Цели и задачи:
- Познакомить с разрядами прилагательных.
- Научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
- Учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
- Развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
- Развивать навык самоконтроля
Оборудование: Презентация “Дидактический материал по русскому языку. 6 класс”. (М.: “Просвещение”, 1998 год.) См. Приложение 1.
Ход урока
I. Мобилизация внимания учащихся
Учитель: Нам предстоит знакомство с новой, очень важной для вас темой. Настраиваемся на серьёзную, активную работу. Записываем дату и вид работы по месту её выполнения, оставим строку для записи темы занятия после её угадывания.
II. Повторение пройденного материала
1. Работа с формулами.[1]
Индивидуальное задание:
Заполните пропуски в формулах, найдите ошибки в образовании степеней сравнения, исправьте их.
– основа прилагательного + суффиксы … = простая сравнительная степень;
– … + прилагательное = составная сравнительная степень;
– основа прилагательного + суффиксы … = простая превосходная степень;
– … + исходное прилагательное = составная превосходная степень
2 Игра “Редактор”
Поиск ошибок в образовании форм степеней сравнения прилагательных. [2]
Задание: Найдите ошибки в образовании степеней сравнения, исправьте их.
Красивше, выше, длиньше, более громче, мельче, более длинный, самый умнейший, наиболее тёмный
3. Образование форм степеней сравнения прилагательных.
Задание: Образуйте все формы степеней сравнения от слов
Красивый, свежий
4. Словарный диктант
Словарный диктант с целью повторения орфограмм “Гласные в корне слова”, “Окончания прилагательных” и актуализации знаний.
Зимним днём, по лисьему следу, на лесной опушке, пушистая ёлка, в снежном покрове, под глубоким сугробом, искристые отблески, лёгкими снежинками, у векового дуба.
– Какой темой объединены словосочетания в
диктанте?
– Слова каких частей речи встретились в
диктанте?
– Одинаковые ли признаки обозначают
прилагательные?
Слайд 1. См. Приложение 1
Место Принадлежность Окрас
Вес
ВеществоРазмер
Время
Состави другие признаки
5. Вывод и введение в новую тему
Мы увидели, что прилагательные в словосочетаниях могут обозначать разные признаки предметов.
Издавна учёные пытались произвести классификацию прилагательных. на сегодняшний день они выделяют три группы, опираясь на значения и форму прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
Слайд 2
III. Определение темы и целей урока
– Мы подошли к теме нашего урока. Попробуйте самостоятельно её сформулировать.
– Кто из вас может справиться с целеполаганием?
(Совершенно верно, целями урока будут следующие:
1 – познакомиться с делением прилагательных на
3 разряда;
2 – научиться находить качественные
прилагательные в речи;
3 – сформировать навык определения их роли в
предложении, использования их в своей речи)
IV Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов
1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебниках. Работать будете по группам – рядам.
Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из словарного диктанта, чтобы продолжить работу над описанием зимнего пейзажа.
Слайд 3
План исследования |
Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
Свойства прилагательных: | |||
1) Значение | |||
2) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) | |||
3) Наличие краткой формы | |||
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями | |||
5) Свойство образовывать сложные прилагательные |
2. Определение темы и цели групповых исследований
Учитель: Итак, тема исследования:
1-го ряда – качественные прилагательные (стр.116);
2-го ряда – относительные прилагательные (стр.117);
3-го ряда – притяжательные прилагательные (стр.
119).
3. Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.
4. Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах
прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных
прилагательных?
5. Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, имеет краткую форму, степени сравнения, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей?, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, значит, относительное.
6. Устный тренинг
Холодный, ледяной, тополиный
V. Физкультминутка
VI. Закрепление материала
Закрепление с целью совершенствования навыка определения качественных прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.
1. Комментированное письмо – упр.290 (I абзац).
Задание: Найти качественные прилагательные, подчеркнуть как член предложения, устно доказать принадлежность к разряду; записать к ним антоним.
2. Индивидуальное задание – “Дидактический материал”, стр.76
Задание: Списать выделенное предложение, найти в нём прилагательные, определить их синтаксическую роль и разряд.
* – Какую роль играют прилагательные в текстах?
3. Творческая работа с текстом на экране
Задание: Списать текст в тетрадь, вставить подходящие по смыслу прилагательные, подчеркнуть качественные прилагательные. Найти художественные приёмы (средства выразительности)
Слайд 4
Зима! Это … пора с её … … днями, … сумерками, с её … ночами, когда по … … небу, как тени несутся … облака!
Недаром зиму называют волшебницей. Она развешивает на деревьях … гирлянды инея, окутывает их …. дымкой.
Всё вокруг сказочное, фантастическое, необыкновенное!
4. Проверка самостоятельной работы
– Назвать качественные прилагательные. Какие художественные средства использованы в тексте?
(Эпитеты – … Метафора – … Олицетворение – … Сравнение – …)
– К словам и текстам какой тематики обращались сегодня на уроке? Какова роль прилагательных в тексте?
VII. Домашнее задание. Инструктаж
Упр. 292. В нём тоже понаблюдаете предложения с описанием зимнего пейзажа, поработаете с прилагательными по заданию, закрепите знания и практические навыки, полученные на уроке.
VIII. Итоги урока
1. Тест; взаимопроверка “по ключу”
Задание: Выбрать номера, соответствующие качественным прилагательным.
Слайд 5
1 великолепный вид
2 тонкий ствол
3 январский мороз
4 берёзовая роща
5 серая кукушка6 твёрдый наст
7 заячий хвостик
8 муравьиная тропа
9 еловые ветки
10 низкое солнце
Слайд 6
Ключ к тесту
1, 2, 5, 6, 10
2. Экспресс-опрос:
Чтобы знанья были впрок,
Повторяем мы урок!
– Какие разряды прилагательных выделяются в
русском языке?
– Прилагательные каких разрядов не имеют
краткой формы?
– Прилагательные какого разряда отвечают на
вопрос ЧЕЙ?
– Какие признаки могут иметь качественные
прилагательные?
– Можно ли считать прилагательное качественным,
если у него есть не все признаки?
3. Оценки, их аргументация
Литература
- Русский язык. 6 класс. Автор-составитель С.С. Колчанова. – Волгоград, “Учитель”, 2007.
- “Дидактический материал по русскому языку. 6 класс”. – М.: “Просвещение”, 1998.