Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
В связи с этим в программе представлена полная информация о тексте, строении текста, замысле, основной мысли и теме текста, его идее, развертывании темы в тексте (подтема, микротема), видах информации (содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, подтекстовой), композиции, связности и членимости текста, о лексических и грамматических средствах связи, об абзаце и сложном синтаксическом целом, типах, стилях и жанрах речи, об изобразительно-выразительных средствах языка.
Цель курса:
- углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся;
- развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь;
- помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ.
Задачи курса:
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
На занятиях курса учащиеся углубляют знания о языке и речи, поэтапно готовятся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ. Рассматриваются общие вопросы, связанные с характеристикой текста как продукта речевой деятельности (замысел, тема и основная идея текста, виды информации в тексте, структурно-композиционная организация текста). Особое внимание уделяется основному свойству текста – членимости и связности, поэтому в центре внимания оказывается абзац и сложное синтаксическое целое как элементы членения текста, а так же различные средства связи в тексте. Рассматриваются типы, стили, жанры речи (основные характеристики стилей речи – от разговорного до художественного).
Большое внимание уделяется технологии написания сочинения ЕГЭ часть С1. В связи с этим подобрано много практических работ по КИМам ЕГЭ, связанных с лингво-стилистическим анализом и редактированием текста. К каждому уроку подобраны материалы с практическими занятиями, а так же задания для самостоятельной работы. Такая форма работы помогает учащимся снять языковые трудности восприятия текста и понять его содержание. Работы творческого характера направлены на подготовку связных высказываний, построенных на материале текстов различных стилей и жанров, которые встречаются на ЕГЭ.
Достоинством этого курса является то, что постепенно, шаг за шагом, можно подготовить учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, что приведет к удачному написанию сочинения части С1 ЕГЭ и сдаче Единого Государственного Экзамена в целом.
Требования к результатам обучения
После изучения элективного курса учащиеся
должны:
уметь осознавать тему и основную мысль
высказывания, проблематику исходного текста,
позицию автора;
Тематическое планирование
Изучаемый раздел | № урока | Тема урока | Практические работы |
Синтаксис и пунктуация (6 часов) | 1 | Трудные вопросы постановки знаков препинания. Принципы и функции русской пунктуации | А7, А22 |
1 | Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи | А17, А29; В3 | |
1 | Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого | А19, А25, А23, А29 | |
1 | Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них. Трудные случаи цитирования | А24, А26, А27, А28, А29; В6 | |
1 | Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи | А14, А15, А26 | |
1 | Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов | А30; В8 | |
Текст как речевое произведение (11 часов) | 1 | Функциональные стили речи и их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования | А3, А4, А5, А13-А17, А30 |
2 | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоцио-нальной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад | А6, А8 | |
2 | Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств | А8; В8 | |
2 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста | А11; В2 | |
2 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Индивидуальный стиль писателя | А7, А27, А32; В8 | |
2 | Практическая работа. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы | Задание части С | |
Сочинение – это тоже текст (обучение написанию сочинения части С1 ЕГЭ) (17 часов) | 1 | Обоснование актуальности темы текста. Вычленение проблемы исходного текста | К1 |
2 | Комментирование проблемы текста | К2 | |
2 | Определение позиции автора | К3 | |
2 | Формулирование собственной позиции | К4 | |
3 | Подбор аргументов | К4 | |
2 | Оформление вступления к сочинению | К1-К12 | |
1 | Оформление концовки сочинения | К1-К12 | |
2 | Анализ написанного сочинения | К1-К12 | |
2 | Корректировка написанного. Редактирование | К1-К12 |
Поурочное планирование и основные виды деятельности (34 часа)
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности |
1 | Трудные вопросы постановки знаков препинания. Принципы и функции русской пунктуации | 1 | Повторение и систематизация изученного по орфографии, пунктуации, закрепление навыков, связанных со структурой предложения |
2 | Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи | 1 | Разбор заданий ЕГЭ, связанных с орфоэпическими нормами (А1), определение темы текста и авторской позиции (К3), типы связи слов в словосочетаниях (В3) |
3 | Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого | 1 | Разбор заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами в предложениях с обособленными и однородными членами (А19, А25, А23, А29) |
4 | Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них. Трудные случаи цитирования | 1 | Разбор заданий ЕГЭ (А24, А26, А27, А28, А29; В6). Закрепление навыков в оформлении цитат (К4). Анализ структуры простого и осложненного предложения (В5) |
5. | Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи | 1 | Создание текстов разных стилей с употреблением синтаксических синонимов. Разбор заданий ЕГЭ (А14, А15, А26) |
6 | Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов | 2 | Лингвостилистический анализ художественных текстов. Нахождение стилистических фигур и тропов (В8) |
7 | Функциональные стили речи и их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования | 1 | Разбор заданий ЕГЭ, связанных с определением лексического значения слова (А2, А3, А4, А5) и орфографией (А13-А17). Определение стиля и типа текста (А28, А29) |
8 | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад | 1 | Знакомство с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля. Разбор заданий ЕГЭ, связанных с использованием в текстах разных стилей средств художественной выразительности (А28, А30, В8) |
9 | Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств | 2 | Анализ изобразительно-выразительных средств в текстах различных стилей (на материале заданий А28-А30, В8) |
10 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста | 2 | Анализ текста художественного стиля (задания части В8 и части С ЕГЭ). |
11 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Индивидуальный стиль писателя | 2 | Анализ стихотворного текста. Составление схемы анализа художественного текста (задание части С). |
12 | Практическая работа. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы | 2 | Знакомство с языковыми особенностями стиля И. Бабеля, А. Платонова |
13 | Обоснование актуальности темы текста. Вычленение проблемы исходного текста | 1 | Работа с текстом Ю.С. Рябцева. Написание фрагмента сочинения, в котором формулируется проблема исходного текста. |
14 | Комментирование проблемы текста | 2 | Работа с текстом И.А.Гончарова. Написание фрагмента сочинения, в котором комментируется проблема исходного текста. |
15 | Определение позиции автора | 2 | Работа с текстом Л.Н. Волынс-кого. Написание фрагмента сочинения, в котором определяется позиция автора. |
16 | Формулирование собственной позиции | 2 | Работа с текстом Е.Кореневского. Написание фрагмента сочинения, в котором формулируется собственная позиция. |
17 | Подбор аргументов | 3 | Работа с афоризмами, пословицами, стихотворными строками, тезисами, которые можно использовать в качестве примеров, подкрепляющих аргументацию. Запись фрагментов сочинений. |
18 | Оформление вступления к сочинению | 2 | Написание трех разных вступлений к фрагменту сочинения с использованием следующих приемов: именительная тема; вопросно-ответное единство; сообщение об авторе. |
19 | Оформление концовки сочинения | 1 | Написание разных концовок к фрагменту сочинения с использованием следующих приемов: призыв; нравственный вывод; афоризм; возврат к началу. |
20 | Анализ написанного сочинения | 2 | Редактирование, оценивание собственного сочинения по критериям К1-К12 |
21 | Корректировка написанного. Редактирование | 2 | Написание нового сочинения на основе отредактированного. |