Реализация проекта «Использование информационных технологий в работе с детьми, нуждающимися по состоянию здоровья в индивидуальном обучении» даст возможность преподавателям разных предметов вести уроки, используя компьютер при изложении нового материала (составление алгоритмов, слайд-программы в качестве наглядности, презентации для реализации проблемного метода), во время закрепления (решение проблемных задач, заполнение таблиц), на этапе контроля (использование электронной почты, совместное составление и работа по тестам), при инструкции к домашнему заданию (обращение к Интернет-ресурсам, к материалам всех этапов урока).
Необходимые материалы к урокам могут подготовить изучающие информатику старшеклассники под руководством своего учителя. Также можно использовать уже готовые материалы, выпущенные, например, центром «Планетариум», фирмой «1С» и другими.
Эффективность и результативность такой работы очевидны, так как она носит здоровьесберегающий характер, повышает мотивацию к обучению, что очень важно в работе с больными детьми.
Прежде чем начать практическую деятельность, нужно определить на заседании педагогического совета круг учебных предметов, где целесообразно применение компьютерных средств и каких именно, потом на заседаниях предметных методических объединений нужно разработать общие программы с указанием, когда и какие информационные средства будут использованы. Затем медико-психологической службой дети должны быть протестированы с целью выяснения возможности их работы с компьютерными средствами и её продолжительности в зависимости от диагноза и личностных качеств учащихся.
Для организации индивидуального обучения с использованием информационных технологий на начальном этапе необходим компьютер (для работы в школе), ноутбук (для работы на дому) и программное обеспечение.
В дальнейшем предусматривается организация специального кабинета для детей, находящихся на индивидуальном обучении, оснащенного соответствующими ТСО (компьютеры, ноутбук, сканер, телевизор, видео- и цифровая аппаратура) и пособиями.
Для этого необходима консолидация различных источников финансирования: средства попечительских советов ОУ; средства родителей учащихся, переведённых на индивидуальное обучение; спонсорские средства, бюджет города и области.
Предполагается внедрение проекта в течение 2-х лет.
Постановка проблемы
В каждой школе есть дети, нуждающиеся в индивидуальном обучении по состоянию здоровья. Перечень заболеваний состоит из 37 пунктов, среди них есть такие, по поводу которых дети освобождаются от посещений массовой школы, и такие, которые требуют создания для учащихся облегчающего режима, неполного перевода на индивидуальное обучение. Но и в том, и в другом случае эти ученики лишены обучения такому предмету, как информатика, в их обучении преобладают в основном традиционные методики, словесные формы обучения.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает широкое использование в обучении информационных технологий. Считаю, что это касается и детей с ограниченными возможностями.
На современном этапе проблема эта актуальна не только для обучения отдельному предмету, не только для нашей школы, или района, или даже города в целом, думается, что актуальна она для развития образования вообще.
Можно рассматривать 3 аспекта данной проблемы:
– расширение образовательного пространства
для детей, находящихся на индивидуальном
обучении;
– расширение возможностей учителя, который
становится партнёром и научно-методическим
руководителем, а не только источником знаний и
формирователем умений и навыков;
– вовлечение в процесс обучения родителей
больного ребёнка.
Доказательством актуальности проблемы и необходимости реализации проекта «Использование информационных технологий в работе с детьми, нуждающимися по состоянию здоровья в индивидуальном обучении», являются результаты исследования и сравнительного анализа, проведённого в нашей школе медико-психологической службой и педагогами разных методических объединений.
I. Чего лишены занимающиеся по индивидуальным планам в сравнении с посещающими занятия в школе?
1. Ученики, посещающие школу, на уроках
информатики получают навыки пользователя
компьютером. – «Индивидуальщики» имеют слабые
знания в этой области, навыки не сформированы.
2. На уроках в школе активно используются
современные компьютерные технологии. –
Индивидуальное обучение до сих пор было лишено
инноваций, велось преимущественно по
традиционным методикам. В специальной
литературе освещения этой проблемы не
встречалось.
3. Дети, не имеющие дома компьютера, могут
работать с ним в школе не только на уроке, но и
после уроков. – Не посещающие школу больные дети,
у которых нет дома компьютера, отстают от
сверстников в этой области знаний.
II. Многим детям, находящимся на индивидуальном обучении, в силу их оторванности от общения в коллективе свойственна замкнутость, неуверенность в себе; в силу состояния здоровья – быстрая утомляемость. Интерес к получению знаний у таких детей слабый, так как они не видят перспективы их вложения в будущем.
Что получат эти дети с внедрением в обучение компьютерных технологий?
1. Расширится возможность общения.
2. Появится возможность пользования виртуальной
библиотекой.
3. Появится возможность добиваться желаемого
результата путём многократного повторения
упражнений.
4. На этапах промежуточного контроля станет
возможным тестирование с помощью компьютера, что
является здоровьесберегающим элементом в
обучении этих ребят.
5. Ученик может использовать, а впоследствии и
создавать учебные презентации.
6. Может получать консультации учителя
дистанционно, а в будущем получить дистанционное
образование.
7. Если же у ребёнка нет дома компьютера, то
учитель составляет специальные вопросы и
задания для работы на уроке, используя ноутбук.
8. Даже не имея в учебном плане предмета
«Информатика», школьник, участвующий в
реализации проекта, будет овладевать
компьютерными и информационными технологиями.
Итак, информационные технологии являются здоровьесберегающими, а приоритетность их для всех участников образовательного процесса очевидна, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования.
Цели проекта.
1. Привлечение внимания педагогической
общественности к вопросам здоровья обучающихся
по индивидуальным программам.
2. Стимулирование инновационной деятельности
педагогов, содействующей укреплению здоровья
детей, которым показано индивидуальное обучение.
3. Обеспечение здоровьесбережения в
образовательном процессе в результате
использования информационных технологий при
обучении детей с ослабленным здоровьем.
Задачи проекта.
1. Обеспечить аппаратными и программными средствами обучения:
– компьютер, ноутбук;
– мультимедийный проектор (желательно);
– цифровая аппаратура;
– сканер;
– обучающие программы;
– программы-приложения MS Office:
- для создания презентаций (MS Office PowerPoint);
- для создания таблиц (MS Office Excel);
- для создания текстов (текстовый редактор MS Office Word);
– для создания рисунков (графический редактор
MS Paint);
– Интернет-ресурсы.
2. Разработать и внедрить в учебный процесс
здоровьесберегающие технологии обучения.
3. Координировать деятельность педагогической,
психологической и медицинской служб
образовательного учреждения в процессе
реализации проекта.
4. Проводить мониторинг состояния здоровья
обучающихся по индивидуальным программам с
целью соблюдения требования
санитарно-гигиенических и медицинских условий
обучения с использованием компьютера.
5. Создать за счёт внедрения информационных
технологий комфортный психолого-педагогический
климат в процессе обучения.
6. Создать систему мероприятий по разработке
инновационных технологий в индивидуальном
обучении.
7. Создать информационный банк методик и
организовать доступ к нему с целью обмена опытом
между учителями разных предметов одного ОУ,
между педагогами ОУ района, города и так далее.
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Для достижения вышеперечисленных целей и решения поставленных задач необходимо:
- Поддержка администрации школы в методическом и финансовом плане.
- Поэтапное внедрение проекта (см. рабочую программу).
- Систематическое сотрудничество с учителем информатики.
- Привлечение учителей-предметников, а также медиков, психолога, социального педагога, родителей.
Ожидаемые результаты
В итоге реализации проекта «Использование информационных технологий в работе с детьми, нуждающимися по состоянию здоровья в индивидуальном обучении» предполагается достижение следующих результатов:
1. Повышение уровня и качества образования
больных детей за счёт внедрения компьютеризации
обучения.
Информационные технологии дают возможность
использовать при индивидуальном обучении наглядность
в виде презентаций, слайд-программы для поэтапного
представления нового материала, электронный опросник,
позволяющий ребёнку избежать стрессовых
ситуаций во время контроля уровня знаний.
2. Позитивные изменения состояния здоровья
обучающихся по индивидуальным программам.
Этому будет способствовать оптимизация учебного
процесса, снижение возможности стрессовых
ситуаций, регулярное проведение мониторинга
состояния здоровья таких детей. Последнее
обязательно, так как работа с компьютером на
уроках будет проводиться на основе медицинских
показаний (количество дней в неделю, время работы
на уроке, время домашней работы).
3. Появление положительной мотивации к учению у
детей с ограниченными возможностями в
результате создания комфортного
психолого-педагогического климата и ситуации
успешности в процессе обучения.
И следствием станет повышение уровня
обученности и качества знаний, отсутствие
отставания от детей, посещающих школу,
связанного с тем, что количество часов на
изучение предметов уменьшено вдвое.
4. Расширение образовательного поля и
коммуникативных возможностей ученика,
получающего на уроках навыки использования
компьютерных технологий.
Ребёнок становится более самостоятельным в
процессе обучения, приобретает уверенность в
себе.
5. Учитель приобретает больше возможностей
направлять действия ученика по добыванию знаний,
своевременно консультировать его в процессе
обучения, воздействовать на процессы восприятия
и воспроизведения учеником материала, а также
развивать его память и логическое мышление.
Практическая значимость результатов
Некоторый опыт работы по данной проблеме на
уроках русского языка в 11 классе МОУ СОШ № 74 уже
есть. Из-за частого повышения артериального
давления юноша пропускал занятия, но материал
осваивал самостоятельно с помощью составленных
им самим таблиц в файловой среде Exell, информацию
для которых брал из параграфов учебника русского
языка, а примеры – из упражнений. Задания,
выполненные в форме электронных таблиц, на
проверку он посылал по электронной почте.
Родители данного ученика были довольны
сложившейся ситуацией и отмечали, что их сын
занимался в то время, когда хорошо себя
чувствовал, задания выполнял с удовольствием.
Инициатором такой формы обучения стал сам
учащийся. Способы выполнения заданий (заполнение
таблиц) выбраны были после совместного
обсуждения с учителем. Сначала ученику
предлагался макет таблицы, но после выполнения
нескольких заданий юноша смог обойтись и без
подсказки.
Как выяснилось, ему очень нравилось работать на
компьютере. Именно этот факт и побудил меня
заняться изучением и анализом данной проблемы.
Результаты реализации проекта откроют широкие
возможности для использования различных
аппаратных программных средств обучения
учащихся, не посещающих школу по медицинским
показаниям.
Распространение опыта, обмен идеями между
педагогами сначала в пределах района, а затем,
как мы считаем, и города облегчит работу учителя,
повысит её эффективность и сделает более
продуктивным труд ученика.