Пояснительная записка
Элективный курс «Пишем сочинение-рассуждение» предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 34 часа.
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Актуальность представленной программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Цель данного курса: научить обучающихся создавать письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста или по заданной проблеме; подготовить девятиклассников к сдаче экзамена по русскому языку.
Задачи курса:
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное, анализировать содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- прививать умение аргументировать собственные мысли и мнение автора примерами из текста, из других произведений (статей), из собственной жизни;
- обучать умениям и навыкам самостоятельного создания сочинений и самостоятельного оценивания работ;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- развивать и воспитывать мыслящую личность, умеющую отстаивать свое мнение.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Основными организационными формами вовлечения обучающихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса русского языка ученик должен
знать/понимать:
- основные правила работы с текстом, анализ текста;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические и пунктуационные правила; грамматические и речевые нормы;
уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
- свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному;
использовать
- приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Содержание программы
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы
Третья часть экзаменационной работы - сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. 15.1- рассуждение на лингвистическую тему. 15.2 - сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (объяснение содержания фрагмента). 15.3-сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (дать определение и прокомментировать его).
Обучающиеся должны знать основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь: различать характер творческих заданий к тексту, создавать тексты.
Тема 2. Основные сведения о тексте.
Текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная.
Обучающиеся должны знать основные термины.
Обучающиеся должны уметь: различать понятия, связанные с анализом и построением текста.
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы
Наличие обоснованного ответа. Понимание смысла фрагмента. Толкование значения слова.
Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Композиционная стройность.
Обучающиеся должны знать критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Обучающиеся должны уметь: выбирать языковые средства в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Грамматические и речевые нормы
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.
Обучающиеся должны знать виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 5. Написание сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Тематическое планирование
№
|
Разделы |
Кол-во
|
1 |
Спецификация третьей части экзаменационной работы |
3 |
2 |
Основные сведения о тексте |
4 |
3 |
Критерии оценивания творческой работы |
4 |
4 |
Грамматические и речевые нормы |
3 |
5 |
Написание сочинения-рассуждения |
20 |
|
Итого: |
34 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ |
Виды контроля |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
|
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы |
|
|
1 |
|
Анализ формулировок заданий 15.1 |
1 |
|
2 |
|
Анализ формулировок заданий 15.2 |
1 |
|
3 |
|
Анализ формулировок заданий 15.3 |
|
|
|
|
Тема 2. Основные сведения о тексте |
|
|
4 |
|
Тема, основная мысль текста |
1 |
|
5 |
|
Функционально-смысловые типы текста, его фрагмента |
1 |
|
6 |
|
Типы рассуждения. Типы аргументации |
1 |
|
7 |
|
Стили речи |
1 |
|
|
|
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы |
|
|
8 |
|
Критерии оценивания творческой работы 15.1 |
1 |
|
9 |
|
Критерии оценивания творческой работы 15.2 |
1 |
|
10 |
|
Критерии оценивания творческой работы 15.3 |
1 |
|
11 |
|
Критерии оценивания грамотности |
1 |
|
|
|
Тема 4. Грамматические и речевые нормы |
|
|
12 |
|
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения |
1 |
|
13 |
|
Нарушение речевых норм |
1 |
|
14 |
Текущий контроль |
Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок |
1 |
|
|
|
Тема 5. Написание сочинения-рассуждения |
|
|
15 |
|
Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Задание 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. |
1 |
|
16 |
|
Задание 15.1. Учимся понимать тезис. |
1 |
|
17 |
|
Задание 15.1. Учимся аргументировать |
1 |
|
18 |
|
Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему |
1 |
|
19 |
|
Задание 15.2. Сочинение-рассуждение по тексту.
|
1 |
|
20 |
|
Задание 15.2. Учимся аргументировать. |
1 |
|
21 |
|
Задание 15.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. |
1 |
|
22 |
|
Задание 15.3. Сочинение-рассуждение по тексту.
|
1 |
|
23 |
|
Задание 15.3. Учимся аргументировать. |
1 |
|
24 |
|
Составление буклета-памятки, словаря понятий |
1 |
|
25 |
|
Задание 15.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения |
1 |
|
26-32 |
Практическая работа |
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, написание сочинения-рассуждения, связанную с анализом текста |
7 |
|
33-34 |
Контрольная работа |
Итоговое занятие |
2 |
|
|
Итого: |
|
34 часа |
|