Проект "Лаборатория искусств"

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Учебные предметы:

  • литературное чтение « Сказочные человечки»;
  • риторика «Как мы говорим»;
  • русский язык «Конструирование текстов». Класс: 2 «В»

Тип проекта: творческий

Планируемый результат:

  • ученики, работая в группах, познакомятся с понятиями «портрет», «характер», «образ»;
  • отберут материал в тексте для составления характеристики героя;
  • выяснят, как можно передать художественный образ героя;
  • используя собранный материал, нарисуют портреты сказочных героев и напишут письма от имени сказочных героев;
  • представят результаты работы в виде презентации и публикации (буклета);
  • используя критерии оценок, оценят полученные результаты.

Дидактические цели:

  • формировать навыки работы с авторским текстом;
  • продолжить развитие творческого воображения, устной и письменной речи;
  • развивать умения делиться полученной информацией с другими членами группы;

Основополагаюший вопрос:

Как можно передать художественный образ героя?

Методические задачи:

  • познакомить с понятиями «портрет», «характер», «образ»;
  • выяснить, как можно передать художественный образ героя;
  • познакомить с несловесными средствами общения;
  • отбирать материал в тексте для составления характеристики героя;
  • сформулировать вывод о способах передачи образа героя;
  • передать образ героя через составление текста в виде письма и рисование портрета;
  • учиться давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).

Проблемные вопросы:

О чем нам может рассказать портрет?
|
(группа «Юные художники»; отчёт в виде презентации)

Что может нам рассказать герой о себе в письме?
(группа «Юные писатели»; отчёт в виде публикации (буклет)

Сроки реализации:

Вводный урок -1 час (определение творческого названия проекта).

Самостоятельная работа учащихся в группах с дидактическим материалом -

12 академических часов (уроки по учебно-тематическому планированию).

Индивидуальные консультации и самостоятельная работа дома (создание портретов и писем,

оформление в виде презентации и публикации) - в течение работы над проектом.

Защита проектов на обобщающем уроке – 1 час.

Комплект дидактических материалов для учащихся 2 класса по теме: «Сказочные человечки»

Цель: развивать умение находить в тексте материал для создания художественного образа и передавать этот образ разными способами;

Задания для группы «Юные художники»

Цель:

  • выясните, как можно передать литературный образ героя;
  • передайте образ сказочного человечка через рисование портрета.

Задания:

1 Выясните значение слова «портрет», «характер», «образ»;.

1. Прочитайте предлагаемые произведения.

2. По ходу чтения собирайте материал для составления рассказа о герое:

- Как зовут героя? _____________________________________________

- Что означает его имя?_________________________________________

- Возраст_____________________________________________________

- Описание внешности_________________________________________

- Привычки и любимые занятия_________________________________

- Поступки___________________________________________________

- Характер____________________________________________________

- Как относится к своему герою автор?____________________________

- Вырази своё отношение к герою________________________________

4. Подумайте, как можно в изображении любимого героя передать его характер?

Если будет трудно, обратитесь за помощью к учебнику риторики для 2 класса

нас.41-43.

5. Нарисуйте портрет любимого героя, используя собранный материал.

6. Выполненную работу представьте в виде презентации.

7. Выполните самооценку своей работы по предложенным критериям.

Задания для группы «Юные писатели»

Цель:

  • выясните, как можно передать литературный образ героя;
  • передайте образ сказочного человечка, написав письмо от имени сказочного героя через рисование портрета.

Задания:

1. Выясните значение слова «письмо», «портрет», «характер», «образ».

3. Прочитайте предлагаемые произведения.

4. По ходу чтения собирайте материал для составления рассказа о герое:

Как зовут героя? __________________________

Что означает его имя?_______________________

Возраст___________________________________

Описание внешности________________________

Привычки и любимые занятия________________

Поступки__________________________________

Характер__________________________________

Как относится к своему герою автор?___________

Вырази своё отношение к герою__________________

4.Используя собранный материал, напишите мини-сочинение о герое в форме письма ребятам о себе по данному началу:

Здравствуйте, ребята!

Давайте познакомимся. Меня зовут...

Я живу...

Я люблю...

Для помощи в работе используйте памятку № 1.

 

Памятка №1.

Как подготовиться к сочинению.

1. Определи речевую ситуацию (с кем, зачем, о чём ты будешь говорить, писать).

2. Уточни тему и основную мысль будущего текста.

3. Отбери материал, необходимый для раскрытия темы; языковые средства, которые помогают убедить слушателей (читателей).

4. Напиши сочинение на черновик. Не забывай, что каждая микротема - это новый абзац.

5. Не забудь, что ты - автор сочинения, а автор всегда выражает своё отношение к тому, о чём рассказывает.

6. Проверь свой черновик (знаки препинания, орфограммы).

7. Перепиши работу на чистовик.

8. Выполненную работу представьте в виде публикации (буклета)

9. Выполните самооценку своей работы по предложенным критериям.

 

Отчёт группы «Юные писатели»

Послания сказочных человечков.

Наша задача:

  • выяснить, как можно передать художественный образ героя,
  • прочитать предлагаемые произведения и собрать материал о герое,
  • написать письмо от имени сказочного героя,
  • представить результаты работы в виде публикации (буклета).

Что мы сделали:

  • познакомились с понятиями «портрет», «характер», «образ», «поступок», «письмо»;
  • выяснили, как можно передать художественный образ героя;
  • прочитали предложенные произведения;
  • отобрали материал о сказочном герое;
  • написали письмо от имени сказочного героя;
  • представили результаты работы в виде публикации.

Что мы узнали:

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

Портрет -

1. изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре,
2. описание внешности персонажа в литературном произведении.

Характер - совокупность основных, наиболее устойчивых психических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.

Поступок - намеренное действие человека.

Образ -

1. вид, подобие, изображение.
2. живое наглядное представление о ком(чём) - нибудь.
3. в художественном произведении: тип, характер.

Художественный образ можно передать: музыкой, живописью, скульптурой, литературой.

Вывод; художественным словом можно создать образ героя.

Литература:

  1. Ладыженская Т А., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс.М.: «Баллас», 1999.
  2. Ожегов С. И, Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  3. Лапатухин М. С. Школьный толковый словарь русского языка. М.: «Просвещение»,1981.
  4. Сокольникова н. М. Краткий словарь художественных терминов Обнинск «Титул»,1996
  5. Дж. Родари Приключения Чиполлино
  6. Толстой А.Н. Приключения Буратино
  7. Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.

 

Отчёт группы «Юные художники»
Галерея сказочных человечков.

«Портрет должен быть картиной и характеристикой лица»
Репин И. С.

Наша задача:

  • выяснить, как можно передать художественный образ героя,
  • прочитать предлагаемые произведения и собрать материал о герое,
  • нарисовать портрет сказочного героя,
  • представить результаты работы в виде презентации.

Что мы сделали:

  • познакомились с понятиями «портрет», «характер», «образ», «поступок»;
  • выяснили, как можно передать художественный образ героя;
  • прочитали предложенные произведения;
  • отобрали материал о сказочном герое;
  • нарисовали портрет сказочного героя;
  • представили результаты работы в виде презентации.

Что мы узнали:

Портрет -
1. изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре,
2. описание внешности персонажа в литературном произведении.

Характер - совокупность основных, наиболее устойчивых психических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.

Поступок - намеренное действие человека.

Образ -
1. вид, подобие, изображение.
2. живое наглядное представление о ком(чём) - нибудь.
3. в художественном произведении: тип, характер.

Художественный образ можно передать: музыкой, живописью, скульптурой, литературой.

Вывод; линиями и красками можно передать образ героя.

Литература:

  1. Ладыженская Т А., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. М.: «Баллас», 1999.
  2. Ожегов С. И, Толковый словарь русского языка.
  3. М., 1999. Лапатухин М. С. Школьный толковый словарь русского языка. М.: «Просвещение»,1981.
  4. Сокольникова н. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск «Титул», 1996
  5. Дж. Родари Приключения Чиполлино
  6. Толстой А.Н. Приключения Буратино
  7. Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.