Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: ноутбук, учебники русского языка для 6 класса (авторы: С.И. Львова, В.В. Львов), презентация, проектор и экран, раздаточный материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками разрядов числительных.
Задачи:
1. Формировать умение грамотно и правильно писать и произносить числительные.
2. Развивать умение использовать имена числительные в связной устной и письменной речи учащихся.
3. Развивать умение само- и взаимооценки.
Цель деятельности учеников:
1: развивать умения переводить информацию из одной формы в другую, упорядочивать её (строить алгоритм рассуждения).
2: развивать умения слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли.
3: развивать умения отличать количественные числительные от порядковых числительных, использовать имена числительные в речи, правильно сочетая их с существительными.
Планируемый результат: уметь различать количественные и порядковые числительные в письменной и устной речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
А) Мозговой штурм:
Найдите 4 лишнее:
Пятак, шестёрка, восемь, десятка.
*Объясните свой выбор.
Б) Творческое задание.
1. Слово учителя.
Числительными увлекались с глубокой древности. Одним из известных математиков древности был армянский учёный VI века Ананий из Ширана. Он считал имя числительное очень важным для человека. Чем же так привлекла его эта часть речи? На данный вопрос вы сможете ответить, прочитав высказывание математика.
2. Работа в парах. (Приложение 1)
На столах у вас лежат разрозненные фразы. Восстановите из них высказывание учёного.
(Зачитываем слова Анания)
И сильно возлюбив искусство
Числительное, помыслил я,
Что без числа никакое рассуждение
Философское не слагается,
Всей мудрости матерью его полагая. (Анания из Ширака – армянский математик VI века)
* Как вы понимаете смысл фразы?
В) Беседа
*А что вы уже знаете об имени числительном? (ученики дают определение, называют известные морфологические признаки)
3. Изучение нового материала.
А) Проблемный вопрос
На слайде числительные распределены на 2 колонки. Как вы думаете, по какому принципу произошло это распределение?
Два пятый Одиннадцать двадцать второй Пять шестых сотый Семеро двухтысячный
* Где вы можете найти информацию, которая подскажет ответ на вопрос? (обращение к учебнику)
Б) Определение темы и постановка цели урока.
* О чем же мы будем говорить на уроке? (ученики формулируют тему, записывают её в тетрадь)
*Какую цель мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему? (формулировка цели)
*А что необходимо сделать, чтобы цели достичь? (формулировка 3 задач)
В) Практическая работа
1. Работа с теорией (изучение параграфа учебника, составление опорной схемы)
А. Работа с учебником:
* Какие разряды имён числительных выделяются ?
* Какая информация важна для характеристики разрядов числительных?
Б. Составление кластера на доске (обобщение полученного материала)
2. Практикум:
А. Прочитайте числительные. Определите разряд.
15, 58, 581, 2769
Замените количественные числительные порядковыми. Составьте с ними словосочетания.
(Взаимопроверка. Обсуждение возникших проблем. )
Б. Физминутка. Зарядка для глаз.
Ребята, расслабьтесь, сядьте удобно. Закройте глаза и сделайте сначала 3 круговых движения глазами вправо, затем влево. Откройте глаза и посмотрите вдаль за окно. Расслабьтесь и вспомните о чём-нибудь приятном. Отдохнули?
В. Прочитайте, соблюдая произносительные пометы. Распределите числительные на колонки в зависимости от разряда. Добавьте в каждую колонку по 3 своих примера. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Семь [м'], четыреста, шестьсот [ыс], пятьдесят [д'], четыре, сорок, двадцатый [ц], семеро, сотый, одиннадцатый, шестидесятый, двадцать шесть [с'т'], восемьдесят[м'] первый, четыреста двенадцатый, девяносто [и] девять, триста.
*Самопроверка. Анализ ошибок.
4. Рефлексия.
*О чём сегодня мы говорили на уроке? Достигли цели?
*Я предлагаю обобщить наш разговор, написав мини-сочинение: “Как различить количественные и порядковые числительные?” ( работа в группах по 4 человека)
* Заслушиваем работы.
* Заполняем таблицу “ Хорошо знаю. Есть вопросы. Не понял(а)”
5. Итоги урока. Оценивание работы на уроке.