Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 8-го класса "Подготовка к устному итоговому собеседованию"

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 17 часов. Устное собеседование по русскому языку введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников и является допуском к государственной итоговой аттестации.

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся - умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы).

Цель курса: подготовить обучающихся к успешному выполнению заданий итогового собеседования по русскому языку в 9-м классе, оценить уровень общеобразовательной подготовки школьников по разделу «Говорение».

Задачи курса: выявление возможностей, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции; формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итогового собеседования.

В ходе занятий элективного курса обучающиеся

повторяют:

  • особенности публицистического стиля, типы речи и их особенности;
  • интонационные функции знаков препинания;
  • особенности склонения и произношения имен числительных;
  • особенности произношения гласных и согласных звуков;
  • виды пересказа;
  • особенности строения текста;
  • отличие диалога от монолога;

изучают:

  • особенности научно-популярного стиля;
  • особенности произношения отдельных слов, предложений;
  • условия включения дополнительной информации в текст;
  • правила построения монолога-повествования, монолога-рассуждения, монолога-описания;
  • отличия спонтанной речи от подготовленной.

умеют:

  • правильно расставлять интонационные акценты в публицистическом, научно- популярном тексте;
  • управлять своим голосом;
  • видеть части текста;
  • самостоятельно вычленять из текста главное;
  • отличать один тип речи от другого;
  • вчитываться в вопрос и грамотно строить ответ на него;
  • взаимодействовать с другим человеком;
  • видеть речевые ошибки и исправлять их.

Формы контроля: проведение пробного собеседования по русскому языку.

Планируемые результаты

Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в устном итоговом собеседовании.

Личностные:

  • интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • уважительное отношение к родному языку;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере;
  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

  • осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Предметные:

  • извлечение информации при чтении;
  • адекватное понимание и интерпретация текста в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
  • создание в устной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизведение исходный текста с различной степенью свернутости;
  • соблюдение в речи основных языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных, стилистических).

Содержание элективного курса

1.Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку. Информация о формате экзамена, типах задания.

2. Задание 1.Чтение текста вслух.

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

Критерии оценивания чтения вслух.

Признаки выразительного чтения. Правильность чтения. Знаки препинания.

3. Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания. Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.

Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведенного высказывания (цитаты). Критерии оценивания правильности речи.

4. Задание 3.Монологическое высказывание.

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.

Критерии оценивания монологического высказывания. Составление монологического высказывания различных типов речи.

5. Задание 4. Диалог.

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.

Критерии оценивания диалога. Составление диалога.

6.Проведение пробного устного собеседования.

Тематическое планирование

Название тем, разделов

Теоретическая
часть

Практическая часть

Введение.

1

Задание 1. Чтение текста.

2

1

Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания (цитаты).

1

2

Задание 3. Составление монологического высказывания.

3

3

Задание 4. Составление диалога.

1

2

Проведение пробного устного собеседования.

1

ИТОГО:

8

9

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

1.

Введение. Структура работы. Знакомство с демонстрационным вариантом.

1

Лекция.

2.

Критерии оценивания чтения вслух.
Признаки выразительного чтения. Правильность чтения. Знаки препинания.

1

Составление памятки к выразительному чтению научно-популярного текста.

3.

Отработка навыка выразительного чтения.

1

Работа над текстами разных типов

4.

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведенного высказывания. Критерии оценивания правильности речи.

1

Лекция.

5.

Практикум по пересказу научно-популярного текста с включением приведенного высказывания

1

Самостоятельная работа

6.

Практикум по выразительному чтению и пересказу научно-популярного текста с включением приведенного высказывания

1

Лекция. Практикум

7.

Критерии оценивания монологического высказывания. Функционально-смысловые типы речи. Синтаксические конструкции для описания.

1

Упражнения для развития монологической речи

8.

Практикум по составлению монологического высказывания (описание фотографии).

1

Самостоятельная работа

9.

Схема построения и синтаксические конструкции повествовательного текста.

1

Лекция. Практикум

10.

Практикум по составлению монологического высказывания (повествование).

1

Лекция. Практикум

11.

Схема построения текста-рассуждения. Синтаксические конструкции рассуждения.

1

Словарная работа по темам

12.

Составление монологического высказывания (рассуждение).

1

Создание текстов

13.

Критерии оценивания диалога. Речевые клише. Составление диалога (по выбору учащегося) и отработка умения вести диалог.

1

Взаимооценка по критериям

14.

Практикум. Отработка умения вести диалог на заданную тему.

1

Взаимооценка по критериям

15.

Практикум. Работа по составлению диалога.

1

Алгоритмы построения текстов разных типов речи

16.

Пробное собеседование.

1

Контроль

17.

Коррекция результатов пробного собеседования.

1

Анализ