Урок построен по программе М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Цель урока: создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания.
Задачи:
- обучающие: сформировать представление о способах выражения обращения, дать представление о распространенных обращениях, правилах выделения обращения в устной речи и на письме на основе организации самостоятельной, групповой работы с учебником и ЭОР;
- развивающие: сформировать коммуникативную компетенцию через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации произносить предложения с обращениями, находить распространенные и нераспространенные обращения в тексте;
- воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, формировать интерес к работе с языковым материалом через поэтические тексты, воспитывать любовь к родному языку, Родине, культуре.
Тип урока: комбинированный (решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая .
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, система Votum, учебник, раздаточный материал, учебник для общеобразовательных учреждений (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2008 г.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний
(Песня “Родина моя” - отрывок в исполнении Ротару) - Слайд 2 + видеофильм
- Какие ассоциации вызвала у вас вступительная песня?
- Кому обращены слова автора песни?
- Прочитайте предложения выразительно. – Слайд 3
- Что вы выделили голосом?
- Что такое обращение? (проверка д/з)
3. Целеполагание
- Что мы должны знать, чтобы правильно написать предложение с обращением?
Молодцы, вы сами определили тему урока: “Выделительные знаки препинания при обращении”. – Слайд 4
Ребята, я сегодня вам предлагаю провести исследовательскую работу, в процессе которой мы должны достичь определенной цели.
- Как вы думаете, какой цели? (видеть обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания.) – Слайд 4 (второй клик)
- Где вы сможете применить полученные знания?
- Вместо тетради мы сегодня воспользуемся рабочими листами. Приложение 1..Запишите тему урока.
4. Изучение нового материала (исследовательская работа)
Сейчас мы приступаем к работе в группах. Для того чтобы составить полный портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 3 группы, задание на рабочих листах). – Слайд 5
Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.
Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе! – Слайд 6
Слайд 7 – фон для работы
5. Защита исследовательской работы
1 группа - выясняла, какими синтаксическими
конструкциями могут быть выражены обращения..
Для остальных же исследовательская работа продолжается. По ходу ответа вами заполняется схема? в которой должна быть отражена основная мысль выступающего. – Слайд 8
(представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные учителем слайды) – слайды 9 - 11
Составление кластера. – Слайд 12
Продолжите фразу “Знал” - “Узнал….” - Слайд 13
6. Структурирование полученных знаний
Характеристика обращений.
Характеризуя обращения, вы отмечали, распространенное оно или нераспространенное?
Приведите пример с распространенным обращением (можно применить тексты стихотворений)
Итак, что такое распространенные обращения?
Давайте вернемся к теме урока. Какой фразой вы бы ее дополнили? – слайд 14
7. Решение проблемной ситуации
Ребята, а почему обращения пишутся то с большой, то с маленькой буквы? А как же быть со словом Родина?.... О какой родине мы с вами говорили в начале урока?........
Конечно, наша с вами малая родина – это наша республика, в которой мы живем. – слайд 15 (можно картинку заменить)
Давайте вернемся к песне, которая звучала в начале урока. Предлагаю всем встать, передохнуть и вместе ее спеть. Если вы забыли слова, то они есть у вас на столе.
8. Физкультминутка (я использовала подготовленный фильм о Башкортостане и России, здесь под песню Родина моя” можно использовать любые кадры своей Родины) – слайд 16 + видеофильм
9. Закрепление материала
Выполнение задания №2 (задание есть в рабочем листе. Это региональный компонет, который тоже можно заменить стихами о своей малой родине) – слайды 17 – 19 (стихи можно заменить). Задание выполняется с использованием интерактивной доски и программы типа SMART.
10. Рефлексия
Оценка знаний по технологии Votum web (если нет возможности использовать технологию, можно вопросы теста перенести в презентацию и выполнить задание без использования пультов)
Подведение итогов
Воспользуйтесь инструкцией по проведению интерактивного тестирования.
Часть учеников справились на “Отлично”. Другая группа выполнила задания хорошо. Но требуется углубить свои знания.
А тем ребятам, у кого не получилось показать хорошие результаты, я желаю добиться этой цели.
11. Домашнее задание – слайд 20
Предлагаю и вам в качестве домашнего задания сочинить небольшое стихотворение или несколько предложений о родине, используя обращения. А также, пользуясь схемой, составленной нами на уроке, и материалами учебника составьте связный рассказ на тему “Обращение”.
12. Заключение
Вспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. – слайды 21 - 22
“Друзья мои, прекрасен наш союз!” Спасибо за работу!