Всем очевидно, что задача современного учителя — не просто передать некоторую сумму знаний, но и создать благоприятные условия для формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Ребенку очень важно выражать себя. Причем именно в школе, где он проводит большую часть своего времени. Весьма эффективным методом личностно-ориентированного обучения может стать организация для ребят большого интересного проекта, выходящего за пределы школьных стен.
В этом году мы с учениками 5 и 6 классов разработали и реализовали проект “Самобытность и самоценность слова в социуме города”. Современные “компьютерные” и “телевизионные” дети в подавляющем большинстве, к сожалению, не владеют правильным литературным языком, а часто и вообще не способны грамотно выразить свою мысль или связно пересказать увиденное. Телевизор, да и компьютер, приучили школьников к “клиповому” мышлению, отсюда и речь подростков отличается невнятностью, обрывочностью. Поэтому цели перед проектом ставились большие: совершенствование речемыслительной деятельности школьников, развитие их коммуникативных умений и навыков, обучение свободному владению русским литературным языком, обогащение словарного запаса в конце концов. Плюс воспитание любви к родному краю, приобщение к культуре своего города, знакомство с его историей и достопримечательностями. Но самое важное для такого рода проектов — это форма работы, ребятам должно быть интересно. Нужно так организовать проект, чтобы в нем хотелось участвовать, хотелось проявить себя.
В нашем случае это были ознакомительные экскурсии по Екатеринбургу, порой переходящие в настоящую поисковую работу. Например, мы нашли на Плотинке первый каменный мост, отыскали место, где город “начал быть”, определили, какие уральские камни-глыбы выстроились на Геологической аллее, узнали старые названия современных улиц. Ученики готовили сообщения о городских достопримечательностях, интересных или неведомых ранее местечках, которые заслушивались и обсуждались прямо на месте. Кто-то реализовал себя как фотограф, кто-то — как сочинитель страшных историй о Харитоновском доме, но каждый был прежде всего интересным рассказчиком, “певцом своего города”.
Итогом работы над проектом стала презентация на школьной конференции, журнал о достопримечательностях Екатеринбурга, созданный учениками, и работы по речемыслительной деятельности на примере рассказов о городе. Также мы провели заочную экскурсию для школьников младших классов, а потом устроили им викторину “Знаешь ли ты свой город?”.
На наш взгляд, такая форма работы над словом с учащимися 5-6 классов вполне способна создать условия для проявления и развития их творческих способностей, нацелить на создание коллективного или индивидуального творческого продукта, а в идеале — даст дополнительные стимулы к учебе, которая, оказывается, может быть не только “зубрежкой”, но и приключением.