Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 9-го класса "Пишем сочинение-рассуждение"

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сочинение-рассуждение


Пояснительная записка

Элективный курс «Пишем сочинение-рассуждение» предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 34 часа.

Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Актуальность представленной программы определяется прежде всего тем, что полученные зна­ния формируют умение грамотно выражать свои мысли и созда­вать собственные высказывания. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Цель данного курса: научить обучающихся создавать письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста или по заданной проблеме; подготовить девятиклассников к сдаче экзамена по русскому языку.

Задачи курса:

  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное, анализировать содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
  • прививать умение аргументировать собственные мысли и мнение автора примерами из текста, из других произведений (статей), из собственной жизни;
  • обучать умениям и навыкам самостоятельного создания сочинений и самостоятельного оценивания работ;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • развивать и воспитывать мыслящую личность, умеющую отстаивать свое мнение.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

Основными организационными формами вовлечения обучающихся в учебную деятельность являются:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа.

Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • основные правила работы с текстом, анализ текста;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;
  • орфографические и пунктуационные правила; грамматические и речевые нормы;

уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному;

использовать

  • приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Содержание программы

Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

Третья часть экзаменационной работы - сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. 15.1- рассуждение на лингвистическую тему. 15.2 - сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (объяснение содержания фрагмента). 15.3-сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (дать определение и прокомментировать его).

Обучающиеся должны знать основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь: различать характер творческих заданий к тексту, создавать тексты.

Тема 2. Основные сведения о тексте.

Текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная.

Обучающиеся должны знать основные термины.

Обучающиеся должны уметь: различать понятия, связанные с анализом и построением текста.

Тема 3. Критерии оценивания творческой работы

Наличие обоснованного ответа. Понимание смысла фрагмента. Толкование значения слова.

Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Композиционная стройность.

Обучающиеся должны знать критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Обучающиеся должны уметь: выбирать языковые средства в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Тема 4. Грамматические и речевые нормы

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Обучающиеся должны знать виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.

Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 5. Написание сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Тематическое планирование

Разделы

Кол-во
часов

1

Спецификация третьей части экзаменационной работы

3

2

Основные сведения о тексте

4

3

Критерии оценивания творческой работы

4

4

Грамматические и речевые нормы

3

5

Написание сочинения-рассуждения

20

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование элективного курса

Виды контроля

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

1

Анализ формулировок заданий 15.1

1

2

Анализ формулировок заданий 15.2

1

3

Анализ формулировок заданий 15.3

Тема 2. Основные сведения о тексте

4

Тема, основная мысль текста

1

5

Функционально-смысловые типы текста, его фрагмента

1

6

Типы рассуждения. Типы аргументации

1

7

Стили речи

1

Тема 3. Критерии оценивания творческой работы

8

Критерии оценивания творческой работы 15.1

1

9

Критерии оценивания творческой работы 15.2

1

10

Критерии оценивания творческой работы 15.3

1

11

Критерии оценивания грамотности

1

Тема 4. Грамматические и речевые нормы

12

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения

1

13

Нарушение речевых норм

1

14

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок

1

Тема 5. Написание сочинения-рассуждения

15

Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Задание 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

16

Задание 15.1. Учимся понимать тезис.

1

17

Задание 15.1. Учимся аргументировать

1

18

Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему

1

19

Задание 15.2. Сочинение-рассуждение по тексту.
Учимся объяснять содержание фрагмента

1

20

Задание 15.2. Учимся аргументировать.

1

21

Задание 15.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

1

22

Задание 15.3. Сочинение-рассуждение по тексту.
Учимся давать определение и комментировать его.

1

23

Задание 15.3. Учимся аргументировать.

1

24

Составление буклета-памятки, словаря понятий

1

25

Задание 15.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения

1

26-32

Практическая работа

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, написание сочинения-рассуждения, связанную с анализом текста

7

33-34

Контрольная работа

Итоговое занятие

2

Итого:

34 часа