Цель: познакомить детей с разрядами местоимений-существительных.
Задачи:
- – научить детей распознавать разряды местоимений-существительных;
- – расширять понятие детей о местоимении как части речи;
- – научить употреблять местоимения-существительные в речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-диалог.
Ход урока
I. Орг. Момент.
Солнышко ясное встало.
– Доброе утро! –
Сказало.
– Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснёшься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
– Доброе утро,
Друзья, всё равно…
Придумано мудро:
– Доброе утро!
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
– Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком-«мордашкой».
– Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется.
– Надеюсь, что сегодня вам будет тепло и уютно у нас в гостях. Пусть солнце будет символом нашего урока.
II. Актуализация знаний.
– Тема нашего урока «Разряды местоимений-существительных».
На слайде рисунок
– В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность.Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!
И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь.
– Хорошо, я помогу вам вернуть имена.
– А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям – ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много – ОНИ.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища.
– Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Учитель: Местоимение заявляет о себе так:
На слайде:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
III. Новый материал.
Учитель: Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.
– На какой вопрос отвечает начальная форма местоимения-существительного? (Кто? Что?)
– Скажите, чем отличается местоимение от существительного? (указывает на предмет и лицо, не называя его).
– По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на разряды.
– Посмотрите на солнце, у него 6 лучей, столько и разрядов у местоимений-существительных.
– Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения.
– Первый разряд – личные местоимения:
- я, мы;
- ты, вы;
- он, она, оно
– На что указывает личное местоимение? (Личное местоимение указывает на лицо)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения.
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С. Пушкин
«Отгадай шуточные загадки»:
- Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
- Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы-мы-ты)
- Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
- В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Учитель: Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение? (Возвратное местоимение себя)
– Что вы знаете об этом местоимении? На что указывает возвратное местоимение? (Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)
Конкурс «Подумайте».
Задание: Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
- Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную. СЕБЕ – Д.п.
- Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь. СЕБЯ – Р.п.
- «Сколько ни держать при (…) , – думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!» СЕБЕ – П.п.
- – Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство. СОБОЮ – Т.п.
Относительные, вопросительные местоимения.
Посмотрите на слайд. Вы видите относительные и вопросительные местоимения существительные.
Вопросительные: кто? Что?
Относительные: кто, что.
– В чем отличие относительных местоимений и вопросительных? (Вопросительные местоимения-существительные – это вопросы существительного. Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных).
Задание: Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным. (Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
- Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
- Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)
Учитель:
– Видите на слайде неопределённые местоимения. (никто, нечего, кое-кто, что-либо,… )
– На что указывают неопределённые местоимения? (указывают на неопределённые предметы)
– Неопределённые и отрицательные местоимения образованы от вопросительных.
– С помощью чего они образуются? (Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не-, суффиксов -то, -либо, -нибудь и приставки кое-)
– Обратите внимание на отрицательные местоимения. С помощью чего они образуются? (Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)
Игра-диалог.
– Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? Никто.
– Что вас омрачает? Ничто.
– Кого винить, если сам виноват? Некого.
– Что исправить, если нет ошибок? Нечего.
IV. Закрепление новой темы.
Задание 1: Прочитайте слова, выберите местоимения существительные. Определите разряд, ставя при необходимости в начальную форму.
Нечто, у вас, мыли, выл, мы, собой, ничто, ничтожно, ли, ты, же, мною, что, что-то, что-либо, чтобы, у них, ни, ни для кого, низ, усни, кто, бы, некто, не, он, ох, никого, кого, оно, ого, она.
Задание 2
– Знаете ли, как зовут эту куколку? – Комплиментина. Почему? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты. Передаём куклу из руки в руки и говорим друг другу комплименты, делаем признания, которые долго хранили в душе, употребляя местоимения-существительные. (Вы сегодня красивы; У вас красивый шарф; Никто с вами не сравнится; Кое-кто вами очарован; как хорошо, что сегодня собрались; Что за чудо! Кто это прекрасная леди!.... )
– Давайте говорить друг другу комплименты!
У вас на столах лежат слова песни Б. Окуджавы. (Поют песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).
V. Подведение итогов.
– Чему вы сегодня на уроке научились?
– Назовите ключевые слова урока.
– Какую роль играют местоимения-существительные в нашей речи?
– Спасибо за отличную работу! А теперь покажите мне ещё раз свои рисунки «мордашки». Я вижу, что улыбок стало больше, стало быть, урок удался!
– У каждого из вас есть право отдать своё солнышко тому, кто, по вашему мнению, хорошо работал на уроке.
– Спасибо за работу!