Проект "Говорите правильно!" 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Презентация

Слайд 1.

Проблема: нормы ударения литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.

Слайд 2.

Цель исследования: формирование потребности «говорить правильно».

Объект исследования: культура речи учащихся школы, членов их семей, учителей.

Предмет исследования: правильность произношения слов относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа И. и Р. падежей.

Гипотеза исследования: уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования различными словарями.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.
  2. Определить пути повышения культуры речи.
  3. Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.

Этапы работы над проектом:

  1. Изучение литературы по данной проблеме.
  2. Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).
  3. Обобщение исследований.
  4. Презентация. Защита проекта.

Ход урока

Учитель: Тема урока - проект «Говорите правильно!».

Ребята, почему возникла потребность в таком проекте? (ответы детей)

- Действительно, от того как человек разговаривает, пишет, зависит его карьера на работе, это его окружение, люди с кем он общается.

Учитель: Страница 144. Задание 1. Проведите исследование: как говорят окружающие вас люди?

Социологическое исследование

Каждая группа провела небольшое исследование. Его целью было узнать, как ученики произносят слова в форме именительного падежа  множественного  числа.

Класс разбит на 4 группы, в каждой группе есть ответственный, который, руководит работой группы. Давайте вспомним, как работает группа:

  • выслушивается мнение каждого ученика;
  • принимается коллективное решение;
  • не согласен – предлагай!

Слайды: 3-12

(Подводятся итоги опроса по группам)

Учитель: Что вам дал соцопрос? К какому выводу пришли?

Давайте проверим, как вы сами можете выполнить это задание? (устно)

1. Торт – торты, герб - гербы, адрес – адреса, шофер – шофера, трактор – трактора, слесарь – слесари, директор – директора, доктор – доктора, договор – договора.

Учитель: В тетрадях запишите число, классная работа.

2. Прочитайте задание 2, употребляя слова в форме родительного падежа множественного числа. Запишите ответы – слова в данных формах.

Проверка. Слайды: 13, 14.

В магазине мы купили 5 килограммов яблок, апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек.

3. Словарный диктант (выполняется на листочках, правильно поставить ударение)

Слова на доске

Жалюзи, изредка, жаворонок, сантиметр, столяр, заняли, поняла, договор, квартал, звонят, цемент, документ, взяли, ожил, повторит, портфель. (Оцените друг друга)

4. Справочное пособие по русскому языку

Вариант 1. Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). На углу был поставлен щит для (афиша). В прихожей было много (галоши). В городе много (училище).

Проверка. Яна купила пару ботинок и две пары чулок. На углу был поставлен щит для афиш. В прихожей было много галош. В городе много училищ.

Вариант 2. По радио можно услышать много детских (передача). В вагоне много (место). Брату отец привез пару (сапоги) и три пары (носки). По небу плыло много (туча).

Проверка. По радио можно услышать много детских передач. В вагоне много мест. Брату отец привез пару сапог и три пары носок. По небу плыло много туч.

Коллективная проверка

5. Задание. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации будет уместно выражение:

Учитель: что такое «фразеологизмы»?

  • Век живи - век учись».
  • «Ум хорошо, а два лучше».
  • «Яйца курицу не учат».
  • «Зарубить на носу».

Рефлексия

Слайд: 15.

Выводы:

  1. Говорить правильно - значит говорить не только красиво, но и говорить грамотно.
  2. В случае трудностей при постановке ударения в слове лучше обращаться к орфоэпическим словарям.
  3. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.