Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее – УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и
умений в практической деятельности.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
План-конспект урока русского языка
Тема: Разряды имен прилагательных по значению.
Класс: 6
Тип урока: комбинированный с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов.
Цель: сформировать умение распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные по характерным признакам части речи.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать сведения об имени прилагательном.
- На основе изученного материала углубить представление о морфологических признаках прилагательного.
- Формировать умение группировать имена прилагательные по лексико-грамматическим признакам.
- Совершенствовать навыки правописания и употребления прилагательных в речи.
- Развивать коммуникативные навыки.
Основное содержание темы, термины и понятия:
- Общекатегориальное значение имен прилагательных.
- Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные прилагательные.
- Лексико-грамматические признаки прилагательных.
- Особенности использования имен прилагательных в речи.
Планируемые результаты
Личностные:
- формировать положительную мотивацию к обучению.
- развивать интерес к изучению русского языка.
- формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждение, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы).
Метапредметные:
Умение:
- структурировать материал; сжато воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
- уметь работать с различными источниками информации, включая электронные;
- видеть взаимосвязи русского языка и литературы;
- видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям;
- применять полученные знания, умения, навыки на межпредметном уровне;
- работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные:
Умение:
- группировать имена прилагательные по лексико-грамматическим признакам;
- проводить морфологический разбор прилагательных;
- обогащать словарный запас;
- развивать языковую интуицию.
Межпредметные связи:
- Литература.
- Изобразительное искусство.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
Использованная литература:
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского Издательство: Экслибрис-Пресс Год: 1997.
- Егорова Н.В. "Уроки русского языка в 6 классе", М.: "Вако", 2014.
- Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс.
- Данилюк А. Я. Кондаков, А. М. , Тишков В. А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.
- Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. М.: «Просвещение», 2014.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». М.: «Просвещение», 2010.
- «Фундаментальное ядро содержания общего образования»/под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: «Просвещение», 2011.
- Курошина Л.Н. Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации Стандартов второго поколения. http://do.gendocs.ru
- Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Русский язык. 5-11. Пособие для учителей общеобразовательных школ. М: БизнесМеридиан. 2011.
Информационно-образовательные ресурсы:
1. Коллекция Федерального центра
информационных ресурсов. http://fcior.edu.ru
2. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/
3. Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. http://pedsovet.org/
4. Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок". https://urok.1sept.ru/
5. Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов http://school-collection.edu.ru
6. Открытый класс. Сетевые образовательные
сообщества: http://www.openclass.ru/
Интернет-источники:
Имя прилагательное. Значение
прилагательного в речи. Интерактивный текст.
Стихотворение С. Есенина "Береза". http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea147-0a01-00ee-0050-9df87f83bbc0/%5BRUS5_005%5D_%5BIM_143%5D.swf
Разряды прилагательных по значению.
Мультимедийный урок.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ccfd5433-232c-4e88-b1aff3a466d84722/view/
Качественные прилагательные. Интерактивная
таблица.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395ea4-0a01-0355-01adbfde7876b4f2/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_271%5D.swf
Относительные прилагательные. Интерактивная
таблица.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395eaf-0a01-0355-000c-4cee7e599431/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_273%5D.swf
Переход прилагательных из разряда в разряд.
Мультимедийный урок.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/38c26e7a-3f35-4dc2-b5e6-5b8f8248106a/view/
Переход прилагательных из разряда в разряд.
Коллекция интерактивных рисунков.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b2c0-0a01-0355-008de97269b785e5/index_listing.html
Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий.
Тест.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b351-0a01-0355-0065-1e95d95eae5f/index_listing.html
Относительные прилагательные. Тест.
Электронное задание.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b79f4af-8405-4d6a-a8c9-003ea579ddf8/index_listing.html
Качественные прилагательные. Электронное
задание. Тест.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6e9a1b7-5798-46cf-876c-729db6c709e0/index_listing.html
Переход прилагательных из разряда в разряд.
Учебный словарь.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395c0b-0a01-0355-006c-9ec6d1bd3080/%5BRUS6_099%5D_%5BTD_283%5D.htm
Разряды прилагательных. Презентация. http://www.rusedu.ru/detail_12221.html