Цели:
- обучающая: закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных;
- знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных;
- отрабатывать умение определять разряды;
- уметь обосновывать свое мнение;
- развивающая: развитие творческих способностей учащихся;, монологической и диалогической речи;
- развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету;
- развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал;
- делать выводы;
- воспитывающая: учить находить что-то новое, интересное, увлекательное в каждой теме;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому нашей Родины;
- развитие речи: конструирование предложений по схемам;
- составление связного рассказа;
- составление словосочетаний;
- включение прилагательных в текст;
- работа с текстом.
Повторение: синтаксический разбор простого предложения, морфологический разбор прилагательного, разбор слова по составу и словообразовательный разбор, повторение орфограмм.
Тип урока: закрепление материала с использованием полученных ранее умений и навыков.
Форма урока: практическое закрепление материала с использованием элементов драматизации.
Методы: словесный и опережающий, метод творческой организации.
Ход урока
I. Оргмомент.
II.Опрос.
Работа с текстом.
У могилы неизвестного солдата.
У грубого простого обелиска
Женщина остановилась и скл…нилась ни…ко.
Волной т..желой волосы седые
Упали ей на плечи м…лодые.
Могилу неизвес…ного солдата
Цв…тами убрала она богато:
Гвоздикой красной, медоносной кашкой,
Ш…повником да белою ромашкой.
Потом она пр…села в изголовье
И песни пела горес…ные, вдовьи.
Она, наверно, потому их пела,
Чтоб сер…це от тоски (не) онемело.
Л.Татьяничева
Задания:
Четыре учащихся работают у доски.
- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, объяснить правописание слов. Выполнить разбор по составу и словообразовательный азбор слова медоносной.
- Выполнить морфологический разбор имени прилагательного белою (ромашкой).
- Выполнить синтаксический разбор предложения:
У грубого простого обелиска женщина остановилась и склонилась низко.
- Выписать из стихотворения имена прилагательные и определить их разряд.
III. Закрепление материала.
Слово учителя.
В течение нескольких уроков, ребята, мы путешествуем с вами по городу Имя Прилагательное, по его улицам, переулкам, площадям. Это очень важный и крупный город в государстве Морфология. Следует сказать, что по количеству жителей, т.е. употребляемых слов, он занимает 3 место после Существительного и Глагола.
Почемучка: А мне имя прилагательное представляется огромной поляной, на которой можно найти все – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных вещей: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра). И на этой поляне чудесных свойств и качеств растет само древо познания с листочками – именами всех предметов.
Именно таким я представляю имя существительное. Ведь прилагательному никак не прожить без друга – Существительного. Иначе кому оно будет служить? Кому понадобятся его признаки, его богатство?
Учитель: Добавь, что живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.
Почемучка: Ребята, а как вы представляете имя прилагательное? Расскажите его биографию.
Учащиеся вспоминают определение имени прилагательного.
Словарно-орфографическая работа.
Биография
(греч. био – жизнь, графио – писать).
Вопросы и задания классу:
– объясните значение этого слова;
– образуйте от него прилагательное, определите его разряд;
– приведите примеры слов с корнем био-;
– составьте словосочетания с этим словом.
Биография – описание чьей-нибудь жизни (биография поэта, случай из биографии).
– Можно ли сказать “биография жизни”? Почему?
Учитель: Вот теперь вы вспомнили биографию имени прилагательного, представляете себе, сколько нужно затратить сил и труда, чтобы хорошо знать эту часть речи.
Почемучка: А теперь загадочная пауза. Часто имена прилагательные встречаются в загадках. Прилагательные, обозначая признаки предмета, оказываются очень удобным средством, чтобы описать предмет, не назвав его, а именно это и нужно для загадки. Послушайте эти загадки, отгадайте их. Выпишите из них имена прилагательные, определите их разряд.
|
|
3. Сам алый, |
Проверка задания у доски.
Работа с текстом. Текст выразительно читается учителем.
Вопросы классу:
– Какую знаменательную дату отмечает наша страна каждый год в мае?
– Почему люди чтят память погибших?
– Какова основная мысль этого стихотворения?
– Почему поэт называет песни горестными?
– Подберите синонимы к этому слову?
– Что называется эпитетом?
Учитель: Наше путешествие по городу Имя Прилагательное продолжается. Как вы помните, все прилагательные, живущие там, объединены в три группы. Группы эти в науке называются разряды. Приглашаем их в гости к нам.
Качественное прилагательное: Здравствуйте, ребята! Я качественное прилагательное. А что вы знаете обо мне? Назовите мои признаки.
Знайка: Отдых, теперь отдых. Объявляю рекламную паузу.
Качественное прилагательное: Хорошо, слушайте. Каких только прилагательных ты не найдешь среди нас! Маленькие и большие, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие. И каждый стремиться победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше, у кого меньше. Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделен на 2 полюса. Жители этих полюсов – вечные соперники. Но мир качественных прилагательных безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растет и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественнее.
Знайка: мне понравилась твоя реклама, но она наводит меня на печальные размышления. Что же тогда говорить об относительных и притяжательных? Получается, что они некачественные? Кто захочет с ними знаться?
Относительное прилагательное: А мы вторая группа или разряд – относительные прилагательные. Мы обозначаем… Ребята, а что мы обозначаем, вы знаете?
Да, мы обозначаем материал, из которого сделан предмет или указываем на признак предмета по месту: йошкаролинская улица. Может ли улица быть более йошкаролинской? А менее? У нас есть еще прилагательные, указывающие на признак по времени его существования: утренний кофе. Или по значению предмета: детская площадка или по весу: килограммовая посылка.
Знайка: Я хочу сделать маленький вывод: качественные от относительных отличаются только тем, что одни могут друг перед другом хвалиться и меряться силами, а другие не могут.
Работа с текстом, записанным на доске.
Задание классу: выпишите из текста прилагательные, определите их разряд.
Задание по развитию речи. Конструирование предложений по схемам.
-ое | -е | -ет | из-за | туч. |
-ые | -а | -ут | по | небу. |
Подвести учащихся к выводу: какими членами предложения могут быть имена прилагательные? Определите их разряд.
Знайка: А теперь я предлагаю вам игру “Угадай слово”. Подскажу, что это имя прилагательное. Определите затем его разряд.
- Возьмите приставку от слова, являющегося определением в предложении Шел бесконечный дождь.
- Добавьте подлежащее из предложения Страх овладел им.
- Добавьте суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Какое получилось слово?
– Что мы должны знать о правописании слова бесстрашные?
– Составьте словосочетание с этим словом.
Учитель: Но мы забыли еще об одном разряде, притяжательных прилагательных. Они не похожи ни на кого, только на себя. А что они обозначают, ребята? И тем они особенно интересны. Послушаем их рассказ о том, как они стали самостоятельными.
Сценка.
Автор: Однажды к Синтаксису пришли словосочетания Пиджак отца, Платок бабушки, хвост лисы. Вперед выступило слово Пиджак.
Пиджак: Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные не хотят подчиняться.
Отец: Мы ведь не прилагательные, род, число и падеж которых зависят от того слова, рядом с которыми они стоят. Помогите нам, король Синтаксис, замените нас прилагательными.
Автор: Синтаксис задумался. Позвал Морфологию.
Морфология: Я не возражаю против новой группы имен прилагательных. Но есть ли короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Автор: Пригласили короля Словообразование. Он взял с собой только два суффикса -ов и -ин да несколько окончаний. Так получились прилагательные Отцов и Бабушкин. А что касается слова Лисы, то король Словообразование вместо суффикса рискнул поставить -ий, – лисий. А чтобы не было недоразумения, повелел считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имен прилагательных.
Учитель: Ребята, а какие еще суффиксы притяжательных прилагательных вы знаете?
Творческое задание. Перед вами отрывок из произведения А.П. Чехова. Вставьте на месте пропуска подходящие по смыслу прилагательные. Попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте, потом мы сравним записанные определения с авторскими.
Сумерки. --- снег лениво кружится около фонарей и --- пластом ложится на --- крыши, спины, плечи, шапки.
Вопросы и задания:
– С какой целью автор использует в тексте имена прилагательные?
– Определите их разряд.
Вывод. Писатель с помощью прилагательных рисует образную картину природы, которую мы легко можем представить по этому описанию. Писателю важно правильно подобрать прилагательные для описания предметов и явлений.
IV. Закрепление.
Обобщение и подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы весь урок повторяли тему” Разряды имен прилагательных”.
Вопросы:
– Что обозначают качественные прилагательные? Назовите их признаки.
– Что обозначают притяжательные прилагательные?
– Что обозначают относительные прилагательные?
– Какова синтаксическая роль прилагательных?
А закончим сегодняшний урок прослушиванием веселого стихотворения об имени прилагательном.
1 чтец.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
2 чтец.
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме ”милая”,
Красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тельные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.