Разработки уроков по теме: "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Урок 1. Деепричастие как самостоятельная часть речи.

Цели:

  1. создать условия для представления о лексическом и грамматическом значении деепричастия,
  2. формирования навыка разграничения основного и добавочного действия,
  3. развития умения определить стиль текста по его признакам,
  4. воспитания любви к животным.

I. Организационный момент.

Защита дежурства. (Дежурный ученик называет число, день недели, отсутствующих, именинника, победителей соревнования или конкурса, любое значительное событие в жизни класса; тему прошлого урока, домашнее задание).

II. Объяснение нового материала.

Наблюдение над предложениями.

Котенок лежит и отогревается на солнце. Котенок лежит, отогреваясь на солнце.

  1. Найдите основы предложений. Каким членом предложения становится во втором предложении слово подпрыгнув? Что оно обозначает? (Добавочное действие)
    Это деепричастие.
  2. Каким членом предложения является деепричастие?
  3. Раз деепричастие имеет значение добавочного действия, значит, оно имеет и глагольные признаки. Какие?

Поставим вопрос: «что сделав?» - Отогревшись – совершенный вид. Отогреваясь – несовершенный вид.

Попробуйте изменить деепричастие. Не получилось? Значит, это неизменяемая форма глагола. С какой частью речи роднит деепричастие его неизменяемость (С наречием).

Вывод:

Что общего у деепричастия с глаголом?
Что общего у деепричастия с наречием?

III. Тренировочные упражнения.

  1. Выполнить упражнение 134.
  2. Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте. Определите стиль текста, назовите его приметы. Какие из выделенных слов обозначают основное действие, а какие добавочное? Над деепричастием поставьте букву д. Обозначьте основы предложений. Объясните выделенные орфограммы.

1) Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.
2) Я не шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам.
3) Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние ноги. 4) Иногда он вскидывал голову и, навострив уши, оглядывался вокруг, как пограничник в засаде. Через некоторое время он опять засыпал, опуская голову на передние лапы.

3. Выпишите словосочетания с деепричастием.

Выкрашенный краской, устроенный по проекту, выкрасив краской, запертый дома, заперев дом, вырастив урожай, укрепил болт, устроившись на ночлег.

Домашнее задание: изучить теоретический материал на странице 61-62,

1 гр. Составить связный рассказ о деепричастии с примерами из поэтического текста.

2 гр. Составить 4 пары деепричастий, доказывающих, что они бывают совершенного и несовершенного вида, например: прыгая – прыгнув, расставляя – расставив.

3 гр. Образуйте от глаголов играть, поиграть, смотреть, посмотреть возможные деепричастия.

Урок 2. Деепричастный оборот, запятые при деепричастном обороте.

Цели:

  1. создать условия для ознакомления с понятием деепричастный оборот, выработки навыка нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми,
  2. развитие умения определять стиль текста по его признакам,
  3. воспитание уважения к труду.

I. Организационный момент.

Защита дежурства. (Дежурный ученик называет число, день недели, отсутствующих, именинника, победителей соревнования или конкурса, любое значительное событие в жизни класса; тему прошлого урока, домашнее задание).

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ о деепричастии с примерами, подобранными из поэтических произведений. (Из стихотворения «Береза» С. Есенина, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, «Догорел апрельский светлый вечер» И.А. Бунина.)

2 – 3 примера записать.

По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.
А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая…

- В каком стиле приготовлен рассказ о деепричастии? Назовите его признаки.

2. Взаимопроверка домашнего задания 2 и 3 групп. По одному ученику от каждой группы объясняют выполнение домашнего задания.

III. Проверочная работа. Найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному.

Мама долгие годы работала дояркой.

Пять лет тому назад моя старшая сестра Гульшат, окончившая школу, пришла на мамину ферму, желая продолжить семейную традицию. Сначала у нее ничего не получалось. Однако мама и ее подруги, не считаясь со временем, охотно показывали Гульшат, как доить коров, как ухаживать за телятами.

Моя сестра теперь опытная доярка, и она другой профессии для себя не желает.

IV. Объяснение нового материала. ( На материале из пункта III)

Синтаксический разбор предложения.

Пять лет тому назад моя сестра Гульшат, окончившая школу, пришла на мамину ферму, желая продолжить семейную традицию.

- Почему мы выделили запятыми причастный оборот? Что называется причастным оборотом? Какова его роль в предложении?

- А что мы можем назвать деепричастным оборотом? Какова его роль в предложении?

Отличие в пунктуации: деепричастный оборот выделяется запятыми (обособляется) всегда.

V. Работа с учебником.

1. Прочитать параграф 31.
2. Ознакомиться с пунктограммой № 7.
3. Пересказать содержание своими словами.

VI. Тренировочные упражнения.

  1. Выполнить упражнение 138. (Выполняется комментированно по цепочке).
  2. Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Записать предложения, расставив знаки препинания.

1) Белочка распушила хвост и бегала по веткам.
2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром.
3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

VII. Домашнее задание:

1 гр. Упражнение 139.

2 гр. Составить связный рассказ о деепричастном обороте с примерами из художественной литературы.

3 гр. Упражнение 142.

Урок 3. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида.

Цели:

  1. создать условия для выработки навыка раздельного написания не с деепричастиями,
  2. ознакомить учащихся со способом образования деепричастий несовершенного вида;
  3. развить умения определить стиль речи и тип текста,
  4. воспитать уважения к труду.

I. Организационный момент.

Защита дежурства. (Дежурный ученик называет число, день недели, отсутствующих, именинника, победителей соревнования или конкурса, любое значительное событие в жизни класса; тему прошлого урока, домашнее задание).

II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка упр. 139 и 142,

Устно: рассказ о деепричастном обороте, примеры читают по цепочке.

- В каком стиле приготовлен рассказ о деепричастном обороте? Назовите его признаки.

III. Объяснение нового материала «Не с деепричастиями».

  1. Знакомство с орфограммой № 56 параграфа 32.
  2. С какой еще частью речи не пишется так же, как и с деепричастием?

IV. Закрепление изученного.

Выполнить упражнения 144, 145.

V. Объяснение нового материала (деепричастия несовершенного вида).

1. Знакомство с таблицей, помещенной в параграфе 33 учебника.

- От глаголов какого вида образуются деепричастия несовершенного вида?

2. В какой форме стоят глаголы в таблице? (3 л. множеств. числа настоящего времени.)

- При помощи чего образуются деепричастия несовершенного вида?

- В чем особенность образования деепричастия несовершенного вида от глагола быть?

VI. Закрепление изученного.

  1. Образовать деепричастия несовершенного вида от глаголов: замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
    Составить с двумя образованными деепричастиями предложения.
  2. Выполнить упражнение 149.
  3. Объяснительный диктант с грамматическим заданием. Определите тему и главную мысль текста, озаглавьте. Определите стиль речи и тип текста, назовите его приметы. Обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.

Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.

Заставляйте читать себя медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.

(По К. Паустовскому.)

VII. Домашнее задание: Прочитать параграфы 32, 33.

1гр. Выполнить упражнение 150.

2 гр. Выполнить упражнение 151.

3 гр. Составить связное высказывание на тему: «Что я знаю о деепричастии». Необходимо напомнить учащимся, что устный ответ должен быть полным, доказательным, выдвигаемые положения необходимо иллюстрировать собственными примерами. Материал должен быть изложен последовательно и оформлен грамотно с речевой точки зрения. Полный ответ должен включать четкое определение деепричастия, указание на его грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении.

Урок 4. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Цели:

  1. создать условия для ознакомления учащихся со способом образования деепричастий совершенного вида,
  2. ознакомить с порядком морфологического разбора деепричастия;
  3. развить умения определить стиль текста по его признакам,
  4. воспитать уважения к труду.

I. Организационный момент.

Защита дежурства. (Дежурный ученик называет число, день недели, отсутствующих, именинника, победителей соревнования или конкурса, любое значительное событие в жизни класса; тему прошлого урока, домашнее задание).

II. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка упр. 150 и 151. Устный ответ «Что я знаю о деепричастии» (примеры по цепочке).

- В каком стиле приготовлено сообщение? Назовите его признаки.

III. Объяснение нового материала.

Анализ материала, помещенного в таблице параграфа 34.

- От глаголов какого вида образуются деепричастия совершенного вида?

- В какой форме стоят исходные глаголы?

- При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида?

IV. Закрепление изученного.

  1. Выполнить упражнения 152, 153.
  2. Прочитайте текст. Определите его тему, главную мысль, озаглавьте.

Определите стиль речи, тип текста, назовите его приметы. Выпишите деепричастия, определите их вид, образуйте от них деепричастия другого вида.

После тяжелой, суровой зимы вышли под весеннее солнце пахари, старые и молодые, не жалея сил и труда, вспахали отогревшуюся землю и засеяли ее, разрыхленную, чистыми семенами, доверяя природе, благодатному ее теплу, свету все свои надежды. Вот скоро семена пустят корни, проклевываясь стебельками, высовываясь листьями. Дадут богатый урожай… Порукой их доверию было жаркое в небе солнце, буйное весеннее ликование, охватившее все живое вокруг. Вместе с травами, цветами и пестрым роем бабочек, щебечущими птицами радовался и пахарь. Ему казалось, что впереди ждут его дни, такие же яркие, как это весеннее празднество. Светлые полосы всходов пшеницы, овса, темные клинья не расцветшей еще гречихи на обширных полях радовали пахаря, делая его чувства глубже, весомей. Он верил, что так же, как пришла за суровой зимой весна, так и за сумрачным прошлым наступит ясная, счастливая жизнь…(Г. Ибрагимов.)

3. Произвести морфологический разбор одного деепричастия несовершенного вида и одного деепричастия совершенного вида, пользуясь схемой разбора, данной в параграфе 35. (Работа под наблюдением учителя).
4. Выполнить упражнение 162 (комментированно по цепочке.)

V. Домашнее задание:

1 гр. Подготовить связный рассказ о деепричастии, используя контрольные вопросы на с. 75.

2 гр. Выполнить морфологический разбор двух деепричастий разного вида.

3 гр. Подобрать из учебника по литературе три предложения с деепричастным оборотом, выполните его синтаксический разбор.

Уроки 5,6. Повторение изученного о деепричастии.

Цели:

  1. Создать условия для систематизации и обобщения сведений о деепричастии и деепричастном обороте, отработки умения правильно использовать деепричастия в речи;
  2. развитие умения определять стиль речи, тип текста,
  3. воспитание уважения к труду.

I. Организационный момент.

Защита дежурства. (Дежурный ученик называет число, день недели, отсутствующих, именинника, победителей соревнования или конкурса, любое значительное событие в жизни класса; тему прошлого урока, домашнее задание).

II. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка в 1 и 3 группе, 2 гр. связный рассказ на тему «Деепричастие»

III. Редактирование текста.

Упражнение 136.

IV. Осложненное списывание.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выберите из скобок нужные деепричастия.

1. Я жил (не)дорослем (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в чехарду с дворовыми мальчишками. 2. Однажды осенью матушка в..рила в гости(н,нн)ой медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипуч.. пенки. 3.(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я увидел что буря утихла. 4. (Приезжая, приехавши) в Оренбург я прямо явился к генералу.

V. Морфологический разбор деепричастий.

Из предыдущего упражнения выбрать 2 деепричастия и сделать их морфологический разбор.

VI. Тренировочные упражнения.

Упражнение, способствующее осознанному употреблению деепричастий в речи.

Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Записать предложения с нужными знаками препинания. Объяснить различия в значении предложений.

1. Я подошел к калитке и увидел игравших в саду детей. 2. Калитка открылась и противно скрипнула. 3. Листья падали на землю и одевали ее легким покрывалом. 4. Ребенок засмеялся и потянулся к игрушке.

VII. Изложение – миниатюра. (По упражнению 158)

Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте. Определите стиль речи и тип текста, назовите его приметы. При написании изложения использовать деепричастные обороты.

Задание: подчеркнуть деепричастные и причастные обороты как члены предложения.

VIII. Домашнее задание: упражнение 168, выполнить морфологический разбор двух деепричастий их упражнения.

Урок 7. Контрольный диктант.

Цель: проверить знания, умения и навыки по изученной теме.

Удивительный дар.

Овладевая изобразительными средствами языка, вы постепенно будете проникать в тайны художественного слова и словесного искусства. Это не только обогатит вашу речь, сделает её более выразительной и яркой, но и, развивая чувство языка , поможет научиться ценить литературные произведения. Изучая язык как словесное искусство, вы подойдете к всестороннему изучению художественного произведения, открывая себе путь к проникновению в глубь литературы. Не зная всего многообразия языка, нельзя понять многообразие мира.

Слово - удивительный дар, которым обладает человек. Слово вместе с мыслью и творчеством – это самое ценное и важное из того, что есть у человека. Они дают ему возможность познавать мир, подчиняя себе силы природы. Но это не всё. Слово - могучее средство самовыражения, потребности, свойственной каждому человеку. А для этого необходимо, хорошо зная свой язык, понимать и ценить поэтическую речь. Познавая слово, вы познаете себя. (По Л. Новикову).

Грамматическое задание.

Вариант I.

  1. Обозначить деепричастия и деепричастные обороты в первом абзаце.
  2. Морфологический разбор деепричастия подняв.

Вариант II.

  1. Обозначить деепричастия и деепричастные обороты во втором абзаце.
  2. Морфологический разбор деепричастия овладевая.