Программа элективного учебного предмета в 10–11-х классах "Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Основные задачи курса:

  • раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка, систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;
  • углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
  • обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно-выразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся;
  • обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению художественного текста.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Учащиеся должны:

  • иметь представление об изобразительно-выразительных средствах родного языка: фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических;
  • уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении;
  • использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах;
  • производить многоаспектный комплексный анализ текста.

Содержание программы

10 класс (34 часа)

Русский язык среди других языков мира (1 час)

Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка (1 час)

Основные пути обогащения словарного состава языка (2 часа)

Лексика ограниченного употребления и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы (2 часа)

Фразеологизмы русского языка и их источники (3 часа)

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка (3 часа)

Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в тексте (2 часа)

Морфологические средства создания образно - поэтического олицетворения (4 часа)

Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении (3 часа)

Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях (3 часа)

Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в тексте художественных произведений (3 часа)

Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке (2 часа)

Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста (2 часа)

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) (3 часа)

11 класс (34 часа)

Язык и речь (1 час)

Богатство и выразительность русского языка.

Текст как речевое произведение (1 час)

Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.

Основные средства связи предложений в тексте (2 часа)

Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях, закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние структуры предложение на тип речи

Средства художественной изобразительности (3 часа)

Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в произведениях художественной литературы.

Звуковые изобразительные возможности русского языка (3 часа)

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций.

Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)

Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование. Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)

Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений (2 часа)

Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.

Морфологические средства выразительности (3 часа)

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3 часов)

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.

Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) 3 часа 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№ п/п Тема занятия К-во часов Содержание Форма урока
знать уметь
1. Русский язык среди других языков мира. 1 Место русского языка среди других языков мира. Уметь использовать в речи высказывания русских писателей о русском языке. Лекция с элементами беседы.
2. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. 1 Имена великих писателей и ученых, отмечавших богатство и величие русского языка. Уметь аргументировать свое мнение. Уметь выделять индивидуальный стиль автора. Лекция, практикум
3. Основные пути обогащения словарного состава русского языка. 2 Знать основные пути обогащения словарного состава языка. Уметь определять происхождение тех или иных слов, уметь работать со справочной литературой. Практикум
4. Лексика ограниченного употребления. 2 Иметь представление о лексике ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) Уметь выявлять языковые средства выразительности, определять их значение и использовать их в тексте. Практикум
5. Фразеологизмы русского языка и их источники. 3 Роль фразеологических оборотов в речи и тексте художественного произведения. Уметь использовать в тексте фразеологизмов. Уметь анализировать художественное произведение. Использование в речи пословиц, поговорок и крылатых выражений. Лекция

Практикум

6. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. 3 Словообразовательное богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава Владеть словообразовательным разбором слова. Лекция

Практикум

7. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. 2 Различные словообразовательные средства, используемые в тексте. Производить словообразовательный, интонационный, лексический анализ художественного текста. Практикум
8. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. 4 Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. Использовать морфологические средства при создании текста. Лекция.

Практикум.

9. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении. 3 Понятие комплексного анализа текста. Производить комплексный анализ текста. Роль пейзажа в выражении авторской мысли. Практикум
10. Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. 3 Различные формы наклонения и времени глагола в различных значениях. Использовать различные формы глагола при создании текста. Практикум
11. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. 3 Изобразительные ресурсы современной графики. Отбор средств художественной выразительности при создании текста. Лекция

Практикум

12. Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. 2 Особенности интонации и лексико-грамматического оформления текста. Производить комплексный анализ текста. Лекция

Практикум

13. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. 2 Отбирать все возможные средства художественной выразительности для создания текста. Производить комплексный анализ текста. Практикум
14. Практические занятия по комплексному анализу текста. 3      
  ИТОГО: 34      

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

№ п/п Тема занятия К-во часов Содержание Форма урока
знать уметь
1. Язык и речь. 1 Русский язык среди языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. Иметь целостное представление о богатстве и выразительности русского языка. Уметь использовать в речи высказывания русских писателей о русском языке. Лекция с элементами беседы.
2. Текст как речевое произведение. 1 Понятие текста как целостного выражения мысли. Понятие о стилях и типах речи. Понятие об основной мыли текста, микротеме, ключевых словах. Понятие о выразительном чтении как тест на понимании текста. Определять основную мысль текста, стиль текста. Уметь аргументировать свое мнение. Уметь выделять индивидуальный стиль автора. Лекция, практикум
3. Основные средства связи предложений в тексте. 2 Знать основные средства связи между предложениями в тексте. Уметь выделять средства связи между предложениями, между абзацами, уметь это доказывать.  
4. Средства художественной выразительности. 3 Знать основные языковые средства выразительности - звуковые (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звуковой символизм, ритм, интонация) и словесные (эпитет, сравнение, аллитерация, перифраз, метафора, метанимия, гипербола, олицетворение, ирония, фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос и др. Уметь выявлять языковые средства выразительности, определять их значение и использовать их в тексте. Практикум
5. Звуковые изобразительные возможности русского языка. 3 Знать организующую роль ударения в стихотворной речи. Уметь использовать в тексте основных типов интонационных конструкций. Уметь анализировать художественное произведение с точки зрения фонетико-интонационной целостности. Лекция

Практикум

6. Лексические средства выразительности. 3 Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава. Лексика ограниченного употребления и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка. Правильно использовать лексические средства в речи. Владеть лексическим разбором слова. Употреблять в речи и тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы. Лекция

Практикум

7. Словообразование и его изобразительные ресурсы. 4 Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Производить фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста. Практикум
8. Морфологические средства выразительности. 2 Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. Определять грамматический род и пол живых существ. Использовать кратких и усеченных прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.  
9. Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы. 3 Понятие комплексного анализа текста. Производить комплексный анализ текста описание природы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Роль пейзажа в выражении авторской мысли. Практикум
10. Графика, орфография, пунктуация и их выразительные возможности. 3 Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Отбор изобразительных ресурсов современной графики и орфографии при создании текста. Лекция

Практикум

11. Синтаксические возможности русского языка. 9 Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Смысловая и стилистическая роль порядка слов в предложении. Инверсия как изобразительное средство языка. Использовать семантико-стилистические возможности односоставных предложений, обращений, сравнений. Употребление конструкций с противопоставлением (антитезные конструкции), сложных предложений в тексте. Лекция

Практикум

  ИТОГО: 34 часа      

Список литературы для учителя

  1. Анненков Е.И. Анализ художественного произведения.
  2. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка. Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". 1998. № 36 (156). Сентябрь. С. 5.
  3. Новиков Л.А. Лингвистический анализ текста. М., 1975. С.11.
  4. Марченко С.В, Э.М. Архангельская. Лингвистический анализ текста. Даугавпилс, 1996. С. 5-15.
  5. Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 1997. № 3.
  6. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988. С.45.

Список литературы для ученика

  1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник для старших классов. - М.: Вербум - М, 2005.
  2. Пахнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.:Вербум - М, 2003.