Тема: Звонкие и глухие согласные (5-й класс)
Цели:
- дать понятие о звонких и глухих согласных;
- развивать представление о роли звука и буквы как смыслоразличителя;
- развивать монологическую речь и абстрактное мышление учащихся;
- воспитывать интерес учащихся к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Записывается дата, вид работы, психологический настрой.
II. Актуализация знаний.
Чтение учителем стихотворения
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь…
Какие качества гласных и согласных обыгрывает поэт в стихотворении? (Беседа с учащимися).
III. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучать раздел “Фонетика”, будем говорить о гласных и согласных звуках и буквах.
На днях пришли мне две шифровки. Давайте вместе их прочитаем. Перечертите в тетрадь шифровку. Как вы ее понимаете?
Предполагаемый ответ учащихся: в алфавите 33 буквы, из них 10 гласных и 21 согласная, есть еще Ъ и Ь.
С первой шифровкой мы справились. А о чем вторая?
Открывается запись на доске:
Л…б…п…тн…й | сл…н…н…к | спр…с…л | чт… …ст |
кр…к…д…л | з… | …б…д…м. |
Что записано? (Предложение). Почему? (Запись начинается с большой буквы, на конце знак завершения предложения - точка).
Запишите предложение в тетради. Смогли? Зачитайте. Почему вам было нетрудно это сделать? (Согласных больше, чем гласных, поэтому легко восстановить шифровку).
Итак, согласные и гласные помогают понять смысл слова, их называют смыслоразличители. Надо выбрать правильно не только гласный, но и согласный.
Поэтому мы подробнее скажем о согласных, которые живут в своем царстве, в фонетико-графическом государстве. Как-то пронеслась весть среди согласных, что на волшебной горе раздаются серебряные звоночки. Каждому согласному захотелось заполучить звоночек. Но колокольчиков было немного и не все согласные стали их обладателями. Однако они не огорчились, построили вместе двухэтажный дом и до сих пор живут в мире и согласии. Но вот что интересно: не все комнаты в этом доме заняты. Посмотрите на рисунок. Вот этот дом. Запишите, какие согласные где живут? Подумайте, о чем эта сказка. (О глухих и звонких согласных).
Запишите тему урока: звонкие и глухие согласные.
Какие согласные (парные или непарные) можно назвать “двойняшками”, почему?
Запишите: парные по глухости – звонкости согласные можно назвать “двойняшками”. Их нельзя путать!
IV. Синтаксический счет.
-Я подарю тебе к утру на окнах заросли сирени. (1)
- Морозное дыхание метели еще свежо, но улеглась метель. (2)
- На стекле перламутровый и хрупкий вьется инея цветок, на лазури, в белой шубке дремлет сказочный лесок. (2)
- По России морозы распушили деревья и рисуют на стеклах лебединые перья. (1)
V. Закрепление.
Откройте учебник на стр. 110. Прочтите текст. Как же запомнить звонкие и глухие согласные? Посмотрите, что записано на доске? Почему этот странный диалог появился на уроке о согласных? Запишите его в тетрадь и подумайте над ответом.
- Степка, хочешь щец поесть?
- Фи-и-и!
Диалог помогает запомнить глухие согласные, потому, что они в нем собраны.
Есть еще один способ. Прослушайте алфавит. Кто заметил, где расположены в нем звонкие, а где глухие согласные? Все звонкие – в первой половине, а глухие – во второй.
Вы уже наверняка запомнили парные согласные по звонкости-глухости. Скажите, что не так в предложении:
Шил – пыл у папужги зереньгий гослиг.
Звонкие и глухие согласные поменялись местами. Вот какая нелепость может произойти, если путаешь “двойняшек” согласных. Давайте выучим их как следует, чтобы никогда не путать, всегда узнавать. Выполним упражнение 276: при замене парных согласных меняется слово.
VI. Домашнее задание.
Придумать, вспомнить и записать такие же слова – 5 слов односложных, 5 слов двусложных и можно трехсложных.
Односложные – “3”.
Односложные и двусложные – “4”.
Односложные, двусложные, трехсложные – “5”.
Подведение итога урока. Оценивание.
Урок развития речи в 5-м классе
Тема: “Письмо”.
Цели урока:
- Добиться усвоение учащимися понятия “письмо как эпистолярный жанр”; выработать навыки создания текста письма.
- Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.
- Формировать нравственно-этические нормы.
1. Вступительное слово учителя.
-Нам приходится общаться с теми, кто находится далеко, кого нет рядом с нами. Каким образом сегодня это можно сделать?
Мы будем учиться писать письма - рукописные, обычные. Мы научимся оформлять их, заполнять конверт.
2. Работа над лексикой.
-Запишем в тетрадях. Число, тема. Лексика урока: эпистолярный жанр, письмо, телеграмма, телефон, Интернет, конверт, адрес, адресат, адресант, почтальон.
Адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма и т.д.
Адресант - тот, кто адресует кому-либо письмо, телеграмму и т.д.
Прежде чем отправить письмо, нам нужно подготовит конверт, надписать его. Давайте узнаем, как сделал это герой рассказа А.П. Чехова “Ванька”
Иван Жуков
3. Чтение отрывка из рассказа
.4. Обсуждение прочитанного
.-Как вы думаете, получил ли адресат это письмо?
Каждый из вас принес конверт. Посмотрите, чей адрес должен быть написан в левом верхнем углу (адресата), а в нижнем правом (адресанта).
Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету, на радио, TV. Деловые письма обычно адресуются всем, его читают вслух.
Не читайте чужих писем! Это стыдно!
Какое же письмо находится в этом конверте?
Давайте познакомимся с его содержанием.
Милая мама! Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу, чтобы ты несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя. Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как скажешь ты. Крепко обнимая тебя, моя славная труженица. Любящий тебя сын. |
Перед вами образец письма. Его написал Н. Островский своей матери.
5. Чтение письма учащимися.
6. Беседа
.- С чего начинается письмо?
- Что следует за обращением?
- Чем завершается письмо? (не должно быть анонимным).
7. Выработка памятки по оформлению письма
.Записи на доске:
Любое письмо состоит из трех частей:
- Обращение.
- Основная часть (для кого?).
- Подпись.
- Дата.
8
. Самостоятельная работа по составлению текста письма.-Я предлагаю вам написать:
- Письмо – поздравление.
- Письмо – просьбу.
- Письмо - пожелание нашей сборной команде КВН.