Цели:
- первичное ознакомление учащихся с разрядами прилагательных;
- воспитание интереса к предмету;
- формирование умений выдвигать предположения, проводить наблюдение, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из сообщения учителя.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: исследовательский.
Форма урока: коллективная.
Оборудование урока: схема в учебнике В.В. Бабайцевой, опорные записи на доске.
Структура урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация.
3. Усвоение новых понятий с первичным закреплением.
4. Вывод, итоги урока.
5. Д/з, комментирование.
6. Материал дополнений на случай, если осталось время.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация прежних знаний учащихся.
а) Устный ответ (вставь необходимые слова).
Имя прилагательное – это … , которая обозначает …, отвечает на вопросы …, в предложении является … .
- А помнишь ли ты, какова начальная форма прилагательного?
- Какие морфологические признаки прилагательного тебе известны?
б) Творческий словарный диктант. Изученные словарные слова записать в словосочетании с прилагательными:
… халат, … пуговица, … перчатка, … костюм, … ботинок, … пиджак, … ремень (подчеркнуть орфограммы).
в) Для чего необходимы прилагательные в речи? (Ответы)
Упражнения для модников. Опишите, во что вы хотели бы быть одеты в праздничный день. Используйте как можно больше прилагательных.
3. Формирование новых знаний.
а) Слово учителя:
- Вот мы и подошли к изучению одной из самых сложных тем.
Соберите все свои силы, все внимание – и вперед, к новым исследованиям и открытиям. Объявляю путешествие. Цель поездки – знакомство с неисследованным уголком замечательного города Имя Прилагательное. Уголок этот, почти тупик, называется … “Разряды прилагательных”. А что означает слово “разряды”?
- Да, все прилагательные, живущие в этом городе, объединены в 3 группы.
Рассмотрим опорную схему в учебнике на стр.62. С какими разрядами мы познакомимся? Есть какие-то предложения об их признаках?
б) Наблюдение над качественными прилагательными.
- Вот вам примеры, продолжите:
величина: большой, ….
возраст: молодой, ….
вес: легкий, …
вид: красивый, …
свойства: умный, ….
оценка: хороший, ….
- Вы спросите, зачем нам надо было это делать? Не спешите. Если вписать в каждую строчку антоним, то окажется, что каждое из этих прилагательных имеет свою противоположность, т.е. может сравниться с другим. По величине может быть больше или меньше, по возрасту - моложе или старше, по весу - легче или тяжелее. По виду - красивее или безобразнее, по характеру - умнее или глупее. По цвету - ярче или бледнее. Именно эти признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в 1 группу, или разряд качественных прилагательных. Уже из названия видно, что это прилагательные, которое обозначает те или иные качества, свойства, способные проявляться в большей или меньше степени.
3) Первичное заключение. Упр. 227.
4) Обо всех прилагательных можно сказать, что их свойства могут проявляться больше или меньше? Вот деревянный стол. Может он быть еще деревяннее? Или может оказаться в нем чуть меньше деревянности? (нет)
Вот и 2 разряд прилагательных – относительные прилагательные. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту: ленинградская улица, или по времени: утренний кофе, или по назначению предмета: детская площадка.
Вопрос: чем же отличаются качественные прилагательные от относительных?
- Только тем, что одни могут друг перед другом хвастаться и меряться силами, а другие не могут.
5) Первичное заключение (упр.230 частично)
6) Какие словосочетания остались невыписанными? (Вволчий след, охотничьи привычки, мамин брат)
- Какой вопрос объединяет эти прилагательные? Чей? Чья? Чье?
Это притяжательные прилагательные. Они обозначают признак предмета по его принадлежности: кому-нибудь.
7) Первичное закрепление: устная работа.
1 вариант – назвать существительное
2 вариант – подобрать к нему притяжательное прилагательное
IV. Вывод.
- Что узнали нового о прилагательных?
- Что характерно для каждой группы прилагательных?
Оценки.
Д\з: 99, № 231.
Вы замечательно поработали. Отдых! Объявляю рекламную паузу!
Реклама качественных прилагательных (прилагается к конспекту урока).
Каких ты только прилагательных ты не найдешь в этой стае! Маленькие и большие, взрослые и подрастающие, хорошие и плохие, красивые и не очень. Холодные и горячие, они так и вьются над поляной имен прилагательных. И каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше вопросов, у кого меньше вопросов.
Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделен на 2 полюса. Жители этих полюсов – вечные антагонисты. Хотя лучше выбрать более подходящее мирное слово – антонимы.
Но мир качественных прилагательных безбрежен. Он постоянно расширяется. Их количество растет. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественнее!
Вам не жалко относительных и притяжательных прилагательных? Получается, что они некачественные. Кто захочет знаться с ними? Притяжательным легче. Они хоть кому-то нужны, кому-то принадлежат, они чьи-то! А что делать относительным?
Напишите текст рекламы относительных прилагательных.
Притяжательные – чьи-то.
Относительные – из чего-то.
Качественные – больше или меньше чего-то.