Проект "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература, Информатика, Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение, Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Общая характеристика проекта

Название проекта: «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой…»

Предметы: история, русский язык, литература, информатика

Тип проекта: исследовательский

Руководители проекта: учитель русского языка, литературы, истории Чигилейчик Ж.А., учитель математики, информатики Никитина Е.Н.

Участники проекта: ученики 7Б, 9А кл.

Время работы над проектом: 4 месяца.

Краткая характеристика (аннотация): Долгосрочный проект направленный на воспитание патриотизма, развитие поисковых навыков, умения работать с электронным документом, форматировать тексты и фотографии, создавать презентацию, брошюру и сайт. Проект прекрасно вписывается в воспитательную работу школы. Проект реализуется во внеклассной работе.

Цель проекта: в результате поисковой деятельности получить фактический материал о событиях Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

Планируемый результат (продукт): сборник «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой…», сайт с одноимённым названием.

Ссылка на сайт: 75 лет Великой Победы (google.com)

Ссылка на сборник (отсканирован):

https://docs.google.com/document/d/
1QK9V0SZj9cXFVRMdqnGLhe8USmURiWfy
/edit?usp=sharing&ouid=108121900626661216107&rtpof=true&sd=true

Этапы работы над проектом

1. Подготовка (0,5 мес)

Деятельность учащихся:

На первом этапе подготовки необходимо мотивировать учащихся для будущей работы. Можно провести цикл бесед или классных часов на тему Великой Отечественной войны, большую мотивацию имеют фильмы об Отечественной войне, мы в своей практике используем цикл документальных фильмов.

На втором этапе определяется тема проекта, выбирается название проекта (название проекта подыскивают сами ребята, варианты предлагаются на общем собрании, где и выбирается окончательный). Ребята получают информацию, что продуктом проекта станет сборник произведений, статей учащихся, основанных на воспоминаниях участников, свидетелей Великой Отечественной войны и их родственников, а также сайт, являющийся информационным отражением этой работы.

На третьем этапе ребята получают задания пообщаться с членами своих семей, собрать всю имеющуюся информацию об участниках, свидетелях Великой Отечественной войны своей семьи.

Деятельность учителя:

Учитель знакомит со смыслом проекта. На этом этапе со стороны учителя важно заинтересовать учащихся работой, именно с этой целью проводятся беседы, организуются просмотры фильмов, когда у учащихся возникнет ощущение личной ответственности за память о Великой Отечественной войне, желание пополнить свои собственные знания о Великой Отечественной войне.

2. Планирование (0,5 мес)

На этом этапе

а) определяются источники необходимой информации (это еще живые бабушки и дедушки, участники Великой Отечественной войны, свидетели этой войны, которые в годы войны были детьми, но чаще всего получение информации происходит уже от потомков участников Великой Отечественной войны (детей и внуков), тем ценнее эта информация, что доказывает существование живой памяти в народе о Великой Отечественной войне, является отражением бережного отношения потомков к памяти о Великой Отечественной войне);

б) определяются возможности и способы сбора и анализа информации (беседа с членами семьи; запись информации, предоставленной членами семьи; чтение справочной литературы; мемуаров и книг, написанных членами семьи, участниками войны; интервью);

в) определяется способ предоставления информации (эссе, рассказ, очерк, новелла, интервью и др.). На этом этапе работаем с литературоведческим словарём, определяем смыслы жанров.

Словарная работа:

  • Рассказ - небольшое по объёму прозаическое произведение с одной сюжетной линией .
  • Эссе - прозаическое сочинение свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному предмету.
  • Очерк - малый жанр прозы, отличающийся документальностью, это повествование, основанное на реальных фактах, сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала, включает в себя осмысление и оценку событий автором.
  • Новелла - это небольшое произведение прозы с захватывающим сюжетом и неожиданной развязкой.

г) устанавливается процедура защиты проекта (публичное выступление с собранным материалом, выпуск сборника, в котором публикуются произведения учащихся, оформление сайта, где представлены работы учащихся).

Деятельность учащихся: формируют задачи проекта и вырабатывают план действий.

Деятельность учителя: предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование (1,5 мес)

На этом этапе работы учащиеся выбирают инструменты получения информации (интервью, опрос, знакомство с мемуарами, документами, газетными статьями).

Далее необходимо проверить достоверность материала (на этом этапе ученику могут помочь документы, учитель), продолжается поиск нового материала.

Деятельность учащихся: собирают материал, проверяют достоверность некоторых фактов, выбирают жанр письменного изложения материала, письменно оформляют материал, по необходимости проводят корректировку.

Деятельность учителя: в процессе работы наблюдает, даёт советы, направляет обучающихся в их работе, фактически учитель косвенно руководит работой, учитель русского языка и истории проверяет достоверность материала, корректирует орфографические, грамматические и др. ошибки, помогает советами в выборе жанра работы; обсуждаются промежуточные результаты; находятся способы решения выявленных проблем.

4. Выводы (1,5 мес)

Этот этап посвящен анализу информации, формулировке выводов.

Деятельность учащихся: ребята заканчивают исследование, анализируют собранную информацию. С учителем информатики решают, как будут выглядеть страницы сборника и сайт. Проходит самооценка проделанной работы.

Деятельность учителя: учитель русского языка и истории наблюдает, советует, учитель информатики контролирует работу, помогает (по просьбам учащихся) форматировать и оформлять тексты, фотографии, сайт, сборник, презентацию для выступления.

5. Представление

Готовится отчет о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Форма отчета: устный отчет с демонстрацией презентации, сайта и сборника.

В результате проводится анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, общественной значимости проекта.

Деятельность учащихся: на основе собранного материала готовится выступление перед обучающимися своего и других классов; ребятам необходимо подумать, какие сложности могут возникнуть во время выступления, выступление должно быть интересным и понятным другим ученикам, поэтому авторам работ необходимо подумать, какую информацию исторического плана им ввести в свое выступление, чем своё выступление дополнить, чтобы оно было интересным и информативным; авторам работ необходимо продумать последовательность изложения своего материала, написать текст выступления, отрепетировать своё выступление, предусмотреть вопросы, которые могут возникнуть у слушателей; в процессе защиты каждый выступающий демонстрирует свою страницу сайта и при помощи мультимедийного оборудования свою страницу сборника; проводится коллективный анализ проделанной работы; высказывается свое отношение к представленной работе.

Деятельность учителей: слушают, задают вопросы в роли рядовых слушателей, по необходимости направляют процесс защиты проекта; оценивают подход обучающегося, оригинальность, качество отчета, глубину исследования, качество использованных источников, потенциал продолжения проекта.

Поскольку проект носит характер внеклассной работы, фактическая оценка не выставляется, но обязательно отмечается личный поисковый вклад участников проекта, социальная и общественная значимость проекта, обсуждается возможность продолжения проекта. Демонстрируется готовый сборник ученических материалов.

Список литературы

  1. Бондаренко М.А. Русский язык. Проекты и творческие задания 9 класс. - М: Просвещение, 2019 - 128с.