Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (57 МБ)


Урок построен по программе М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Цель урока: создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания.

Задачи:

  • обучающие: сформировать представление о способах выражения обращения, дать представление о распространенных обращениях, правилах выделения обращения в устной речи и на письме на основе организации самостоятельной, групповой работы с учебником и ЭОР;
  • развивающие: сформировать коммуникативную компетенцию через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации произносить предложения с обращениями, находить распространенные и нераспространенные обращения в тексте;
  • воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, формировать интерес к работе с языковым материалом через поэтические тексты, воспитывать любовь к родному языку, Родине, культуре.

Тип урока: комбинированный (решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая .

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, система Votum, учебник, раздаточный материал, учебник для общеобразовательных учреждений (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2008 г.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Актуализация знаний

(Песня “Родина моя” - отрывок в исполнении Ротару) - Слайд 2 + видеофильм

- Какие ассоциации вызвала у вас вступительная песня?

- Кому обращены слова автора песни?

- Прочитайте предложения выразительно. – Слайд 3

- Что вы выделили голосом?

- Что такое обращение? (проверка д/з)

3. Целеполагание

- Что мы должны знать, чтобы правильно написать предложение с обращением?

Молодцы, вы сами определили тему урока: “Выделительные знаки препинания при обращении”. – Слайд 4

Ребята, я сегодня вам предлагаю провести исследовательскую работу, в процессе которой мы должны достичь определенной цели.

- Как вы думаете, какой цели? (видеть обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания.) – Слайд 4 (второй клик)

- Где вы сможете применить полученные знания?

- Вместо тетради мы сегодня воспользуемся рабочими листами. Приложение 1..Запишите тему урока.

4. Изучение нового материала (исследовательская работа)

Сейчас мы приступаем к работе в группах. Для того чтобы составить полный портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 3 группы, задание на рабочих листах). – Слайд 5

Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.

Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе! – Слайд 6

Слайд 7 – фон для работы

5. Защита исследовательской работы

  • 1 группа - выясняла, какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения..
  • 2 группа – расскажет о знаках препинания при обращении.
  • 3 группа – понаблюдала, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.

Для остальных же исследовательская работа продолжается. По ходу ответа вами заполняется схема? в которой должна быть отражена основная мысль выступающего. – Слайд 8

(представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные учителем слайды) – слайды 9 - 11

Составление кластера. – Слайд 12

Продолжите фразу “Знал” - “Узнал….” - Слайд 13

6. Структурирование полученных знаний

Характеристика обращений.

Характеризуя обращения, вы отмечали, распространенное оно или нераспространенное?

Приведите пример с распространенным обращением (можно применить тексты стихотворений)

Итак, что такое распространенные обращения?

Давайте вернемся к теме урока. Какой фразой вы бы ее дополнили? – слайд 14

7.  Решение проблемной ситуации

Ребята, а почему обращения пишутся то с большой, то с маленькой буквы? А как же быть со словом Родина?.... О какой родине мы с вами говорили в начале урока?........

Конечно, наша с вами малая родина – это наша республика, в которой мы живем. – слайд 15 (можно картинку заменить)

Давайте вернемся к песне, которая звучала в начале урока. Предлагаю всем встать, передохнуть и вместе ее спеть. Если вы забыли слова, то они есть у вас на столе.

8. Физкультминутка (я использовала подготовленный фильм о Башкортостане и России, здесь под песню Родина моя” можно использовать любые кадры своей Родины) – слайд 16 + видеофильм

9. Закрепление материала

Выполнение задания №2 (задание есть в рабочем листе. Это региональный компонет, который тоже можно заменить стихами о своей малой родине) – слайды 17 – 19 (стихи можно заменить). Задание выполняется с использованием интерактивной доски и программы типа SMART.

10. Рефлексия

Оценка знаний по технологии Votum web (если нет возможности использовать технологию, можно вопросы теста перенести в презентацию и выполнить задание без использования пультов)

Подведение итогов

Воспользуйтесь инструкцией по проведению интерактивного тестирования.

Часть учеников справились на “Отлично”. Другая группа выполнила задания хорошо. Но требуется углубить свои знания.

А тем ребятам, у кого не получилось показать хорошие результаты, я желаю добиться этой цели.

11. Домашнее задание – слайд 20

Предлагаю и вам в качестве домашнего задания сочинить небольшое стихотворение или несколько предложений о родине, используя обращения. А также, пользуясь схемой, составленной нами на уроке, и материалами учебника составьте связный рассказ на тему “Обращение”.

12. Заключение

Вспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. – слайды 21 - 22

“Друзья мои, прекрасен наш союз!” Спасибо за работу!