Программа элективного курса по русскому языку для 9-го класса "Журналистами не рождаются, журналистами становятся"

Разделы: Русский язык


Элективный курс по русскому языку для 9 класса «Журналистами не рождаются, журналистами становятся» включает в себя темы, которые следует изучить с целью овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми в профессиональной журналистской деятельности. Программа дополняет содержание базовых курсов «Русский язык», «Риторика». Это позволяет учащимся совершенствовать умение логично, связно, последовательно и ясно выражать свои мысли, что совершенно необходимо при сдаче выпускных экзаменов.

Основная цель курса – научить создавать собственные высказывания публицистического стиля, которые могут быть помещены на страницах школьной газеты.

Отсюда вытекают задачи курса:

  • дать представление о специфике публицистического стиля и его жанровом многообразии;
  • развить умение раскрывать лингвистические и экстралингвистические особенности текстов;
  • организовать проектную деятельность учащихся по выпуску собственного печатного издания (газеты);
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности: работа со справочной литературой, отбор необходимого языкового материала; составление опорных конспектов, экспертная оценка.

В теоретической части раскрываются стилевые, лексико-фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические особенности публицистической речи. Большое внимание уделяется развитию представлений о жанрах публицистики: заметке, статье, очерке, фельетоне, репортаже, интервью. Особый интерес представляют иллюстрации основных теоретических положений не только примерами из печатных изданий, но и сочинений школьников, а также возможность самостоятельного подбора необходимого языкового материала.

Практические задания ориентированы на интеллектуальную деятельность учащихся, включающую анализ, синтез, сопоставление. Практические работы по составлению публицистических высказываний на основе собственных жизненных фактов и впечатлений вызывают интерес учащихся и способствуют развитию положительной мотивации к изучению курса.

Данный курс предусматривает наличие лекционных, семинарских, практических занятий, самостоятельной исследовательской и творческой работы и может быть использован для углубления и расширения знаний по русскому языку и риторике, способствует развитию устойчивого интереса к профессии журналиста.

Содержание курса позволяет школьникам активно включиться в учебно-познавтельный процесс и успешно проявить себя, так как практические задания, упражнения предлагаются с учётом учебных возможностей и интересов учащихся.

По окончании изучения курса учащиеся получат «зачёт» при выполнении следующих условий:

  • активное участие в подготовке и проведении семинаров;
  • выполнение не менее половины практических работ;
  • успешное выполнение не менее половины контрольных работ.

Итогом работы является создание и защита индивидуальных и групповых проектов «Моя газета».

Содержание программы элективного курса «Журналистами не рождаются, журналистами становятся» рассчитано на 15 часов. Целесообразно проводить во II полугодии в 9 классе.

Программа адресована учителям русского языка и риторики.

№ п/п

Тема занятия

Знать

Уметь

Вид деятельности учащихся

Форма контроля

I. Введение.

1

Публицистический стиль речи как орудие труда журналиста.

Определение стиля, функции стиля, сфера употребления стиля, отличие от других стилей речи.

Определение стилевой принадлежности текста, формулировать определение стиля, понимать сущность основных функций стиля.

Конспектирование лекционного материала, практикум по определению стиля текста

«Деловая игра»

II. Особенности публицистического стиля.

2

Основные стилевые черты публицистической речи.

Знать основные стилевые черты публицистического стиля: строгая логичность, фактографичность, образность, эмоциональность.

Наблюдение над текстом публицистического стиля по выявлению основных стилевых черт.

Определение стилевой принадлежности текста.

Тест.

3

Лексика и фразеология публицистического стиля.

Представление о необычайной широте и многообразии лексики и фразеологии публицистического стиля, знать специфичные для публицистического стиля слов и выражений.

Уметь отбирать языковой материал для создания текстов публицистического стиля.

Анализ лексических особенностей публицистических текстов.

Отбор языкового материала для будущей статьи.

4

Тропы

Знать основные тропы.

Уметь находить тропы.

Семинар-практикум.

Контрольная работа по тропам.

5

Морфология, словообразование.

Знать основные морфологические особенности текстов и словообразовательные модели, характерные для публицистического стиля.

Использовать словообразовательные и морфологические особенности реализации основных функций публицистического стиля.

Конспект лекции, экспертная оценка подготовленного материала. (См. занятие № 3)

 

6

Синтаксис публицистического стиля.

Иметь представление об основных синтаксических конструкциях, характерных для стиля.

Характеристика синтаксического строя публицистического текста.

Отбор языкового материала к основным положениям лекции.

Составление таблицы.

7

Стилистические фигуры.

Развитие понятия «стилистическая фигура», стилистические фигуры, характерные для публицистического стиля речи.

Находить стилистические фигуры, применяемые в публицистическом стиле  речи.

Работа со справочной литературой, анализ текстов.

Практическая работа.

III. Жанровые разновидности публицистики.

8

Заметка.

Представление о назначении заметок, их особенностях, разновидностях, о требованиях к ним и их литературном оформлении.

Определять жанровую принадлежность текстов, писать заметки, анализировать с точки зрения соответствия жанру и стилю.

Составление памятки «Как написать заметку», написание заметки.

Экспертная взаимооценка.

9

Статья.

Знать особенности жанра статьи как одного из проявлений публицистического стиля.

Анализировать текст с целью углубления знаний о жанровых, композиционных и стилистических особенностях статьи.

Сопоставление текстов с целью выявления  жанровых особенностей литературно-критической и публицистической статей.

Написание статьи.

10

Очерк.

Знать жанровые особенности очерка, разновидности очерка.

Доказывать жанровую принадлежность текста.

Анализ газетных очерков (по выбору учителя).

Составление памятки «Как написать очерк».

11

Репортаж

Познакомить с особенностями репортажа как о наглядном представлении событий, видами репортажа.

Изучение жанровых, композиционных особенностей репортажа.

Нахождение и исправление ошибок, допущенных в предложенных текстах.

Написание репортажа о каком-либо школьном событии (по выбору учащихся).

12

Интервью.

Особенности данного жанра публицистики, иметь представление о композиции.

Уметь взять интервью.

Составление вопросов для интервью в соответствии с темой.

 

13

Фельетон.

Дать сведение об этом жанре, познакомить со средствами выражения комического, знать отличия фельетона от других публицистических жанров.

Анализировать средства создания комического.

Написание  собственного фельетона по готовому сюжету.

 

14

Оформление проектной работы.

Знать требования к оформлению газетной публикации.

Подготовить выпуск газеты в соответствии с выбранной тематикой.

Выпуск газеты с использованием современных информационных технологий (Microsoft Publisher).

 

15

Итоговое занятие. Презентация газеты.

 

 

Защита проектов «Моя газета».

 

Список литературы, рекомендуемой учителям:

  1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1978. – 256 с.
  2. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 224 с.
  3. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.
  4. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1966. – 208 с.

Список литературы, рекомендуемой учителям и учащимся:

  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – 8-е изд. – М.: просвещение, 2002. – 350 с.
  2. Далицкий Чеслав. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Учебное пособие. – М.: Омега-л; Высш.шк., 2003. – 488 с.
  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с.
  4. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учеб. Общеобразоват. учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2003. – 160 с.
  5. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учеб. Общеобразоват. учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2002. – 256 с.
  6. Солганик Г.Я. Русский язык 10-11 кл. Стилистика: учебн. пособие для общеобразоват. учеб. заведений, шк. и классов с углубл. изуч. русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995. – 272 с.
  7. Школьная риторика. 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч./ Под ред. Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баллас», 2003. – 208 с.