Распространенные и нераспространенные предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели.

  • Повторить и обобщить сведения о простом предложении.
  • Продолжить работу по формированию навыков аргументированной постановки тире между подлежащим и сказуемым.
  • Научить различать распространенные предложения от нераспространенных; уметь распространять предложения.
  • Воспитывать аккуратное отношение к книге, к учебнику.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент (объявление темы, цели урока – слайд №1).

II. Словарная работа (слайд №2. Презентация).

Учитель: Что такое брошюра?

Обратимся к словарю нашего учебника (стр. 288).

Брошюра – небольшая книжка.

А вот как толкует это слово словарь Ожегова:

Брошюра – небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты при помощи иглы.

Поработаем со словом (слайд №3).

Проверим (слайд №4).

III Фронтальный опрос.

- Что мы называем предложением?

- Что отличает предложение от словосочетания?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Какие бывают предложения по интонации?

- Для чего используются восклицательные предложения?

- Какие эмоции вы знаете?

- Без чего не может существовать предложение?

- Что такое грамматическая основа?

- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

IV Работа по теме.

На слайде №5:

  • Я читаю.
  • Я читаю брошюру.
  • Я читаю интересную брошюру.

Задание.

  • Выделить грамматические основы предложений.
  • Записать и разобрать 1 и 3 предложения.

Учитель:

- Какое из первых двух предложений несёт большую информацию?

- За счет чего? (За счет второстепенного члена, который распространяет главный член предложения – сказуемое)

- Какое из предложений 2-е или 3-е несет более полную информацию?

- За счет чего? (За счет второстепенного члена, который распространяет второстепенный член)

Вывод. Второстепенные члены предложения могут распространять как главные, так и второстепенные члены.

Учитель: Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? (Потому что составляют грамматическую основу предложения)

Предложения, которые состоят только из грамматической основы мы будем называть нераспространенными.

- А как будем называть предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные? (Распространенными)

Подтвердим наши выводы (чтение правила на стр. 66).

Запишем и разберем 1-е и 3-е предложения.

Проверим (слайд №6):

Я читаю.4 (Пов., невоскл., двусост., нераспр.)

[ _____   ========  ].

Я читаю интересную брошюру.4

(Пов., невоскл., прост., двусост., распр.)

[ _____   ======== ].

V. Закрепление.

1. А теперь поиграем. Игра называется “Снежный ком” (слайд №7).

В качестве снежного кома выступит предложение: Книга – подарок.

- Какое это предложение, распространенное или нераспространенное? (Нераспространенное, так как состоит только из главных членов)

Представим, что это предложение – маленький снежный комочек.

Я его бросаю 1-му ряду с заданием распространить в предложении главный член сказуемое.

А теперь уже большой ком бросаю второму ряду с заданием распространить оба главных члена.

А теперь задание 3 ряду: распространите предложение еще больше.

Хорошая книга – лучший подарок ко дню рождения.

Вывод.

- От чего разросся снежный ком? (Cлайд №7) (В нем появились второстепенные члены предложения. Было нераспространенным, стало распространенным)

Если есть время – разобрать предложения:

  • Книга – подарок.4
  • Хорошая книга – лучший подарок.4

1. Объяснительный диктант.

Цель: проверить умение ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.

На слайде №9:

Книга - учитель.

Книга - наставница.

Книга - близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Задание. Выписать только те предложения, где нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Одно из них разобрать.

2. Групповая работа.

Недавно на уроках литературы мы познакомились с самым удивительным жанром, любимым и взрослыми, и детьми сказкой.

- В чем необычайная сила сказок? (Это удивительный мир, где добро побеждает зло, справедливость торжествует)

- Чему учат герои сказок? (Быть сильными, смелыми, мужественными, храбрыми, верными, и т.д.)

- А что высмеивает? (Чванство, высокомерие, изнеженность, трусость, глупость, и т.д.)

Задание (слайд №10):

1 группа 2 группа
Задание. Составить самостоятельно предложения по теме “Удивительный мир сказок”.

Задание. Выделить грамматические основы, указать способ выражения главных членов, придумать заголовок.

Сказка “Белая уточка” – гимн материнской любви.

Белая уточка – олицетворение материнства, мать – хранительница семьи. Материнское чувство одерживает победу над злыми чарами ведьмы.

В этом смысл сказки.

VI. Выводы.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие предложения называются нераспространенными?

- Какие предложения называются распространенными?

- Вернемся к первому предложению. Брошюра интересная.

- Что нужно дописать в характеристику предложения? (Нераспространенное)

VII. Заключительное слово.

Мы на протяжении всего урока говорим о книге.

Кем является книга для нас с вами?

  • Другом, потому что всегда нашу печаль, поможет в трудную минуту, отвлечет от грустных мыслей.
  • Наставником, так как всегда посоветует, как поступить в той или иной ситуации.

(Cлайд №11)

  • Книгой является и брошюра, в которой содержится маленький детский рассказ или какие-нибудь научные сведения.
  • Книгой является и словарь, из которого мы узнаем толкование лексических значений новых слов.
  • Книгой является и учебник, который помогает постичь самые разные науки.
  • Книгой является и любой сборник сказок, рассказов, повестей.

- А раз они нас учат, помогают, направляют, советуют, как мы должны к ним относиться? (Аккуратно!)

Задание. Составьте побудительное, восклицательное предложение со словом аккуратно.

- Ребята, обращайтесь с книгой аккуратно!

Домашнее задание (слайд №12): §34, написать сочинение-миниатюру “Книга – лучший друг”.