Разработка уроков по теме "Сложносочиненные предложения"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: сложносочиненное предложение


Цель изучения темы: ученик должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при написании сочинения-рассуждения о роли союзов в сложносочиненных предложениях на основе:

  • знания о сложносочиненном предложении;
  • понимания смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения;
  • умения создавать текст-рассуждение.

Планируемый результат освоения темы

Личностный - осознанное отношение к обучению по теме, проявление интереса к теме

Метапредметный:

  • Познавательный - умение находить и выделять необходимую информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать;
  • Регулятивный - адекватно оценивать свою деятельность, действовать по плану;
  • Коммуникативный - умение слушать и слышать собеседника, работать в паре;
  • Предметный - умения:
    • Опознавать ССП как одну из основных единиц синтаксиса;
    • Употреблять ССП в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
    • Соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма.

Содержание темы

  1. Блок А. Понятие о сложносочиненном предложении
  2. Блок Б. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении
  3. Блок В. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Термины и понятия (глоссарий) по теме: сложное предложение, сочинительные союзы, сложносочиненное предложение, смысловые отношения между предложениями, синтаксический разбор, пунктуационный разбор, сочинение-рассуждение.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи - литература.

Ресурсы:

  1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение , 2011
  2. Крайник О.М. Репетиционные варианты. Основной государственный экзамен 2015. Русский язык: учебное пособие для подготовки выпускников общеобразовательных школ к государственному экзамену по русскому языку. М.: Интеллект-Центр, 2015.

Формы работы - индивидуальная, парная, групповая.

Технология обучения - технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).

Учебные задания

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошапковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения».

Я буду (хочу) изучать тему «Сложносочиненные предложения», для того чтобы……………»

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание»(З), на «понимание» (П), на умение (У)

Блок А. Понятие о сложносочиненном предложении

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.11 учебника [3,c.35] и текста Е.А.Пермяка [1, с.24-25]:

Задание №1 (З) Раскройте понятие «сложносочиненное предложение»

Задание №2 (З) Работа в парах. Проверка по образцу.

Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Обвал», укажите количество грамматических основ.

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Задание №3(П) Составьте схему предложения и докажите, что оно ССП.

Задание №4(У) Форма работы - индивидуальная. Форма контроля - фронтальная.

Из двух простых предложений составьте несколько сложных с разными сочинительными союзами. Объясните выбор союзов для связи простых предложений в сложном у.60 [3, с. 36]

  • Шел дождь. Дул ветер.
  • Брат читал. Сестра писала.
  • Я оказался один в квартире. Это позволило мне петь полным голосом.
  • Большинство растений из-за очень жаркой погоды засохло. Лишь в некоторых из них теплилась жизнь.

Диагностическое задание по тексту [1,с.24-25]:

  • 1 вариант. Среди предложений 8-13 найдите ССП. Напишите номера этих предложений.
  • 2 вариант. Среди предложений 41-44 найдите ССП. Напишите номера этих предложений.

Блок Б. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.12-15 учебника [3,c.36-40] и текста Е.А.Пермяка [1,с.24-25]:

Задание №1 (З)

  1. Форма работы - работа в группах.
  2. Форма проверки - проверка по образцу.
  3. Назовите группы сочинительных союзов по значению.

Задание №2 (З) Начертите таблицу «Группы сочинительных союзов» и заполните каждую графу примерами союзов

Группы по значению

Примеры

Для справок: и, да(=и), а, или, но; не только - но и; да(=но), однако(же), либо; то - то; как - так и; зато, не то - не то, тоже, также; то ли… то ли.

Задание №3 (З)

  1. Форма работы - работа в группах.
  2. Форма проверки - проверка по образцу.
  3. Установите соответствие между группами союзов и разновидностями смысловых отношений между частями ССП: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Соединительные
Б) Противительные
В) Разделительные

1) Одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения
2) Сопоставление, противопоставление
3) Чередование, взаимоисключение

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

Г

Задание №4(П) Сделайте вывод о смысловых отношениях в ССП и аргументируйте свой ответ.

На основе п.13учебника [3,c.38].

Задание №5(У)

  1. Форма работы - индивидуальная.
  2. Форма проверки - фронтальная.
  3. Запишите, расставляя знаки препинания и указывая смысловые отношения между простыми предложениями в ССП.
  • 1 вариант упражнение 63.
  • 2 вариант упражнение 64.

Диагностическое задание по тексту [1, с.24-25]:

Приведите 3 примера из текста:

  • 1 пример: ССП с соединительным союзом: выражаются причинно-следственные отношения.
  • 2 пример: ССП с противительным союзом: одно явление противопоставлено другому.
  • 3 пример: ССП с противительным союзом: одно явление сопоставляется с другим.

Блок В. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.16-17 учебника и текста Е.А.Пермяка [1, с.24-25] в соответствии с данной структурой:

  • Знаки препинания в сложносочиненном предложении;
  • Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП.

На основе п.16.

Задание №1 (З) Расскажите о постановке знаков препинания в ССП.

Задание №2 (П)

  1. Форма работы - работа в парах.
  2. Форма проверки - проверка по образцу.
  3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении, обоснуйте свое мнение:

Человек рождается и оставляет по себе память.

  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • Сложносочиненное предложение, перед союзом запятая не нужна.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  • Сложносочиненное предложение, перед союзом нужна запятая.

Поезд мчался в неясную даль и мне вспоминался зимний день в горах Алатау.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом нужна запятая.

За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом нужна запятая.

Задание №3(У) Составьте опорный конспект п.16[3]

На основе п.16-17.

Задание №1(З) Форма работы - индивидуальная. Форма контроля - фронтальная.

Найдите сложносочиненные предложения, спишите, расставляя, где нужно, запятые. Укажите союзы, определите их группу и роль в предложении упр.69[3].

Задание №2(З) Объясните с помощью графических схем, какие союзы соединяют однородные члены, а какие - части сложного предложения в тексте упр.71[3].

Задание №3 (П) Из упр.72[3] приведите пример, подтверждающий утверждение, и обоснуйте свое мнение:

  • 1 вариант: Между частями ССП иногда ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий.
  • 2 вариант: В ССП запятая не ставится, если его части объединены общим второстепенным членом.

Задание №4(У) Произведите синтаксический разбор двух ССП [3, c.46,упр.75]

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

Диагностическое задание:

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью, и составьте схему предложения.

1 вариант:

  1. И вот однажды,(1) когда волки,(2) как обычно,(3) дергали сетку,(4) она не выдержала напора,(5) разорвалась,(6) и два серых хищника пролезли в клетку к росомахе.
  2. Вокруг колхозного пчельника,(1) расположившегося на самом солнцепеке,(2) густо росли липы и акации,(3) а сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики,(4) которые были похожи на игрушечные теремки,(5) будто кто-то нарисовал их сказочной кистью.

2 вариант:

  1. Даже запускал фейерверки,(1) однажды чуть не спалив свои знаменитые усы,(2) когда набивал порохом заряды. Кроме того,(3) он был метким стрелком и удачливым охотником,(4) и его частенько приглашали с собой на охоту соседние помещики как спутника надежного и опытного.
  2. Сперва он нес свою дорогую ношу в руках,(1) но потом лопух пришлось выбросить,(2) а корж спрятать за пазуху,(3) чтобы его не отняли мальчишки. Он прошел мимо мальчишек,(4) и они заподозрили,(5) какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание А (информативный уровень)

На основе изученного материала дополните текст сочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошапковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения» [1, с.27. Задание 15.1].

«Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения»,- пишет Вера Арсеньевна Белошапкова, и нельзя с этим не согласиться. Действительно, сочинительные союзы определяют характер синтаксических отношений между простыми предложениями, объединенными в сложное: они… [3, с.37].

Чтобы проиллюстрировать это, обратимся к тексту русского советского писателя Евгения Андреевича Пермяка. Рассмотрим предложение №…, в котором соединительный союз (указать союз) помогает автору показать последовательно происходящие события.

ССП с противительным союзом… (в скобках указать номер предложения) помогает автору показать, что одно событие противопоставлено другому.

Таким образом, используя сочинительные союзы между частями сложного предложения, автор связывает их не только грамматически, но и по смыслу.

Задание Б (импровизационный уровень)

Используя памятку, напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошапковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения» » [1, с.27. Задание 15.1].

Памятка: Структура сочинения-рассуждения:

Тезис - положение, которое надо доказать;

Аргументы - примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа (не менее двух по предлагаемому заданию);

Вывод - общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным).

Задание В (эвристический уровень)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошапковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения» [1, с.27 задание 15.1].

VI этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (самоанализ). Закончите предложения.

  • Для меня важно (полезно) было изучать сложносочиненные предложения, потому что……….
  • Чтобы написать сочинение-рассуждение на заданную тему, нужно знать……………

Задание 2 (самооценка). Дополните предложения.

  • Я (вполне, средне) доволен/довольна (не доволен/не довольна) своим сочинением-рассуждением по теме.
  • Я оцениваю свою работу по теме на………… (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что……………

Список литературы

  1. Крайник О.М. Репетиционные варианты. Основной государственный экзамен 2015. Русский язык: учебное пособие для подготовки выпускников общеобразовательных школ к государственному экзамену по русскому языку. М.: Интеллект-Центр, 2015.
  2. Матвеева Т.Е., Сапон С.А. Реализация ФГОС общего образования: развивающая система заданий. Учебно-методическое пособие. - СПб.:Издательство политехнического университета, 2014.
  3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.