Цели:
- актуализировать знания учащихся об имени числительном как части речи;
- проверить знание правила правописания мягкого знака в числительных;
- ознакомить с разрядами количественных числительных;
- формировать умение определять разряды числительных по значению.
Оборудование: таблица, карточки словарных слов, индивидуальные листы, плакаты с ребусами.
Конспект урока
- Сообщение темы и цели урока.
− Сегодня мы продолжаем изучение сложной темы – “Имя числительное”. На уроке вспомним все, что вы узнали об этой части речи на предыдущих занятиях, а также познакомимся с разрядами количественных числительных. Так как тема урока тесно связана с математикой, то в качестве эпиграфа к уроку запишем слова поговорки: “Без грамматики не выучишь математики”!
- Словарная работа с самопроверкой.
− По традиции урок начнем со словарной работы, во время которой проверим ваши знания не только словарных слов по теме “Имя числительное”, но и ваши математические способности.
1. | Отдельный образец из ряда подобных предметов. | Экземпляр |
2. | Большой искусственный водоем | бассейн |
3. | Земельное пространство с определенными границами | территория |
4. | Это слово придумал путешественник Марко Поло | миллион |
5. | 1000 миллионов | миллиард |
6. | Решим математический пример: 200 умножить на 2 | четыреста |
7. | Полученный результат разделить на 2 | двести |
8. | К полученному числу прибавить 100 | триста |
9. | От полученной суммы вычесть 210 | девяносто |
10. | От полученного результата вычесть 79 | одиннадцать |
- Какое число получилось? Молодцы! А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.
- Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным.
- Дайте определение имени числительного.
- Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?
- Повторение правила “Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных”.
− С какой орфограммой мы познакомились при изучении темы “Имя числительное”? Расскажите это правило.
− А сейчас проверим ваше умение применять данное правило на практике. Для этого приготовьте индивидуальные листы. Внизу подпишите фамилию, имя. Я буду называть числительные, а вы в соответствии с их порядковым номером указываете знаком (+), где пишется мягкий знак в этом слове в нужной графе: в середине, в конце или без мягкого знака.
Индивидуальный лист
№ | Ь в середине | Ь в конце | Нет Ь | Числительные |
1 | + | Семьсот | ||
2 | + | восемьдесят | ||
3 | + | сорок | ||
4 | + | двести | ||
5 | + | одиннадцать | ||
6 | + | шестнадцать | ||
7 | + | девятьсот | ||
8 | + | девятнадцать | ||
9 | + | девяносто | ||
10 | + | семнадцать |
Проверка работ на уроке учениками консультантами. Сообщение оценок в конце урока.
- Проверка домашнего задания.
− На дом вам было дано задание узнать что-нибудь интересное об имени числительном. Проверим, как группы справились с заданием.
- 1 группа – “Из истории числа”.
- 2 группа – “Загадки, ребусы с именами числительными”.
- 3 группа – “Пословицы, поговорки с именами числительными”.
Примерные ответы на задания:
Из истории числа.
Число 40 вначале было именем существительным и обозначало “мешок”. Этот “мешок” вмещал четыре десятка собольих шкурок, которые раньше заменяли деньги. Дать “сорок” означало “дать четыре десятка собольих шкурок” Постепенно слово сорок стало числительным, обозначающим “4 десятка”.
Загадки, ребусы с именами числительными.
- Сто одежек, все без застежек (капуста)
- Два кольца, два конца, посредине гвоздик (ножницы).
- Три братца пошли купаться. Два купаются, один на берегу валяется (коромысло и два ведра).
- Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос).
- Сидит дед , во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
Ребусы:
- 3тон
- по2л
- 7я
- 40а
- Госп1
- 7’ена
- 6’
- гар’1а
Пословицы, поговорки с менами числительными.
– Число 7 в старину считалось особенным, волшебным. Оно часто встречается в русских пословицах и поговорках. Если человек часто меняет решения, о таком говорят, что у него семь пятниц на неделе. Об умном человеке – у него семь пядей во лбу. А вот еще пословицы и поговорки с числом 7:
- Семеро одного не ждут.
- Лук от семи недуг.
- Седьмая вода на киселе.
- Семь бед – один ответ.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Творческая работа.
– Запишите по памяти пример любой пословицы или поговорки с числительным, которая вам больше всего понравилась или запомнилась.
– А теперь по записанной вами пословице или поговорке составьте совсем коротенький рассказ, чтобы было видно, как вы понимаете смысл пословицы или поговорки. (Запись сочинения-миниатюры).
– Прочитайте, что у вас получилось. (3 ученика).
- Релаксационная пауза.
− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка).
Представь, что ты идешь по тропинке, спускаешься к реке. Ты идешь вдоль реки. Вода тихо струится. Переливается. Ты смотришь на воду – и вдруг мир вокруг тебя изменяется. Я не знаю, как – а ты знаешь это. Ты смотришь на берег и видишь вдали маленького мальчика. Он играет один. Он кажется тебе очень близким. Ты подходишь и видишь, что он – это ты, только меньше. Маленький, беспечный, беззащитный, он глядит на этот мир большими, изумленными глазами. Он еще многого не знает. Подойди ближе. Ты сможешь прикоснуться к нему, сказать ему какие-то важные слова. Теперь ты можешь впустить его внутрь себя … или можешь отпустить его. Только помни, что в тебе всегда есть частичка этого маленького существа. Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У вас хорошее настроение. Итак, вы готовы работать дальше.
- Изучение нового материала.
- Подготовительная работа:
- На какие две группы делятся имена числительные?
- Что обозначают порядковые числительные? Приведите примеры.
- Что обозначают количественные числительные. Приведите примеры.
- Работа по таблице.
Числительные, обозначающие целые числа | Дробные числительные | Собирательные числительные |
Два | Две третьих | Двое (друзей) |
– Количественные числительные могут обозначать:
- целее числа,
- дробные числа,
- несколько предметов как одно целое.
А сейчас слово участникам группы, которые подготовили сообщение о разрядах количественных числительных. (Сообщение учащихся).
- Самостоятельная работа учащихся.
– Заполните своими примерами каждую колонку таблицы 3-3 примерами числительными в сочетании с существительными.
- Вывод. На какие разряды делятся количественные числительные?
- Закрепление изученного материала.
- Определите разряд количественных числительных, записав их в соответствующую колонку:
17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра.
- Восстановить предложение:
- … одного не ждут.
- … с ложкой – один с плошкой.
- … трубачей трубили в трубы.
– К какому разряду относятся вставленные вами имена числительные?
- Осложненное списывание: заменить числа словами.
Текст. Братск – город-труженик. 85 % населения занято в сфере материального производства; 6,9 % - в просвещении, науке, культуре; 5 % в здравоохранении. Более 120 тысяч – постоянные читатели библиотек.
– Какие числительные использованы в тексте?
- Подведение итогов. Выставление оценок с кратким комментарием.
- Домашнее задание: записать рецепт фирменного блюда семьи с использованием разрядов количественных числительных.