Программа элективного курса по русской словесности "От слова к тексту". 10–11-й классы

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11


Пояснительная записка

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

В связи с этим в программе представлена полная информация о тексте, строении текста, замысле, основной мысли и теме текста, его идее, развертывании темы в тексте (подтема, микротема), видах информации (содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, подтекстовой), композиции, связности и членимости текста, о лексических и грамматических средствах связи, об абзаце и сложном синтаксическом целом, типах, стилях и жанрах речи, об изобразительно-выразительных средствах языка.

Цель курса:

  • углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся;
  • развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь;
  • помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ.

Задачи курса:

  • обучение анализу текста, его интерпретации;
  • формирование языковой и лингвистической компетенций;
  • формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • развитие ассоциативного мышления учащихся.

На занятиях курса учащиеся углубляют знания о языке и речи, поэтапно готовятся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ. Рассматриваются общие вопросы, связанные с характеристикой текста как продукта речевой деятельности (замысел, тема и основная идея текста, виды информации в тексте, структурно-композиционная организация текста). Особое внимание уделяется основному свойству текста – членимости и связности, поэтому в центре внимания оказывается абзац и сложное синтаксическое целое как элементы членения текста, а так же различные средства связи в тексте. Рассматриваются типы, стили, жанры речи (основные характеристики стилей речи – от разговорного до художественного).

Большое внимание уделяется технологии написания сочинения ЕГЭ часть С1. В связи с этим подобрано много практических работ по КИМам ЕГЭ, связанных с лингво-стилистическим анализом и редактированием текста. К каждому уроку подобраны материалы с практическими занятиями, а так же задания для самостоятельной работы. Такая форма работы помогает учащимся снять языковые трудности восприятия текста и понять его содержание. Работы творческого характера направлены на подготовку связных высказываний, построенных на материале текстов различных стилей и жанров, которые встречаются на ЕГЭ.

Достоинством этого курса является то, что постепенно, шаг за шагом, можно подготовить учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, что приведет к удачному написанию сочинения части С1 ЕГЭ и сдаче Единого Государственного Экзамена в целом.

Требования к результатам обучения

После изучения элективного курса учащиеся должны:

  • уметь осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора;
  • уметь продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме письменным монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего с автором исходного текста;
  • уметь формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
  • уметь композиционно оформлять текст;
  • уметь выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Тематическое планирование

Изучаемый раздел № урока Тема урока Практические работы
Синтаксис и пунктуация (6 часов) 1 Трудные вопросы постановки знаков препинания. Принципы и функции русской пунктуации А7, А22
1 Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи А17, А29; В3
1 Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого А19, А25, А23, А29
1 Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них. Трудные случаи цитирования А24, А26, А27, А28, А29; В6
1 Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи А14, А15, А26
1 Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов А30; В8
Текст как речевое произведение (11 часов) 1 Функциональные стили речи и их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования А3, А4, А5, А13-А17, А30
2 Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоцио-нальной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад А6, А8
2 Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств А8; В8
2 Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста А11; В2
2 Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Индивидуальный стиль писателя А7, А27, А32; В8
2 Практическая работа. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы Задание части С
Сочинение – это тоже текст (обучение написанию сочинения части С1 ЕГЭ) (17 часов) 1 Обоснование актуальности темы текста. Вычленение проблемы исходного текста К1
2 Комментирование проблемы текста К2
2 Определение позиции автора К3
2 Формулирование собственной позиции К4
3 Подбор аргументов К4
2 Оформление вступления к сочинению К1-К12
1 Оформление концовки сочинения К1-К12
2 Анализ написанного сочинения К1-К12
2 Корректировка написанного. Редактирование К1-К12

Поурочное планирование и основные виды деятельности (34 часа)

№ занятия Тема занятия Кол-во часов Вид деятельности
1 Трудные вопросы постановки знаков препинания. Принципы и функции русской пунктуации 1 Повторение и систематизация изученного по орфографии, пунктуации, закрепление навыков, связанных со структурой предложения
2 Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи 1 Разбор заданий ЕГЭ, связанных с орфоэпическими нормами (А1), определение темы текста и авторской позиции (К3), типы связи слов в словосочетаниях (В3)
3 Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого 1 Разбор заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами в предложениях с обособленными и однородными членами (А19, А25, А23, А29)
4 Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них. Трудные случаи цитирования 1 Разбор заданий ЕГЭ (А24, А26, А27, А28, А29; В6). Закрепление навыков в оформлении цитат (К4). Анализ структуры простого и осложненного предложения (В5)
5. Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи 1 Создание текстов разных стилей с употреблением синтаксических синонимов. Разбор заданий ЕГЭ (А14, А15, А26)
6 Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов 2 Лингвостилистический анализ художественных текстов. Нахождение стилистических фигур и тропов (В8)
7 Функциональные стили речи и их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования 1 Разбор заданий ЕГЭ, связанных с определением лексического значения слова (А2, А3, А4, А5) и орфографией (А13-А17). Определение стиля и типа текста (А28, А29)
8 Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад 1 Знакомство с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля. Разбор заданий ЕГЭ, связанных с использованием в текстах разных стилей средств художественной выразительности (А28, А30, В8)
9 Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств 2 Анализ изобразительно-выразительных средств в текстах различных стилей (на материале заданий А28-А30, В8)
10 Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста 2 Анализ текста художественного стиля (задания части В8 и части С ЕГЭ).
11 Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Индивидуальный стиль писателя 2 Анализ стихотворного текста. Составление схемы анализа художественного текста (задание части С).
12 Практическая работа. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы 2 Знакомство с языковыми особенностями стиля И. Бабеля, А. Платонова
13 Обоснование актуальности темы текста. Вычленение проблемы исходного текста 1 Работа с текстом Ю.С. Рябцева. Написание фрагмента сочинения, в котором формулируется проблема исходного текста.
14 Комментирование проблемы текста 2 Работа с текстом И.А.Гончарова. Написание фрагмента сочинения, в котором комментируется проблема исходного текста.
15 Определение позиции автора 2 Работа с текстом Л.Н. Волынс-кого. Написание фрагмента сочинения, в котором определяется позиция автора.
16 Формулирование собственной позиции 2 Работа с текстом Е.Кореневского. Написание фрагмента сочинения, в котором формулируется собственная позиция.
17 Подбор аргументов 3 Работа с афоризмами, пословицами, стихотворными строками, тезисами, которые можно использовать в качестве примеров, подкрепляющих аргументацию. Запись фрагментов сочинений.
18 Оформление вступления к сочинению 2 Написание трех разных вступлений к фрагменту сочинения с использованием следующих приемов: именительная тема; вопросно-ответное единство; сообщение об авторе.
19 Оформление концовки сочинения 1 Написание разных концовок к фрагменту сочинения с использованием следующих приемов: призыв; нравственный вывод; афоризм; возврат к началу.
20 Анализ написанного сочинения 2 Редактирование, оценивание собственного сочинения по критериям К1-К12
21 Корректировка написанного. Редактирование 2 Написание нового сочинения на основе отредактированного.