Элективный курс по русскому языку для 9 класса «Журналистами не рождаются, журналистами становятся» включает в себя темы, которые следует изучить с целью овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми в профессиональной журналистской деятельности. Программа дополняет содержание базовых курсов «Русский язык», «Риторика». Это позволяет учащимся совершенствовать умение логично, связно, последовательно и ясно выражать свои мысли, что совершенно необходимо при сдаче выпускных экзаменов.
Основная цель курса – научить создавать собственные высказывания публицистического стиля, которые могут быть помещены на страницах школьной газеты.
Отсюда вытекают задачи курса:
- дать представление о специфике публицистического стиля и его жанровом многообразии;
- развить умение раскрывать лингвистические и экстралингвистические особенности текстов;
- организовать проектную деятельность учащихся по выпуску собственного печатного издания (газеты);
- сформировать навыки самостоятельной деятельности: работа со справочной литературой, отбор необходимого языкового материала; составление опорных конспектов, экспертная оценка.
В теоретической части раскрываются стилевые, лексико-фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические особенности публицистической речи. Большое внимание уделяется развитию представлений о жанрах публицистики: заметке, статье, очерке, фельетоне, репортаже, интервью. Особый интерес представляют иллюстрации основных теоретических положений не только примерами из печатных изданий, но и сочинений школьников, а также возможность самостоятельного подбора необходимого языкового материала.
Практические задания ориентированы на интеллектуальную деятельность учащихся, включающую анализ, синтез, сопоставление. Практические работы по составлению публицистических высказываний на основе собственных жизненных фактов и впечатлений вызывают интерес учащихся и способствуют развитию положительной мотивации к изучению курса.
Данный курс предусматривает наличие лекционных, семинарских, практических занятий, самостоятельной исследовательской и творческой работы и может быть использован для углубления и расширения знаний по русскому языку и риторике, способствует развитию устойчивого интереса к профессии журналиста.
Содержание курса позволяет школьникам активно включиться в учебно-познавтельный процесс и успешно проявить себя, так как практические задания, упражнения предлагаются с учётом учебных возможностей и интересов учащихся.
По окончании изучения курса учащиеся получат «зачёт» при выполнении следующих условий:
- активное участие в подготовке и проведении семинаров;
- выполнение не менее половины практических работ;
- успешное выполнение не менее половины контрольных работ.
Итогом работы является создание и защита индивидуальных и групповых проектов «Моя газета».
Содержание программы элективного курса «Журналистами не рождаются, журналистами становятся» рассчитано на 15 часов. Целесообразно проводить во II полугодии в 9 классе.
Программа адресована учителям русского языка и риторики.
№ п/п |
Тема занятия |
Знать |
Уметь |
Вид деятельности учащихся |
Форма контроля |
||
I. Введение. |
|||||||
1 |
Публицистический стиль речи как орудие труда журналиста. |
Определение стиля, функции стиля, сфера употребления стиля, отличие от других стилей речи. |
Определение стилевой принадлежности текста, формулировать определение стиля, понимать сущность основных функций стиля. |
Конспектирование лекционного материала, практикум по определению стиля текста |
«Деловая игра» |
||
II. Особенности публицистического стиля. |
|||||||
2 |
Основные стилевые черты публицистической речи. |
Знать основные стилевые черты публицистического стиля: строгая логичность, фактографичность, образность, эмоциональность. |
Наблюдение над текстом публицистического стиля по выявлению основных стилевых черт. |
Определение стилевой принадлежности текста. |
Тест. |
||
3 |
Лексика и фразеология публицистического стиля. |
Представление о необычайной широте и многообразии лексики и фразеологии публицистического стиля, знать специфичные для публицистического стиля слов и выражений. |
Уметь отбирать языковой материал для создания текстов публицистического стиля. |
Анализ лексических особенностей публицистических текстов. |
Отбор языкового материала для будущей статьи. |
||
4 |
Тропы |
Знать основные тропы. |
Уметь находить тропы. |
Семинар-практикум. |
Контрольная работа по тропам. |
||
5 |
Морфология, словообразование. |
Знать основные морфологические особенности текстов и словообразовательные модели, характерные для публицистического стиля. |
Использовать словообразовательные и морфологические особенности реализации основных функций публицистического стиля. |
Конспект лекции, экспертная оценка подготовленного материала. (См. занятие № 3) |
|
||
6 |
Синтаксис публицистического стиля. |
Иметь представление об основных синтаксических конструкциях, характерных для стиля. |
Характеристика синтаксического строя публицистического текста. |
Отбор языкового материала к основным положениям лекции. |
Составление таблицы. |
||
7 |
Стилистические фигуры. |
Развитие понятия «стилистическая фигура», стилистические фигуры, характерные для публицистического стиля речи. |
Находить стилистические фигуры, применяемые в публицистическом стиле речи. |
Работа со справочной литературой, анализ текстов. |
Практическая работа. |
||
III. Жанровые разновидности публицистики. |
|||||||
8 |
Заметка. |
Представление о назначении заметок, их особенностях, разновидностях, о требованиях к ним и их литературном оформлении. |
Определять жанровую принадлежность текстов, писать заметки, анализировать с точки зрения соответствия жанру и стилю. |
Составление памятки «Как написать заметку», написание заметки. |
Экспертная взаимооценка. |
||
9 |
Статья. |
Знать особенности жанра статьи как одного из проявлений публицистического стиля. |
Анализировать текст с целью углубления знаний о жанровых, композиционных и стилистических особенностях статьи. |
Сопоставление текстов с целью выявления жанровых особенностей литературно-критической и публицистической статей. |
Написание статьи. |
||
10 |
Очерк. |
Знать жанровые особенности очерка, разновидности очерка. |
Доказывать жанровую принадлежность текста. |
Анализ газетных очерков (по выбору учителя). |
Составление памятки «Как написать очерк». |
||
11 |
Репортаж |
Познакомить с особенностями репортажа как о наглядном представлении событий, видами репортажа. |
Изучение жанровых, композиционных особенностей репортажа. |
Нахождение и исправление ошибок, допущенных в предложенных текстах. |
Написание репортажа о каком-либо школьном событии (по выбору учащихся). |
||
12 |
Интервью. |
Особенности данного жанра публицистики, иметь представление о композиции. |
Уметь взять интервью. |
Составление вопросов для интервью в соответствии с темой. |
|
||
13 |
Фельетон. |
Дать сведение об этом жанре, познакомить со средствами выражения комического, знать отличия фельетона от других публицистических жанров. |
Анализировать средства создания комического. |
Написание собственного фельетона по готовому сюжету. |
|
||
14 |
Оформление проектной работы. |
Знать требования к оформлению газетной публикации. |
Подготовить выпуск газеты в соответствии с выбранной тематикой. |
Выпуск газеты с использованием современных информационных технологий (Microsoft Publisher). |
|
||
15 |
Итоговое занятие. Презентация газеты. |
|
|
Защита проектов «Моя газета». |
|
Список литературы, рекомендуемой учителям:
- Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1978. – 256 с.
- Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 224 с.
- Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.
- Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1966. – 208 с.
Список литературы, рекомендуемой учителям и учащимся:
- Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – 8-е изд. – М.: просвещение, 2002. – 350 с.
- Далицкий Чеслав. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Учебное пособие. – М.: Омега-л; Высш.шк., 2003. – 488 с.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учеб. Общеобразоват. учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2003. – 160 с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учеб. Общеобразоват. учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2002. – 256 с.
- Солганик Г.Я. Русский язык 10-11 кл. Стилистика: учебн. пособие для общеобразоват. учеб. заведений, шк. и классов с углубл. изуч. русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995. – 272 с.
- Школьная риторика. 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч./ Под ред. Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баллас», 2003. – 208 с.