Цели.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- словарь русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент (объявление темы, цели урока – слайд №1).
II. Словарная работа (слайд №2. Презентация).
Учитель: Что такое брошюра?
Обратимся к словарю нашего учебника (стр. 288).
Брошюра – небольшая книжка.
А вот как толкует это слово словарь Ожегова:
Брошюра – небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты при помощи иглы.
Поработаем со словом (слайд №3).
Проверим (слайд №4).
III Фронтальный опрос.
- Что мы называем предложением?
- Что отличает предложение от словосочетания?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по интонации?
- Для чего используются восклицательные предложения?
- Какие эмоции вы знаете?
- Без чего не может существовать предложение?
- Что такое грамматическая основа?
- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
IV Работа по теме.
На слайде №5:
- Я читаю.
- Я читаю брошюру.
- Я читаю интересную брошюру.
Задание.
- Выделить грамматические основы предложений.
- Записать и разобрать 1 и 3 предложения.
Учитель:
- Какое из первых двух предложений несёт большую информацию?
- За счет чего? (За счет второстепенного члена, который распространяет главный член предложения – сказуемое)
- Какое из предложений 2-е или 3-е несет более полную информацию?
- За счет чего? (За счет второстепенного члена, который распространяет второстепенный член)
Вывод. Второстепенные члены предложения могут распространять как главные, так и второстепенные члены.
Учитель: Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? (Потому что составляют грамматическую основу предложения)
Предложения, которые состоят только из грамматической основы мы будем называть нераспространенными.
- А как будем называть предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные? (Распространенными)
Подтвердим наши выводы (чтение правила на стр. 66).
Запишем и разберем 1-е и 3-е предложения.
Проверим (слайд №6):
Я читаю.4 (Пов., невоскл., двусост., нераспр.)
[ _____ ======== ].
Я читаю интересную брошюру.4
(Пов., невоскл., прост., двусост., распр.)
[ _____ ======== ].
V. Закрепление.
1. А теперь поиграем. Игра называется “Снежный ком” (слайд №7).
В качестве снежного кома выступит предложение: Книга – подарок.
- Какое это предложение, распространенное или нераспространенное? (Нераспространенное, так как состоит только из главных членов)
Представим, что это предложение – маленький снежный комочек.
Я его бросаю 1-му ряду с заданием распространить в предложении главный член сказуемое.
А теперь уже большой ком бросаю второму ряду с заданием распространить оба главных члена.
А теперь задание 3 ряду: распространите предложение еще больше.
Хорошая книга – лучший подарок ко дню рождения.
Вывод.
- От чего разросся снежный ком? (Cлайд №7) (В нем появились второстепенные члены предложения. Было нераспространенным, стало распространенным)
Если есть время – разобрать предложения:
- Книга – подарок.4
- Хорошая книга – лучший подарок.4
1. Объяснительный диктант.
Цель: проверить умение ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
На слайде №9:
Книга - учитель.
Книга - наставница.
Книга - близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Задание. Выписать только те предложения, где нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Одно из них разобрать.
2. Групповая работа.
Недавно на уроках литературы мы познакомились с самым удивительным жанром, любимым и взрослыми, и детьми сказкой.
- В чем необычайная сила сказок? (Это удивительный мир, где добро побеждает зло, справедливость торжествует)
- Чему учат герои сказок? (Быть сильными, смелыми, мужественными, храбрыми, верными, и т.д.)
- А что высмеивает? (Чванство, высокомерие, изнеженность, трусость, глупость, и т.д.)
Задание (слайд №10):
1 группа | 2 группа |
Задание. Составить самостоятельно предложения по теме “Удивительный мир сказок”. | Задание. Выделить грамматические основы, указать способ выражения главных членов, придумать заголовок. Сказка “Белая уточка” – гимн материнской любви. Белая уточка – олицетворение материнства, мать – хранительница семьи. Материнское чувство одерживает победу над злыми чарами ведьмы. В этом смысл сказки. |
VI. Выводы.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие предложения называются нераспространенными?
- Какие предложения называются распространенными?
- Вернемся к первому предложению. Брошюра интересная.
- Что нужно дописать в характеристику предложения? (Нераспространенное)
VII. Заключительное слово.
Мы на протяжении всего урока говорим о книге.
Кем является книга для нас с вами?
- Другом , потому что всегда нашу печаль, поможет в трудную минуту, отвлечет от грустных мыслей.
- Наставником , так как всегда посоветует, как поступить в той или иной ситуации.
(Cлайд №11)
- Книгой является и брошюра, в которой содержится маленький детский рассказ или какие-нибудь научные сведения.
- Книгой является и словарь, из которого мы узнаем толкование лексических значений новых слов.
- Книгой является и учебник, который помогает постичь самые разные науки.
- Книгой является и любой сборник сказок, рассказов, повестей.
- А раз они нас учат, помогают, направляют, советуют, как мы должны к ним относиться? (Аккуратно!)
Задание. Составьте побудительное, восклицательное предложение со словом аккуратно.
- Ребята, обращайтесь с книгой аккуратно!
Домашнее задание (слайд №12): §34, написать сочинение-миниатюру “Книга – лучший друг”.