Тема урока: Рассказ. Структура текста-повествования. Комплексный анализ текста.
Обучающие задачи: познакомить учащихся с понятием рассказа, актуализировать знания о построении текста-повествования, теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности обучающихся.
Развивающие задачи: формировать навыки комплексного анализа текста, умения составления цитатного плана; аргументированно и связно формулировать ответы.
Воспитывающие задачи: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе.
Эпиграф:
Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки.
К.Г. Паустовский.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Создание эмоциональной атмосферы 1. Чтение эпиграфа учителем (эпиграф записан на доске или включен в слайд компьютерной презентации). (Приложение 1. Слайды 1, 2) |
|
Фронтальная беседа: | |
2. Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка? И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию. 3. Чтение рассказа учителем. За деревней весело играла кошка со своими котятами. Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло. Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По К.Ушинскому) Текст рассказа помещен в рабочей тетради по русскому языку А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста. 5 класс». М., «Творческий центр», 2006, стр.78. |
2. Могут быть различные ответы учащихся: «да», «наверное», не знаю» и др. |
5. Как бы вы определили жанр прослушанного текста? (Рассказ) |
5. Это рассказ. Индивидуальная работа учащегося Отвечает ученик, которому на предыдущем уроке дано было домашнее задание выписать в тетрадь определение жанра «рассказ». Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях. |
II.Объявление темы урока учителем |
|
1. Итак, тема урока: «Рассказ: структура текста-повествования». 2. А что значит структура? Загляните в свои памятки. (Построение) (Приложение 2) Значит, сегодня мы будем говорить об особенностях построения рассказа. А это нам необходимо для того, чтобы сочинить собственный рассказ или написать его по серии сюжетных картинок, помещенных в учебнике. |
1. Запись темы урока в тетради учащимися. 2. Структура – это построение. 2. У каждого учащегося имеются в наличии памятки. Типы речи: (повествование, описание, рассуждение) |
III.Стиль, тема, идея (основная мысль) текста. Художественные образы. |
III.Стиль, тема, идея (основная мысль) текста. Художественные образы. Фронтальная беседа: |
1. А каков стиль данного текста? Докажите свою мысль. Посмотрите в памятку «Стили речи». (Приложение 3) |
1. Художественный стиль. |
2. Какова цель художественного текста? |
2. Воздействие на читателей с помощью художественных образов. |
3. Какие художественные образы создает писатель К. Ушинский в рассказе? |
3. Образы кошки, орла, котенка. |
4. Дети, что вас удивило в этой истории? |
4. Кошка – маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом. |
5. Как бы вы озаглавили текст? |
5. Кошка. Кошка и орел. Схватка. |
6. Значит, кошка сильнее? А что ее сделало сильнее орла? Действительно, материнская любовь ее сделала сильной духом. |
6. Она любит своих котят. Она мать. |
7. А как бы вы сформулировали главную мысль рассказа? Я думаю, что рассказу можно было бы дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа». |
7. Духовная сила могущественнее силы физической. |
8. Возвращаясь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?» |
8. Учащиеся отвечают утвердительно. |
IV.Художественно-изобразительные средства 1. Ребята, что помогает автору создавать яркие художественные образы? Посмотрите в свои памятки. (Приложение 3) Одним словом, это художественные средства изобразительности. |
IV.Художественно-изобразительные средства 1. Эпитеты, метафоры, олицетворения. |
2. Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами художественно- изобразительных средств. Первая группа учащихся ищет сравнения, вторая группа – метафоры, третья группа – эпитеты. (Приложение 1. Слайд 3) |
Практическая работа в группах. 1 группа: «Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка». «Как молния..» - это сравнение. 2 группа: «Закипела битва насмерть». «Кошка не потеряла мужества». Орел покинул поле битвы». Это метафоры. 3 группа: «Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы». Это эпитеты. |
3. Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» многозначное, в тексте употреблено в значении « превосходство») |
3. Словарная работа Выступление ученика о лексическом значении слова «преимущество», что было его индивидуальным домашним заданием. Предварительно учащийся работал с толковым словарем С. И. Ожегова. Запись учащимися лексического значения слова в предложенном контексте в рабочую тетрадь. |
Общие выводы данного этапа урока. Какой цели служат художественные изобразительные средства? |
Художественные изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов. |
V.Структура текста-повествования 1. Посмотрите в памятку «Типы речи» или на слайд презентации, назовите элементы структуры повествовательного текста. (Приложение 1. Слайд 3) |
V.Структура текста-повествования |
2. Соотнесите структурные элементы повествовательного текста с данным рассказом. (Приложение 1. Слайды 4 – 10) |
2. Практическая работа в парах постоянного состава: в классе 12 учащихся, каждая пара находит один структурный элемент, один из учеников пары защищает свой ответ (предоставляется свобода выбора, кому отвечать). • Вступление За деревней весело играла кошка со своими котятами. • Завязка Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. • Развитие действия Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. • Кульминация Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло. • Развязка Орел покинул поле битвы • Заключение … кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. |
VI. Физминутка
|
VI. Учащиеся встают и выполняют движения под ритмизованное стихотворение. |
VII. Составление цитатного плана и его обсуждение (Приложение 1. Слайд 11) |
VII. Письменная работа учащихся в тетради Цитатный план: 1. За деревней весело играла кошка со своими котятами. |
VIII. Итоги урока Что нового узнали о построении рассказа? |
|
IX. Задание на дом Напишите небольшой рассказ с использованием знаний о (структуре) построении текста-повествования или составьте письменный рассказ по серии сюжетных картинок в упражнении № 234. |
IX. Дифференцированное домашнее задание. |
Литература
- Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2007.
- А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку. - М., «Творческий центр», 2006, стр. 78.
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - М., «Азбуковник», 1997.
- Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы. - М., «Просвещение», 1992.