Урок 1. Тема: “Что такое аннотация?”
Цели урока: показать практическое значение данного жанра, его особенности, структурно-смысловые части.
Ход урока
1. Актуализация знаний по теме урока
Учитель: У меня в руках книга. Кто знает, о чем она? (Незнакомы с содержанием книги.)
– Как нам познакомиться с книгой, не читая ее? На что нужно обратить внимание? (На автора, на название, на содержание, на объем, иллюстрации, выходные данные, аннотацию.)
– Что такое аннотация? (Учащиеся называют, что они знают об аннотации. Эти сведения записываются на листе, где нарисовано “дерево знаний”, в “корнях”.)
2. Объяснение нового материала
– Прочитайте текст. – Какую информацию об аннотации вы узнали из этого текста.
Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.
Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.
Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)
– Задайте вопросы, на которые вы можете найти ответы в этом тексте.
(Что такое аннотация? Где в книге расположена аннотация? Какова цель аннотации? Кто пользуется аннотацией?)
3. Закрепление изученного.
Перед вами две аннотации. Сравним их. – Что значит сравнить? (Найти общее и различное.)
Леокум Аркадий
Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых. Художник А. Вернигора. – М.: Мол. гвардия, 1992. – 334 с., ил.
В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры.
Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII ст.) / Сост. В. Д. Сиповский. – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил.
Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси.
Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви.
Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков.
“Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества.
– Что вы узнали о книгах из этих аннотаций?
– Что общего в них?
– Какие две части можно выделить?
(Попутно составляется на доске схема.)
– Какие элементы можно выделить в библиографическом описании? (Автор, название, год издания, издательство…)
– Какую информацию нам могут дать эти элементы аннотации?
– Что общего в тексте аннотации?
– Каково назначение каждого из этих текстов? (1 – дает представление о содержании; 2 – рекомендует познакомиться с книгой)
– Как автор аннотации смог привлечь ваше внимание к книге? (Обращение “юный читатель”, реклама “незаменимое учебное пособие”.)
– Какие элементы можно выделить в тексте аннотации?
Аннотация |
|
Библиографическое описание: – Автор. – Название. – издательство, – год издания. – – количество страниц., – наличие иллюстраций. |
Текст аннотации: – жанр произведения; – действующие лица; – время и место действия; – краткое содержание; – тема; – проблематика; – адресат… |
(Обязательно обратить внимание учащихся на порядок элементов в библиографическом описании и знаки препинания.)
– Что нового узнали на уроке?
(Учащиеся записывают на бумаге, которая оформлена в виде листка дерева, что нового они узнали на уроке.)
– Что еще осталось невыясненным для вас?
– Какую информацию об аннотации вы хотели бы еще получить? (На “Дереве знаний” появляются “почки” – то, что будет узнано, раскрыто на следующих уроках.)
4. Домашнее задание
Найдите книгу, в которой есть аннотация, принесите ее на следующий урок по этой теме.
Урок 2. Тема: “Аннотации бывают разные”
Цели урока: познакомить учащихся с новыми сведениями об особенностях содержания аннотаций, их возможной структуре и языково-стилистическом оформлении, готовить к самостоятельному написанию текста вторичного жанра.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Учитель: К сегодняшнему уроку вы принесли книги, в которых есть аннотации. Зачитайте их. Оказывается, аннотации бывают разные. Но цель их одна. Какая? (Кратко охарактеризовать содержание книги.)
2. Углубление знаний по теме
Познакомьтесь с предложенными аннотациями.
- Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома: Повесть / Рис. В. Чижикова. – М.: Детская литература, 1986. – 191 с., ил.
Витя и Костя все время попадают в нелепые истории. Решили на жонглеров учиться – посуду перебили. Начали дрессированного щенка со сцены показывать – он задачку решить не может. Почему так получилось – прочитаете в книге.
- Велтистов Е.С. Электроник – мальчик из чемодана: Повесть-фантазия / Рис. С. Калачева. – М.: Советская Россия, 1986. – 112 с., ил.
С некоторых пор в школе юных математиков стали происходить удивительные события. Ничем не примечательный семиклассник Сережа Сыроежкин неожиданно стал лучшим бегуном, лучшим математиком, лучшим фокусником. Оказывается, он прекрасно понимает язык зверей. Что с ним произошло?
- Воронкова Л.Ф. Девочка из города / Ил. художника И. Ушакова. – М.: Советская Россия, 1982. – 112с., ил.
Поступок Дарьи Шалихиной удивил всю деревню. Война идет, своих детей трое, а она удочерила осиротевшую девочку из города. Но Дарью трудности не пугали: “Как-нибудь проживем!” Беспокоило другое: станет ли Валентинка звать ее мамой? [24, с.146]
- Носов Е.И. Где просыпается солнце?: Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов. – М.: Дет. лит., 1990. – 32 с.: ил. – (Книга за книгой).
Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни. [31, с.165]
– С какой книгой вам захотелось познакомиться, прочитав аннотацию? Почему?
– Одинаковы ли цели этих аннотаций? (Первые – заинтересовать, последняя – дать информацию о содержании.)
– Как автор аннотации решает задачу заинтересовать читателей? Какие выражения побуждают нас обратить внимание на книгу? (Вопрос “Что с ним произошло?”, цитаты из книги “Как-нибудь проживем!”, рекламные крючки “Почему так получилось – прочитаете в книге”.)
– Как возбуждает интерес автор аннотации вашей книги? (…)
– Это нестандартные (необычные) выражения, используемые в аннотациях. Но есть и те, которые используются в аннотациях чаще других – клише. Клише (фр.) – готовый оборот речи.
В книге собраны…
В книгу вошли… (Общая характеристика книги)
В сборник включены…
Книга адресована…
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Адрес
– Найдите в своих книгах стандартные и нестандартные конструкции.
3. Самостоятельная работа.
– Проверим ваши знания по теме “Аннотация”. Ваша задача – восстановить поврежденный текст аннотации, расставив ее элементы в нужной последовательности, и дописать аннотацию, дав книге оценку, рекомендацию.
Варианты текстов:
- Астафьев В. Конь с розовой гривой: Рассказы / худож. С. Сюхин. – Дет. лит., – 144с.:
Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях.
- М.:
- ил.
- 1990.
- Пеппи Длинныйчулок: / Пер. со швед. и предисл. Л. Лунгиной; Рис. Л. Токмакова. –Дет. лит., 1981. – 238 с.: ил.
Юмористическая повесть известной шведской писательницы о чудесных путешествиях и забавных приключениях девочки по имени Пеппи Длинныйчулок.
- Линдгрен А.
- М.:
- Повесть
4. Домашнее задание
Вы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию. Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу, чтобы, познакомившись с ней, у читателей возникло желание прочитать книгу.
(Впоследствии оформляется выставка аннотаций учащихся “Советуем прочитать”.)
Разработки уроков по теме “Конспект”
Урок 1. Тема: “Конспект”
Цели урока: познакомить школьников с таким видом переработки текста, как конспект, правилами создания конспекта.
Ход урока
1. Работа с текстом
Перед вами два текста. [2] Прочитайте их. Чем они похожи? Можно ли их назвать одинаковыми?
Начинаем закаляться
Представим себе не столь уж редкую в северных широтах картину. Человек на льдине, оторвавшейся от берега. Он намок, его одежда превратилась в ледяной панцирь. Ее бы надо снять и высушить на ветру и морозе. Способен ли выдержать человек такое испытание? Способен, если дух и тело закалены для жизни и работы в подобных испытаниях, в суровых условиях. Но закаливание нужно нам не столько для преодоления трудностей и выживания в экстремальных ситуациях, сколько для повседневной жизни, чтобы не бояться простудных заболеваний, гриппа или сквозняков.
И вот что еще важно: закаливание оказывает сильное влияние на психику, воспитывает твердый характер, настойчивость, укрепляет волю, помогает бороться с неврозами, которыми в последние годы страдает все больше людей.
Закаляться можно разными природными факторами: воздухом, водой и солнцем. Для жителей северных районов и средней полосы нашей страны доступнее всего закаливание холодом.
Средства и методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. К первым относятся влажные обтирания, душ, домашние ванны, купание, хождение босиком по росе, прибрежной гальке, лыжные прогулки, туризм и т. д. А к нетрадиционным относится закаливание морозным воздухом, снегом, зимнее плавание.
Закаливание холодом разной интенсивности полезно. Но нужно обязательно посоветоваться с врачом, что касается зимнего плавания и других высших форм закаливания.
2 вариант текста “Начинаем закаляться”
Закаляться нужно, чтобы не болеть, не бояться холода и сквозняков. Закаливание воспитывает волю, характер, помогает преодолевать нервные перегрузки.
Укреплять здоровье можно разными методами закаливания: плаванием, лыжными прогулками, туризмом, хождением босиком по росе, прибрежному песку, гальке и т. д. Но особенно эффективно закаливание холодом и зимним плаванием. Однако, прежде, чем начинать закаляться нетрадиционными способами, нужно посоветоваться с врачом, чтобы не нанести вреда организму.
– Найдите в тексте ответы на вопросы:
- Во что превратилась одежда человека на льдине?
- При каком условии человек способен выдержать такое испытание?
- Зачем нужно закаливание?
- Каким заболеванием в последние годы страдает все больше людей?
- Какой способ закаливания доступнее для жителей средней полосы России?
- Какие методы закаливания называют нетрадиционными?
– На какие еще вопросы можно получить ответ в этом тексте?
– Одинакова ли основная мысль текстов? Какова она?
– Какая информация отсутствует во втором тексте? (Примеры, повторы слов, разъяснения.) Почему?
– Что представляет из себя второй текст? (Краткая запись основных положений текста.)
– Правильно, это конспект – краткая запись существенных положений текста.
2. Объяснение нового материала
– Зачем нам нужен конспект? Где мы можем его использовать? (Для запоминания, хранения информации.)
– Значит, каково главное требование к конспекту, каким он должен быть? (Понятным через некоторое время.)
– Подчеркните в первом тексте ту информацию, которую удалили без ущерба для содержания. Почему? (Она является второстепенной.)
– В каком виде дана существенная, важная информация? (Смысл сохранился, изменилась форма изложения.)
– Каким образом ее изменили? (Сжали, переформулировали.)
– Каким образом произвели сжатие? (Устранили избыточную информацию, переконструировали предложения в сложные, с однородными членами.)
– Но ведь запись главной информации – это тезисы. Чем отличается конспект от тезисов? (В конспекте мысли связаны по смыслу, есть примеры, доказательства.)
3. Практическая работа
Составим собственный конспект предложенного текста. – Что для этого нужно сделать? (Составляется памятка, алгоритм работы над конспектом.)
Памятка
Как составить конспект [1]
- Внимательно прочитай текст, попутно отмечай непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты.
- Выпиши на поля значение отмеченных понятий, слов. Наведи справку о лицах, имена которых тебе неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте.
- При первом чтении текста необходимо составить простой план его – последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении текста следует отмечать, как автор доказывает основные мысли (положения) своей работы.
- Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
- При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста.
- При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.
– При составлении конспекта некоторую информацию можно излагать в виде схем, таблиц, графиков, можно и нужно использовать сокращения слов.
– Как можно сократить слова? (Повторение правил сокращения слов.)
4. Домашнее задание
Составьте друг для друга конспект по русскому языку по теме: “Второстепенные члены предложения”
Урок 2. Тема: “Конспект”
Цель урока: развивать умение разворачивать информацию, анализировать готовый конспект, сопоставлять исходный текст и вторичный, учить редактированию текста.
Ход урока
1. Практическая работа
– Обменяйтесь конспектами, которые приготовили друг для друга.
– Соответствует ли конспект заданной теме?
– Восстановите текст по данному конспекту. Запишите его как можно более полно.
– Сравните полученный текст с исходным (первоисточником).
– Чем отличаются исходный и вторичный тексты? (Полнотой изложения.)
– От чего зависит качество восстановленного текста? (От качества конспекта.)
– Каким должен быть конспект? Какие требования предъявляются к этому вторичному тексту?
- При конспектировании текста внушительного объема, нужно указывать страницы книги, которые охватывает та или иная часть конспекта. Крупные части конспекта озаглавливай, заголовки подчеркивай.
- Конспект, в отличие от плана пишется полными законченными предложениями, лучше повествовательными.
- В записях обязательно выделяются отдельные части.
- Сформулированный тезис должен обязательно подкрепляться документационными аргументами и фактами.
- Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
- Текст создается с использованием принятых сокращений и условных обозначений.
- Четкое отделение собственных мыслей от авторских.
- Использование широких полей, на которых уместны вопросы и пометки, дополнительные, справочные данные, помогающие уяснению текста (даты, упомянутые автором текста; сведения о лице, названном в книге; точное содержание термина и т. п.).
- По возможности использование графиков, схем, таблиц.
– Дайте оценку конспекту товарища в соответствии с этими требованиями. Заполните предложенную форму.
№ | Требование | Наличие («+»; «–») |
1. | Основные положения текста переданы
полно:
|
|
2. | Главная информация передана сжато:
|
|
3. | В конспекте используются:
|
2. Закрепление изученного
– Поменяйтесь конспектами.
– С какими замечаниями критика вы согласны, а с какими не согласны? Почему?
– Имея свой конспект и анализ своего конспекта, отредактируйте его, устранив недостатки.
3. Домашнее задание
Домашнее задание дается по теме следующего урока.
Литература
- Никитина Е. И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
- Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Конспекты, рефераты, изложения. – М.: ЮНВЕС. – 1998. – 256с.