Русский язык
-
Методические рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка в связи с ЕГЭ 2010
На уроке представлены примеры заданий по русскому языку для усовершенствования его преподавания в целях подготовки к ЕГЭ.
-
Методические рекомендации: "Ошибки на письме, их причины и коррекция" 2005
В данной работе систематизированы ошибки, которые нельзя исправить, выучив правила, и предложены специальные задания, с помощью которых можно провести диагностическую и коррекционную работу, по исправлению данных ошибок.
-
Методический практикум "Изучение функциональных особенностей синтактических конструкций русского языка с учетом возрастных и програмных критериев" 2008
Методический практикум "Изучение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка с учетом возрастных и программных критериев" — иллюстрация системы интегрированных уроков по русскому языку и литературе. Каждый блок практикума представляет собой фрагменты уроков по теме "Синтаксис".
-
Методический сборник ОУ 2003
В работе представлены отдельные главы "Методического сборника МУО", освещающие вопросы модернизации раннего обучения иностранным языкам, изучения поэзии Н. Заболоцкого, русской словесности в 5-м классе, а также темы "Витамины" на уроке валеологии.
-
Методический семинар по теме "Современный урок. Позиция педагога и ученика в современном образовании" 2013
Цель семинара: показать модель современного урока, характер взаимодействия «учитель-ученик» в современном образовании, провести сравнительную характеристику традиционного и современного уроков.
-
Методическое пособие "Все о приставках" 2008
Данное методическое пособие было сделано с целью помочь учащимся в обобщении знаний, умений и навыков в освоении правил правописания приставок. Суммируя ошибки, допускаемые учениками, я пришла к выводу о необходимости создания чёткой классификации трёх групп приставок.
-
Методическое пособие "Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ" (11-й класс) 2009
Методическое пособие разработано с учётом принципа поэтапной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ. Каждое задание сопровождается методическим комментарием, включающим перечень умений по определённой теме; теоретическими сведениями; образцами контрольно-измерительных материалов. Приложение содержит комплект тестов для самостоятельной работы, а также бланки ответов и ключи к ним.
-
Методическое пособие "Шедевры русской живописи на уроках русского языка" 2010
В пособии представлены диктанты как обязательного, так и повышенного уровня. Содержание текстов связано с шедеврами великих художников. Тексты могут быть использованы для проведения заочных экскурсий в музеи и галереи.
-
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов колледжей по теме «Виды осложнения простого предложения» 2020
Учебная дисциплина «Русский язык» в колледже является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла. Основная задача курса: закрепить и углубить знания, развить умения студентов. Тема: «Виды осложнения простого предложения» рассматривается в аспекте обобщающего повторения синтаксиса. В целом, студенты 1-го курса уже имеют представление о том, что такое простое предложение. Задача преподавателя – организовать занятия таким образом, чтобы каждому студенту стало понятно, что конкретно он не помнит, в чем сомневается. Привнести в занятие такие виды работы, которые способствуют развитию логического, критического мышления; развитию устной и письменной речи студентов.
-
Методы и приёмы обучения русскому языку в неоднородном коллективе (из опыта работы) 2022
В классах часто появляются дети, изучающие русский язык как неродной. В процессе работы я поняла, что самым неверным шагом будет проведение диктантов. Диктанты как таковые – это контроль грамотности, а грамоте сначала нужно обучить. Поэтому во время диктанта дети с низким уровнем грамотности занимались контрольным списыванием.
-
Методы и приемы работы на уроке русского языка по формированию функциональной грамотности 2023
Цель урока: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.
-
Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников 2020
Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднен? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Задача урока – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.
-
«Методы и приемы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как условие для успешного развития интеллектуальной, творчески одаренной и способной к общению личности» 2020
Для работы по формированию речевой компетенции учителю необходимо развитие всех навыков, что бы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить детей. Выбор технологии зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся. В статье приводится использовании технологии проблемного обучения.
-
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2022
Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности как одного из базовых компонентов образования личности. В статье представлен опыт использования методов и приемов на уроках русского языка и литературы при работе с текстом для развития и совершенствования компонентов читательской грамотности.
-
Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Тема урока: "Состав слова" 2022
Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеурочной работе. В работе собран теоретический и практический материал, позволяющий развивать познавательную деятельность учащихся вторых и третьих классов по теме «Состав слова».
-
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка 2008
Статья, посвященная методам и формам организации контроля на уроках русского языка. Подробно разбираются традиционные методы контроля, анализируется вопрос формирования учащимися «своего инструмента» для контроля и оценки своих действий. Приводятся примеры специальных уроков, направленных на формирование контрольных и оценочных действий
-
Методы и формы работы с детьми – инофонами на уроках русского языка и во внеурочное время 2021
Миграционные процессы, которые происходят на территории стран СНГ, характеризуются изменением ситуации в школьном образовании. Это связано с увеличивающимся потоком мигрантов из стран «ближнего зарубежья» и нерусских семей, для которых русский язык не является родным. Учащихся, чьи семьи недавно мигрировали в другую страну, называют инофонами. Попав в новую среду, эти дети сталкиваются с определенными языковыми трудностями. Важно понимать, что русский язык является для учеников не только средством общения, но и средством получения знаний. Поэтому задачей учителя становится расширение словарного запаса учащегося-инофона в урочной и внеурочной деятельности.
-
Методы и формы работы учителя русского языка и литературы (из опыта педагогической деятельности учителя-словесника) 2022
Внедрение новых подходов к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка диктуют необходимость совершенствовать методы и формы использования педагогических технологий на уроке, творчески подходить к их применению, иными словами, совершенствует профессиональные умения учителя русского языка и литературы. Для формирования профессионального самовоспитания школьников обычно использую технологию проектов или метод проектов. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, способна осознавать жизненные явления и выбирать правильное решение в различных ситуациях. Метод направлен на выполнение задач формирования и развития интеллектуальных умений, связанных критическим и творческим мышлением.
-
Методы развития у школьников языкового чутья при работе с этимологией слова 2023
Для развития у школьников языкового чутья при работе над этимологией слова нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность школьника. Использование этимологического анализа на уроках русского языка является одним из средств решения этих задач. Приведем примеры заданий, способствующих развитию у школьников языкового чутья при работе с этимологией слов.
-
Мини-бой знатоков русского языка 2010
Внеклассное мероприятие для 5–6-х классов по предмету, оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся развивает способности, логическое мышление.
-
Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с «изюминкой» 2020
Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит урокам русского языка и литературы, на которых обучающиеся должны научиться правильно оформлять свои мысли. Орфографическая грамотность – один из важнейших навыков, формируемых у школьников на уроках русского языка, т.к. владение грамотной речью является показателем общей культуры человека и непременным условием активного творческого участия и адаптации человека в общественной, народнохозяйственной жизни государства.
-
Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету 2008
Статья посвящена мнемотехнике – одному из эффективных вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету. Приводятся собственные мнемонаработки. Мнемоника способствует восприятию учебного материала слабыми учащимися, борется с интерференцией, является хорошим средством для запоминания неалгоритмизуемых единиц языка, значительно облегчает работу с ребятами, у которых доминирует эмоционально-образная память, позволяет внести игровой элемент без ущерба основному содержанию урока.
-
Многоаспектный анализ текста 2014
Урок повторяет разделы лингвистики; самостоятельные и служебные части речи; виды предложений; грамматическую основу: подлежащее и сказуемое; стили речи: научный стиль и научно-популярный подстиль. Учащиеся должны проанализировать текст в разных аспектах для выполнения заданий ЕГЭ части А: А7–А12.
-
Многоаспектный анализ текста на уроке русского языка 2006
Урок развития речи, на котором проводится работа с текстом. Учитель, применяя различные методы работы, готовит ребят к ЕГЭ, учит правильно выражать свои мысли и анализировать текст с различных позиций.
-
Многозначные слова 2019
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение многозначных слов. Сформировать у учащихся первоначальное представление о многозначности слова, развить устную связную речь, отработать навыки правильного орфографического письма.
-
Многоликий Петербург 2013
Материал знакомит читателя с приемами работы по изучению всемирного природного и культурного наследия в школе, взаимодействием уроков литературы с театральной и экскурсионной деятельностью, а также формами работы с одаренными детьми.
-
Многообразие значения слова "метель" (урок развития речи в 8-м классе) 2008
На уроке развития речи в 8-м классе учащиеся рассматривают слово "метель" во всем многообразии его значения.
-
Многочленные сложноподчиненные предложения. 9-й класс 2011
Цель урока: познакомить с видами подчинительной связи в многочленных СПП; формировать умения: определять вид и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложения.
-
Множество обличий подлежащего. 8-й класс 2011
Урок «Множество обличий подлежащего» является комбинированным. Построен в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ) обучающихся и учителя. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности (исследовательские, поисковые, работа со справочной литературой).
-
Модальные частицы 2012
Урок посвящен модальным частицам, их разнообразию и функционированию в определенных стилях речи. С помощью разнообразных методических приемов: лингвистического разбора, выразительного чтения, тренировочных упражнений, словарной работы формируется умение распознавать значение модальных частиц.