Разряды имен прилагательных. Обобщение и закрепление материала

Разделы: Русский язык


Цель: закрепить и обобщить знания о разрядах имён прилагательных, полученные на предыдущих уроках.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания о разрядах имен прилагательных; сформировать умение определять разряд имени прилагательного по нескольким классификационным признакам.
  2. Развивающие: совершенствовать навыки комплексного анализа текста; продолжить работу по формированию умения строить рассуждение на лингвистическую тему; развивать чувство языка, умение видеть оттенки значений слов, употребленных в различных контекстах.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: здоровьесберегающая, дифференцированная.

Оборудование: таблица, карточки с дидактическим материалом, мультимедиа.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

Задание учащимся: определить, о какой части речи идет речь в прочитанном четверостишии.

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
(Имя прилагательное)

ΙΙΙ. Объявление темы и целей урока.

Грамматический рассказ «Прилагается ли прилагательное?»

Госпожа Простакова из комедии Д.И. Фонфизина «Недоросль» хочет показать, «как учен» у них сын Митрофанушка. Митрофанушка говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает о грамматике, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
– Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
– Дверь? Котора дверь?
– Вот эта.
– Эта? Прилагательна.
– Почему же?
– Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
– Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
– И ведомо.

А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?

Учащиеся отвечают на вопрос, восстанавливая деформированный текст:

Имя прилагательное – это … часть речи, которая отвечает на вопрос … и обозначает … , может употребляться в … или … форме. В предложении выступает в роли … или … . Прилагательное имеет … и … степени сравнения.

(Работа с деформированным текстом об имени прилагательном)

Фронтальный опрос:

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Какими морфологическими признаками обладает?
  3. Какова синтаксическая роль в предложении?

ΙV. Упражнения на повторение изученного материала.

Комплексный анализ текста.

Что может быть м…лей
Бе…цен…ого2 р…дного края1?
Там со…нце кажет…ся св..тлей,
Там радос…на в…сна зл…тая,
Пр..хладней ле…кий в…терок,
Душистее3 цв…ты, х…лмы зеленее4.
Там сладос…ней2 звучит поток,
Там с…ловей п…ёт1 звуч…нее.

  1. Прочитайте выразительно отрывок.
  2. Является ли данный отрывок текстом? Докажите свою точку зрения.
  3. Определите тему, основную мысль текста.
  4. Озаглавьте текст.
  5. Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
  6. К какому типу речи принадлежит данный текст?
  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
  8. Пользуясь словарем, объясните значение слова сладостней.
  9. Подберите синонимы к этому слову.
  10. Какую роль играют прилагательные в этом тексте?
  11. Произведите морфологический разбор слов:
    I в. – душистее,
    II в. – зеленее.
  12. Произведите разбор по составу:
    I в. – бесцен…ого,
    II в. – сладос...ней.
  13. Найдите в тексте слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, затранскрибируйте их:
    I в. – в первом предложении,
    II в. – в последнем предложении.
  14. Найдите в тексте прилагательные в форме сравнительной степени, подчеркните их как члены предложения.
  15. Найдите сложное предложение, составьте его схему, подчеркните основы.
  16. Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков, обозначьте орфограммы и подчеркните их.

V. Лингвистические загадки.

О каких разрядах прилагательных говорится в предложенных стихотворениях?

Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочках хранил.
Прилагательных – навалом!
Очень их старик любил.

Раз коробочки упали.
Мы ужасно растерялись,
Потому что увидали,
Как слова перемешались.

В прилагательные влез я.
Одно слово пробурчало:
«Отнеси меня на место,
Раньше я не здесь лежало!»

Куча слов зашевелилась,
Зафырчала, закричала:
«Я вот к месту относилось!» –
«Ну а я – к материалу!» –

«Я ко времени имело
Отношение прямое!» –
«А теперь все вперемешку
Мы лежим между собою!» –

«К действию мы
Отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас!
Мы заболеем!»

И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял,
Как сумел, слова собрал.

Просто выбился из сил:
Их на место относил.

(Относительные имена прилагательные)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи,
Кто в подъезде всех сильней:
И знакомых и друзей.

Дядьки во дворе пыхтят –
Силой меряться хотят.
Каждый так гордится им,
Этим КАЧЕСТВОМ своим.

Дядя Костя очень сильный.
Льется пот с него обильный:
Он легко, одной рукой,
Поднял штангу над собой.

Дядя Витя, тот сильнее,
Его штанга тяжелее.
Самый сильный – наш Антон.
Он дворовый чемпион.

Он сильнейший, он силен,
Самый сильный дядька он!
(Т. Рик)

(качественные имена прилагательные)

«Что кому принадлежит,
Тот за тем вослед бежит!»

За своей старушкой
Бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка
Так играет в притягушки.

Шапка папина была.
С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе,
Прямо к уху приросла.

Зато мамино пальто
И пушистое манто
Притянулось к маме.
Посмотрите сами!

Пёсья будка – вот дела! –
С псом и ела, и спала,
А сегодня притянулась:
С ним на улицу ушла.

Зайчик, бедный так устал:
От норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра
К зайцу заячья нора.
(Т. Рик)

(притяжательные прилагательные)

VΙ. Выполнение заданий по теме «Разряды имен прилагательных»

  • Используя таблицу, рассказать о разрядах имен прилагательных (в это же время сильные учащиеся выполняют индивидуальное задание).

Индивидуальное задание: определите разряды имен прилагательных.

Маленький, деревянный, городской, лисий, добрый, утренний, синий, кошачий, московский, сильный.

  • Найти четвертое лишнее слово и объяснить почему:

Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв – притяжательное;
Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор – качественное;
Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;
Оловянный солдатик, собачья будка – притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер.

  • Определить разряды прилагательных, учитывая их свойство переходить из одного разряда в другой:

Заячий след, заячий характер, заячий выводок;
гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка;
волчья стая, волчий аппетит, волчье логово;
лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

Физкультминутка.

  • Игра в «снежки». (Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное в составе словосочетания; учащийся должен назвать разряд прилагательного).

Королевский замок, старая колдунья, серебряная ложка, колдовское варево, чугунный котелок, сказочное королевство, приятная физиономия, придворная дама, медная шевелюра, утиный нос, золотые серьги, змеиное жало, оловянный взгляд.

  • Распределительный диктант.

Задание: распределить прилагательные на три колонки

Качественное относительное притяжательное

В качестве материала использована грамматическая сказка «Обеды в сказочном королевстве».

Надо понаблюдать, какие обеды готовят в сказочном королевстве, а заодно определить, что за прилагательные перед нами: качественные, притяжательные или относительные.

(Текст распечатан для каждого)

Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Всё-таки замечательный парень этот свинопас! Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят!
Вот дворничихина стряпня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом.
А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой, слоеные пирожки и горячий чай с душистым лимоном.
Звенят волшебные бубенцы, и любопытные фрейлины видят прачкин обед: холодный свекольник, малосольные огурцы, свежий хлеб и манный пудинг с вишнёвым вареньем.
А у губернатора сегодня важные гости. Им подают наливные яблоки, прозрачный виноград, желтые дыни, сочные груши, спелые арбузы. Но все это – на десерт, а прежде – мясное жаркое с нежной зеленью, заливная рыба, солёные грибы, румяный окорок, разнообразные вкусные гарниры и шоколадные блинчики. Почётные гости нарядно жуют, нарядные дамы шумно хвалят угощения. Суфле всякое: апельсиновое, банановое, ореховое и клубничное. К тому же сок: манговый, лимонный…

VIΙ. Подведение итогов урока

VΙIΙ. Домашнее задание:

написать грамматическое сочинение на тему «О жизни высококачественных и хвастливых качественных, практичных относительных и жадных притяжательных прилагательных».

IX. Оценки за урок