Русский язык
-
Программа элективного курса по русской словесности "От слова к тексту". 10–11-й классы 2011
В программе представлена полная информация о тексте, строении текста, замысле, основной мысли и теме текста, его идее, развертывании темы в тексте (подтема, микротема), видах информации (содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, подтекстовая), композиции, связности и членимости текста, о лексических и грамматических средствах связи, об абзаце и сложном синтаксическом целом, типах, стилях и жанрах речи, об изобразительно-выразительных средствах языка.
-
Программа элективного курса по русскому языку "Развиваем дар речи". 9-й класс 2013
Цель курса: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка: формирование научно-лингвистического мировоззрения; вооружение знаниями о родном языке; развитие языкового идеала; осведомленность школьников в особенностях родного языка в устных и письменных формах; дать определение науки, этапах развития; рассказать о выдающихся лингвистах.
-
Программа элективного курса по русскому языку "С экзаменом на ты" в 10–11-х классах 2007
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения (10–11-х классов). Программа рассчитана на 34 часа. Цель данного курса - способствовать эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
-
Программа элективного курса по русскому языку "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" 2008
Единый государственный экзамен - важный стимул для изучения любого предмета. Нужно ли специально готовить учащихся к ЕГЭ? Несомненно! Необходима целенаправленная работа по повторению и обобщению материала, изученного в 5–9-х классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Ученики должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования, предъявляемые к сочинению. Цель данного курса - обеспечить качественную подготовку учащихся 10–11-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
-
Программа элективного курса по русскому языку для 9-го класса "Журналистами не рождаются, журналистами становятся" 2012
Элективный курс по русскому языку для 9 класса включает в себя темы, которые следует изучить с целью овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми в профессиональной журналистской деятельности. Программа дополняет содержание базовых курсов «Русский язык», «Риторика».
-
Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 8-го класса "Подготовка к устному итоговому собеседованию" 2022
Цель курса: подготовить обучающихся к успешному выполнению заданий итогового собеседования по русскому языку в 9-м классе, оценить уровень общеобразовательной подготовки школьников по разделу «Говорение».
-
Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 8-го класса "Трудные вопросы русского языка в 8-м классе" 2022
Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
-
Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 9-го класса "Пишем сочинение-рассуждение" 2022
Цель данного курса: научить обучающихся создавать письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста или по заданной проблеме; подготовить девятиклассников к сдаче экзамена по русскому языку.
-
Программа элективного курса по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса: "Современное русское письмо" 2006
Данный элективный курс предназначен для всех учащихся, независимо от того, какой профиль обучения они выберут в дальнейшем. Школьники познакомятся с важнейшими этапами истории письма. Внимательное ознакомление с различными сторонами письма, с принципами русской графики и орфографии, с системой русского правописания даст представление об одном из разделов лингвистической науки, а также будет содействовать выработке прочных навыков правописания. Актуальность курса определена еще и тем, что, по мнению филологов, слабая грамотность многих учащихся обусловлена низким уровнем развития фонематического слуха, который напрямую связан с графикой слова.
-
Программа элективного курса по русскому языку и литературе "Творческие работы разных жанров" 2015
Программа курса развивает навыки устной и письменной речи, логическое мышление учащихся, учит анализировать художественный текст (как прозаический, так и поэтический), интерпретировать его в совместной творческой деятельности учителя и учащихся
-
Программа элективного курса по русскому языку или курса по выбору: "Биографию имеют не только люди, но и слова" 2010
Элективный курс в 10-м классе или курс по выбору в 9-м классе дает расширенные и углубленные сведения по фразеологии русского языка, не представленные в базовом курсе. Программа построена на материале русской фразеологии и содержит интересные сведения об этом разделе русского языка. Сведения и задания, включенные в этот курс, подобраны с учетом возраста и развития учащихся.
-
Программа элективного курса по русскому языку. Культура речи. Языковые нормы 2006
Важнейшие цели курса: совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.
-
Программа элективного курса: "Практическая стилистика русского языка" 2006
Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых выработать у учащихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты - отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила.
-
Программа элективного профильного курса по русскому языку "Грамматическая стилистика русского языка" 2009
Содержание данного профильного курса направлено на развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности учащихся на основе самостоятельной работы с текстами. Курс состоит из пяти основных разделов: 1) грамматическая стилистика как наука; 2) функциональные стили и грамматика; 3) грамматика и нормы; 4) части речи; 5) речевые ошибки и стилистические недочеты.
-
Программа элективного учебного предмета в 10–11-х классах "Комплексный анализ текста" 2009
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.
-
Программа-таймер для проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах 2019
С 2019 года итоговое собеседование по русскому языку в 9-х классах проводится в обязательном порядке. Одним из важных технических моментов его проведения является отслеживание времени, отводимого на каждый этап. Для этих целей создано оконное приложение-таймер в среде программирования PascalABC.NET. Программа прошла успешную апробацию на итоговом собеседовании по русскому языку в 9-х классах в МАОУ «Лицей №131» Вахитовского района г.Казани, получив положительные отзывы.
-
Прогулка по временам года. Описание природы 2014
Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли имен прилагательных в речи, об изобразительно-выразительных средствах русского языка, употреблении и влиянии на речь.
-
Прогулки по орфографическому саду 2015
Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий и сформировать навык владения способом действия при выборе орфограммы. Урок может быть использован молодыми учителями, которые впервые будут работать в 6-м классе.
-
Продолжение работы на неосвоенной школьной территории (год спустя после начала поисков путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2005
Вопрос о влиянии двуязычия как на чистоту родной речи, так и на общее интеллектуальное развитие не может не вызывать интереса в наше время в школах, в которых обучаются дети-мигранты. Для большинства из них двуязычие не является благоприятствующим фактором развития. В статье идет разговор о том, как и чем может помочь детям-мигрантам учитель русского языка и литературы, без поддержки которого детям не обойтись. К сожалению, совместная работа учителя с учащимися-мигрантами проходит на неосвоенной школьной территории: без правовой и методической поддержки.
-
Проект "Говорите правильно!" 4-й класс 2019
Один из главных критериев культуры речи любого человека – грамотность. В любой беседе безграмотность и косноязычие не только раздражают собеседников, но мешают понять суть речи. Многие люди в жизни сталкиваются с проблемами изложения своих мыслей, не в состоянии сразу подобрать нужные слова, поставить их в правильной грамматической форме. Цель проекта: формирование потребности «говорить правильно».
-
Проект "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе (риторика, МХК) 2009
Статья представляет описание блока уроков в рамках проекта "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе. Предметом исследования и творческого осмысления становятся человеческие грехи и пороки. В проект включены вопросы теоретического характера, проблемный анализ, творческие задания. Результаты работы представлены поурочно.
-
Проект "Занимательный русский язык" (пособие-практикум) 2007
Учебное пособие по русскому языку для 5–7-х классов можно использовать и для уроков обучения, и для уроков обобщения-закрепления. Созданное в игровой форме, оно может использоваться учащимися не только на уроках, но и дома. Мы ввели в него не только задания, объяснения, но и ответы-подсказки.
-
Проект "Использование ИТ в работе с детьми, нуждающимися по состоянию здоровья в индивидуальном обучении" 2010
До начала практической реализации проекта нужно в методических объединениях разработать программы и протестировать детей, выясняя возможности их работы с компьютерами и её продолжительность.
-
Проект "Лаборатория искусств" 2006
Учащиеся знакомятся с понятиями портрет, характер, образ, поступок, с несловесными средствами общения – мимикой, взглядом, позой, жестами, узнают, что художественный образ можно передать музыкой, живописью, скульптурой, литературой.
-
Проект "Неделя русского языка в школе" 2012
В проекте систематизирован теоретический и практический опыт проведения предметной недели, а также представлены собственные методические разработки и рекомендации. Основу содержания проекта составляет предметная неделя по русскому языку по теме "Грамоте учиться – всегда пригодится". Форма проведения – игра "Путешествие по океану знаний".
-
Проект "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой" 2023
Долгосрочный проект направленный на воспитание патриотизма, развитие поисковых навыков, умения работать с электронным документом, форматировать тексты и фотографии, создавать презентацию, брошюру и сайт. Проект прекрасно вписывается в воспитательную работу школы. Проект реализуется во внеклассной работе.
-
Проект "О чём может рассказать библиотека" 2022
Цель проекта: собрать информацию об истории развития библиотек; рассказать о работе современной библиотеки; формировать интерес к книге. В современном мире на смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры. Но нельзя обойтись без библиотеки, потому что с её помощью дети получают знания, совершают открытия, учатся доброте, честности, целеустремленности.
-
Проект "Самоценность и самобытность слова в социуме города" 2010
Цели проекта «Самобытность и самоценность слова в социуме города»: совершенствование речемыслительной деятельности школьников, развитие их коммуникативных умений и навыков, обучение свободному владению русским литературным языком, обогащение словарного запаса в конце концов. Плюс воспитание любви к родному краю, приобщение к культуре своего города, знакомство с его историей и достопримечательностями.
-
Проект "Слова-паразиты" 2020
Цель исследования: определить причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей нашей школы и найти способы их устранения.
-
Проект "Учись уму-разуму" 2014
Цель проекта: обобщение знаний, полученных учащимися в период обучения грамоте как основного этапа овладения чтением и письмом.