Урок, предмет | Тема | Деятельность |
1 урок (Риторика) |
Мозговой штурм "Дороги, которые мы выбираем" | Работа с эпиграфами (Приложение
1). Работа с раздаточным материалом (ОК: Кто виноват? Что делать мне? На материале Библии и Данте "Божественная комедия") (Приложение 2). Составление общего списка пороков, наиболее значимых для учащихся, и выбор темы для парной работы. В классе - 16 человек. Мы выбрали 8 пороков для создания скульптурной группы. |
2 урок (МХК) |
"Тема "Человеческие грехи и пороки" в мировом искусстве" (урок-погружение) | Совместно с учителем ребята определяют смысл понятий грех, порок, обсуждаются вопросы отношения к греху у различных народов. Просмотр и комментарии слайдов и видеосюжетов по данной тематике: средневековые скульптуры(химеры, горгульи), чудовища средневекового бестиария, произведения художников Возрождения (И.Босх "Сад наслаждений", П. Брейгель "Страна лентяев"); творчество Ф. Гойи "Капричос", Отто Дикса "Семь смертных грехов" |
3 и 4 уроки (МХК) |
Эскизы аллегорических образов
человеческих пороков в графике. Упражнения по лепке человеческого лица и фигуры (пластилин) |
Учащиеся обдумывают и выполняют
эскизные зарисовки образов грехов в графических
техниках (простой карандаш, фломастеры, маркеры,
гелиевые ручки). Ребята под руководством педагога выполняют упражнения по лепке, моделируя различные выражения человеческого лица, эмоциональные состояния, изучают пластические приемы и выразительные особенности скульптуры (метод добавления и убавления массы, деформация, преувеличение, контрапост и т. д.) |
5 и 6 уроки | Творческая мастерская. Создание аллегорических образов человеческих грехов в пластике. |
Работа в парах. Каждая пара учеников
работает совместно над созданием пластической
фигуры заранее выбранного порока. На доске размещены рисунки и фото, демонстрирующие разнообразие человеческих эмоций, выразительность мимики лица. Определены критерии, на основе которых ребята выполняют скульптуры. Создать выразительный образ помогает материал о символике предметов, животных, мифических героев. Материалы и инструменты для творческой работы: керамопласт (пластическая масса), стеки, проволока. Готовые скульптуры затвердевают в течение 24 часов. Каждая работа фотографируется для использования в следующих этапах проекта |
7 урок (Риторика) |
Беседа-комментарий к слайд-шоу "Памятник М.Шемякина на Болотной площади" ("Дети - жертвы пороков взрослых"). | Вместе с учащимися сначала рассматриваем и комментируем собственные работы, затем фотографии памятника М.Шемякина (Приложение 8). Находим черты сходства и различия, пытаемся дать оценку собственно работе и работе профессионального скульптура, особенно в тех скульптурах, чьи темы совпадают. |
8 урок (Риторика) |
Работа с средствами художественной выразительности (тропы и риторические фигуры). Составление текста. | Раздаются карточки для самостоятельной работы. Выполнение задания возможно с привлечением справочного материала (учебник русского языка, риторики и т.п.) (Приложение 4). Учащимся предлагается текст самостоятельной работы, инструкция к ее выполнению (Приложение 5), лист самооценки (Приложение 6). Результат - сочинение-описание памятника. |
9 урок (Риторика) |
Обсуждение плана заочной экскурсии. | Учащимся предлагается провести заочную экскурсию к памятнику М.Шемякина или создать виртуальную галерею на основе выполненных скульптур. |
Домашняя работа | Подготовка презентации. | Групповая работа на основе деятельности учащихся в проекте и сочинение-описание памятников. |
Классный час (возможно, выход в другие классы) | Презентация "Виртуальная экскурсия". Обсуждение итогов проекта. |
Защита групповых презентаций "Дороги,
которые мы выбираем":
Каждый участник высказывается о том, что дал ему проект (Приложение 7). |
Проект "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе (риторика, МХК)
Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО