1. Мобилизующий этап
Записано на доске стихотворение с пропусками слов.
Прошли дожди, апрель теплеет,
всю ночь – туман, а поутру
---------- воздух точно млеет
и --------------дымкою синеет
в --------------- просеках в бору.
И тихо дремлет бор ----------------,
И в серебре ------------озёр –
Ещё -------------- его колонны,
Ещё --------------- сосен кроны
И ---------------- лиственниц узор!И.А.Бунин
Справка:
нежный, зелёный, далёкий, весенний,
свежий, мягкий, лесной, стройный
– Прочитайте записи на доске и справку, сформулируйте задание к упражнению. (Нужно на месте пропусков поставить слова с учётом смысла.)
– Какой частью речи являются данные слова? (Эти слова – имена прилагательные.)
2. Выполнение задания в тетради
1 ученик выходит к доске и заполняет пропуски. Читает стихотворение.
– Давайте вспомним, что обозначает имя прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета.)
– Как изменяется имя прилагательное? (Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.)
– Каким членом предложения может быть имя прилагательное? (Имя прилагательное в предложении является определением.)
– Кроме названных грамматических признаков, имена прилагательные имеют ещё один. По значению и форме имена прилагательные делятся на разряды. Учитывая это, сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Разряды имён прилагательных»)
– Учитывая тему урока, сформулируйте цель.
Цель:
- узнать (какие бывают разряды имён прилагательных)
- познакомиться (с признаками прилагательных, относящихся к разным разрядам)
- учиться различать (прилагательные разных разрядов)
3. Изучение нового материала
– Приступим к реализации цели нашего урока.
Распределите слова, вставленные из справки, так, чтобы в первой группе были слова с одинаковым суффиксом и безударной гласной в корне, а во второй – все остальные. Запишите в тетрадь.
1 группа – весенний, лесных
2 группа – мягкой, далёких, зелёный , стройней, свежее, нежных
– В какой из 2 групп качество предмета может быть представлено в большей или меньшей степени? (Во 2 группе)
– Как могут называться такие имена прилагательные? (Эти имена прилагательные могут называться качественными.)
– В 1 группе прилагательные имеют отношение к предмету. Учитывая это, назовите другой разряд имён прилагательных. (Эти имена прилагательные могут называться относительными.)
– Есть и 3 разряд имён прилагательных. Он не представлен в тексте. Они обозначают принадлежность лицу или животному. Образуйте эти имена прилагательные, заменив прилагательным одно из существительных в словосочетании:
Платок мамы,
Хвост лисы,
Клюв вороны.
Мамин, лисий, вороний
– На какие вопросы они отвечают? (Чей? Чья?)
– Этот разряд называется притяжательными прилагательными. О них мы поговорим на следующем уроке. Обратимся к материалам учебника (стр. 281 М.М.Разумовская «Русский язык 5 класс. М., 2014). Чтение.
Разряд имён прилагательных можно узнать по определённым признакам. Признаки качественных прилагательных представлены в таблице (на доске и раздаточный материал).
Признаки качественных прилагательных
Образуют степени сравнения |
Образуют краткую форму |
Сочетаются с наречиями очень, слишком |
Образуют сложные прилагательные путём повтора |
Образуют прилагательные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Обратимся к 1 признаку качественных имен прилагательных. Назовите его. (Качественные имена прилагательные образуют степень сравнения.)
– Что показывает степень сравнения? (Степень сравнения показывает, что признак качества предмета, который обозначает имя прилагательное, может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.)
– Назовите имена прилагательные, которые использованы в тексте в степени сравнения. (Это прилагательные стройней, свежее.)
– Образуйте от остальных прилагательных степени сравнения. Запишите в таблицу.
– Используя материалы таблицы, соотнесите имена прилагательные с другими признаками. Запишите в таблицу.
Проверка выполнения задания.
– Можно ли образовать степени сравнения от прилагательных лесной, весенний? (Нет.)
– К чему они передают отношение прилагательных? (Эти прилагательные передают отношение предмета к месту (лесной), к времени года (весенний))
– Подведём итоги. Что такое качественные прилагательные? Что такое относительные прилагательные? Укажите их отличительные признаки.
4. Закрепление изученного материала
– Переходим к закреплению изученного материала и реализовываем цель нашего урока: учиться различать качественные и относительные прилагательные.
Упражнение №1
– Прочитайте записи, сформулируйте задание к упражнению с учётом темы урока. (раздаточный материал)
1) крупная кошка,……. 2) апрельская капель,…….
Справка:
городские бульвары, пёстрая шубка, каменный дом, берёзовые аллеи, мелкие птички, проворный зверь, московские улицы, утреннее чириканье, кровожадный хищник
– Надо дополнить группы словосочетаний другими словосочетаниями из справки, учитывая разряды имён прилагательных.
– Выполняйте работу по вариантам. Если вы правильно выполните задание, то можете представит ситуации, где действуют разные представители фауны.
Проверка задания.
1 группа – рысь (качественные прилагательные)
2 группа – воробей (относительные прилагательные)
– Назовите имя прилагательное, в котором все звуки звонкие.
– Березовые.
Упражнение №2
Работа в группах. Раздаточный материал.
Задание для 1 группы.
В н…чале апреля можно соб…рать см…листые почки б…рёзы.
Нельзя брать сок у б…рёзок в г…родских парках.
Хорошо в б…рёзовой роще ранней в…сной.
Св…сают с в…твей длинные серё…ки.
Во время в…сеннегосокодв…жения легко набрать б…рёзового сока.
Воздух чист и ар…матен.
Схемы:
1 [ О К ] .
2 [ 2 К ].
3 [ К ], [ К ].
4 [ К].
5 [ 2 О ].
6 [ О ].
1) Укажите имена прилагательные, употреблённые в предложениях в краткой форме?
2) Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам.
Задание для 2 группы.
Ч…рная ольха гораздо выше серой.
Чижи и чеч…тки посещают ольховые нас…ждения.
Первой зацв…тает ольха.
Апрель – месяц в…сенних п…рвоцветов.
Ольху можно встретить во влажных м…стах, по б…регам рек, озёр, в л…сах.
Пыльца очень лё…кая, долго держ…тся в воздухе и перенос…тся на б…льшие расстояния.
Схемы:
1 [ О ].
2 [ ].
3 [ 2 К ].
4 [ О ].
5 [ 3 К ].
6 [ 1 К ].
1) Укажите имя прилагательное, употреблённое в предложении в степени сравнения?
2) Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам.
Задание для 3 группы
Зацв…тает она обычно , когда л…жит в л…су серый снег.
Кр…сива верба с пушистыми , словно м…ховымисерё…ками.
По б…регам л…сных малых рек , по руч…ям и старым канавам р…стёт з…лёная ива.
Высокий кустарник с тёмной к…рой и развесистой кроной н…зывают вербой.
Цв…ты вербы служат верным признаком прихода в…сны.
В ивовых кустах в…сною обычно живут и п…ют сол…вьи.
Схемы:
1 [ О 3 К].
2 [ О ].
3 [ 3 К ].
4 [ 2 К О ].
5 [ ], ( К ).
6 [ 1 К ].
1) Укажите имя прилагательное, употреблённое в предложении в краткой форме?
2) Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам.
– Прочитайте предложения, рассмотрите схемы, сформулируйте задание к упражнению. (Надо расположить предложения с учётом схем и находящихся в предложениях качественных и относительных имён прилагательных.)
– Что должно получиться в результате выполненной работы? (Должен быть составлен текст.)
Выполнение задания. Отвечает 1 человек от группы.
5. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
6. Домашнее задание
П.103, упр. 795.