Разработки уроков по русскому языку в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Тема: Звонкие и глухие согласные (5-й класс)

Цели:

  • дать понятие о звонких и глухих согласных;
  • развивать представление о роли звука и буквы как смыслоразличителя;
  • развивать монологическую речь и абстрактное мышление учащихся;
  • воспитывать интерес учащихся к русскому языку.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Записывается дата, вид работы, психологический настрой.

II. Актуализация знаний.

Чтение учителем стихотворения
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь…

Какие качества гласных и согласных обыгрывает поэт в стихотворении? (Беседа с учащимися).

III. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать раздел “Фонетика”, будем говорить о гласных и согласных звуках и буквах.

На днях пришли мне две шифровки. Давайте вместе их прочитаем. Перечертите в тетрадь шифровку. Как вы ее понимаете?

 

Предполагаемый ответ учащихся: в алфавите 33 буквы, из них 10 гласных и 21 согласная, есть еще Ъ и Ь.

С первой шифровкой мы справились. А о чем вторая?

Открывается запись на доске:

Л…б…п…тн…й сл…н…н…к спр…с…л чт… …ст
кр…к…д…л з… …б…д…м.

Что записано? (Предложение). Почему? (Запись начинается с большой буквы, на конце знак завершения предложения - точка).

Запишите предложение в тетради. Смогли? Зачитайте. Почему вам было нетрудно это сделать? (Согласных больше, чем гласных, поэтому легко восстановить шифровку).

Итак, согласные и гласные помогают понять смысл слова, их называют смыслоразличители. Надо выбрать правильно не только гласный, но и согласный.

Поэтому мы подробнее скажем о согласных, которые живут в своем царстве, в фонетико-графическом государстве. Как-то пронеслась весть среди согласных, что на волшебной горе раздаются серебряные звоночки. Каждому согласному захотелось заполучить звоночек. Но колокольчиков было немного и не все согласные стали их обладателями. Однако они не огорчились, построили вместе двухэтажный дом и до сих пор живут в мире и согласии. Но вот что интересно: не все комнаты в этом доме заняты. Посмотрите на рисунок. Вот этот дом. Запишите, какие согласные где живут? Подумайте, о чем эта сказка. (О глухих и звонких согласных).

Запишите тему урока: звонкие и глухие согласные.

Какие согласные (парные или непарные) можно назвать “двойняшками”, почему?

Запишите: парные по глухости – звонкости согласные можно назвать “двойняшками”. Их нельзя путать!

IV. Синтаксический счет.

-Я подарю тебе к утру на окнах заросли сирени. (1)

- Морозное дыхание метели еще свежо, но улеглась метель. (2)

- На стекле перламутровый и хрупкий вьется инея цветок, на лазури, в белой шубке дремлет сказочный лесок. (2)

- По России морозы распушили деревья и рисуют на стеклах лебединые перья. (1)

V. Закрепление.

Откройте учебник на стр. 110. Прочтите текст. Как же запомнить звонкие и глухие согласные? Посмотрите, что записано на доске? Почему этот странный диалог появился на уроке о согласных? Запишите его в тетрадь и подумайте над ответом.

- Степка, хочешь щец поесть?

- Фи-и-и!

Диалог помогает запомнить глухие согласные, потому, что они в нем собраны.

Есть еще один способ. Прослушайте алфавит. Кто заметил, где расположены в нем звонкие, а где глухие согласные? Все звонкие – в первой половине, а глухие – во второй.

Вы уже наверняка запомнили парные согласные по звонкости-глухости. Скажите, что не так в предложении:

Шил – пыл у папужги зереньгий гослиг.

Звонкие и глухие согласные поменялись местами. Вот какая нелепость может произойти, если путаешь “двойняшек” согласных. Давайте выучим их как следует, чтобы никогда не путать, всегда узнавать. Выполним упражнение 276: при замене парных согласных меняется слово.

VI. Домашнее задание.

Придумать, вспомнить и записать такие же слова – 5 слов односложных, 5 слов двусложных и можно трехсложных.

Односложные – “3”.

Односложные и двусложные – “4”.

Односложные, двусложные, трехсложные – “5”.

Подведение итога урока. Оценивание.

Урок развития речи в 5-м классе
Тема: “Письмо”.

Цели урока:

  1. Добиться усвоение учащимися понятия “письмо как эпистолярный жанр”; выработать навыки создания текста письма.
  2. Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.
  3. Формировать нравственно-этические нормы.

1. Вступительное слово учителя.

-Нам приходится общаться с теми, кто находится далеко, кого нет рядом с нами. Каким образом сегодня это можно сделать?

Мы будем учиться писать письма - рукописные, обычные. Мы научимся оформлять их, заполнять конверт.

2. Работа над лексикой.

-Запишем в тетрадях. Число, тема. Лексика урока: эпистолярный жанр, письмо, телеграмма, телефон, Интернет, конверт, адрес, адресат, адресант, почтальон.

Адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма и т.д.

Адресант - тот, кто адресует кому-либо письмо, телеграмму и т.д.

Прежде чем отправить письмо, нам нужно подготовит конверт, надписать его. Давайте узнаем, как сделал это герой рассказа А.П. Чехова “Ванька”

Иван Жуков

3. Чтение отрывка из рассказа.

4. Обсуждение прочитанного.

-Как вы думаете, получил ли адресат это письмо?

Каждый из вас принес конверт. Посмотрите, чей адрес должен быть написан в левом верхнем углу (адресата), а в нижнем правом (адресанта).

Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету, на радио, TV. Деловые письма обычно адресуются всем, его читают вслух.

Не читайте чужих писем! Это стыдно!

Какое же письмо находится в этом конверте?

Давайте познакомимся с его содержанием.

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу, чтобы ты несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как скажешь ты. Крепко обнимая тебя, моя славная труженица.

Любящий тебя сын.

Перед вами образец письма. Его написал Н. Островский своей матери.

5. Чтение письма учащимися.

6. Беседа.

- С чего начинается письмо?

- Что следует за обращением?

- Чем завершается письмо? (не должно быть анонимным).

7. Выработка памятки по оформлению письма.

Записи на доске:

Любое письмо состоит из трех частей:

  • Обращение.
  • Основная часть (для кого?).
  • Подпись.
  • Дата.

8. Самостоятельная работа по составлению текста письма.

-Я предлагаю вам написать:

  • Письмо – поздравление.
  • Письмо – просьбу.
  • Письмо - пожелание нашей сборной команде КВН.

9. Чтение черновиков, их правка.