

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Гимнастика для глаз.
- движения вправо-влево
- вверх-вниз
- 8 горизонтальная
- 8 вертикальная
После каждого движения поморгать глазами.

Упражнение

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
Пять - руками помахать.
На четыре - руки шире.
Шесть - за парту тихо сесть

Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений (Р)

VI. Этап самостоятельной работы

Буквенный диктант. Найти в тексте прилагательные, определить их разряд. Взаимооценивание

Идешь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. Красив зимний лес, только чуточку грустно в нем - роскошном, пустом, гулком. Следов много.

Совсем лес глухой стал. Настоящее Берендеево царство. Угрюмо горбятся в снежных балахонах вековые деревья, низкими ветвями упираются о землю.

Звериных и птичьих следов здесь еще больше. Узорной россыпью пестрят они на снегу.

Записываются правильные ответы с последующей взаимопроверкой. Взаимооценивание (нет ош - «5», 1-2ош - «4», 3 ош - «3», 4 и >ош - «2»). Правильный ответ (на закрытой доске):

око, ккк, ккп, оок, ппо.

- Чему научились? Разряды определили, уже находим в тексте.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

- Выучим, выполнив д. з.: сочинение-миниатюра опишите своего друга, зимнюю природу, своего домашнего питомца, используя качественные прилагательные.

- Как вы думаете, достигнуты ли задачи, поставленные вами в начале урока?

- Продолжите предложения:

  • Я знаю…
  • Я уверен…

- Вернитесь к морфологическому разбору прилагательного. Подпишите разряд.

- Оцените себя в рабочей тетради. Прием шкала достижений.

- Насколько усвоил тему урока? (5 баллов - Я понял все, я могу объяснить, я могу рассказать правило с примерами?)

- Кто понял тему, но сомневается, не может объяснить?

- На второй шкале оцените, как работали на уроке.