Русский язык
-
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы 2007
Цель написания данной статьи - поделиться опытом работы учителя русского языка и литературы в режиме личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы. Метод проектов помогает учащимся свободно и творчески, используя разные способы обучения, развивать свои предметные, коммуникативные, личностные и другие компетенции. В статье описываются этапы работы над проектами и деятельность учащихся в проектном режиме на уроках и во внеурочное время.
-
Проектная деятельность на уроках русского языка как иностранного 2023
Данная статья посвящена исследованию и применению проектной деятельности на уроках русского языка как иностранного. В статье представлен анализ теоретических основ проектной деятельности, ее роли в обучении иностранным языкам, а также описаны практические примеры успешной реализации проектов на уроках русского языка. Подчеркивается важность использования проектной деятельности для развития коммуникативных навыков, критического мышления и творческого потенциала учащихся.
-
Проектная деятельность на уроках русского языка. Урок-проект по теме "Фразеологизмы" в 6-м классе 2010
В статье содержится материал об использовании метода проекта на уроках. Приведены этапы работы над проектом, составлены методические рекомендации, разработаны оценочные листы и листы наблюдений за деятельностью обучающихся во время работы над проектом. Предложен конспект урока-проекта, в котором прослеживается проектная деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему.
-
Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка 2010
Данная работа затрагивает некоторые теоретические вопросы проектного метода. Проекты по русскому языку направлены на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. В приложении представлен проект «Краткость – сестра таланта или Путешествие в страну Фразелогизмов».
-
Проектная задача "Милая мама моя" 2014
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становятся приемы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
-
Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка 2012
Метод проектов, о котором рассказывается в статье, позволяет учащимся проявить самостоятельность при выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.
-
Проектная и научно-исследовательская деятельность как способ развития одарённости (на примере обучения русскому языку) 2018
Практико-ориентированный характер работы доказывает, что в проектной деятельности много плюсов, прежде всего школьникам легче и интереснее осваивать интеллектуальные навыки, есть возможность реализовать себя, проявить и развить свои личностные качества, творческий потенциал, способствует расширению и углублению знаний. Важно, что проектная деятельность может пре-творяться в научно-исследовательскую и конкурсную деятельность.
-
Проектная работа "Наш дар бесценный – речь" 2014
Данная работа была проведена в рамках школьного проекта «Мы сохраним тебя, русская речь!». Цель: проанализировать уровень знаний учащихся школы о разнообразных языковых нормах; выяснить, нужны ли в речи жаргоны; определить жанр смс-сообщений; получить ответ на вопрос: засоряют ли смс-сообщения и смайлы русский язык; выявить отношение людей разного возраста, образования, социального положения к проблеме засорения русского языка.
-
Проектная работа "Работа над текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся" 2021
Умение учащихся работать с текстом – это также важный компонент умения учиться. Он часто оказывается несформированным даже у учащихся старших классов. Вместе с тем при правильной организации учебной деятельности это действие успешно выполняется учащимися начальной школы. Умение работать с текстом, прежде всего, необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста. Цель: изучить методы и способы обучения учащихся работать с текстом.
-
Проектная работа по созданию фильма "Памятники нашего города" в 7-м классе. Заключительный интегрированный урок (развитие речи+информатика) по теме: "Как живешь, киносценарий?" 2009
В курсе русского языка по развитию речи в седьмом классе изучается тема "Создание киносценария в разных формах". Учитывая опыт работы предыдущих лет, чтобы превратить изучение данной темы в творческий процесс при тесной взаимосвязи учителя и учеников, предлагаем свой вариант освоения учебного материала и использования его в практической деятельности. Учащиеся не только создают киносценарий, но и, познакомившись на занятиях по информатике с возможностями программы Windows Movie Maker, снимают документальный фильм по своему сценарию. Данная работа помогает повысить внутреннюю мотивацию, развивает фантазию при изучении тем разных учебных дисциплин.
-
Проектная работа учащихся "В мире словарных слов". 3-й класс 2014
В проектной работе представлены виды словарей русского языка, строение словарной статьи, памятка работы со словарем, даны примеры работы со словарными словами. Презентацию можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
-
Проектная технология на уроках русского языка. Тема: "Фразеологизмы". 6-й класс 2014
В процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы 2023
Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребенка, ведь особенно ценным, особенно привлекательным для детей является то, что они увидели, узнали в самостоятельных поисках, самостоятельных работах. Любой проект ценен тем, что обучающиеся, выполняя его, учатся самостоятельно приобретать знания, получают ценный опыт познавательной и учебной деятельности. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Ребенок, получивший в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, ему легче будет адаптироваться в дальнейшем.
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы 2023
Одним из эффективных средств индивидуализации обучения организацию в урочное и внеурочное время проектно-исследовательской деятельности, которая нацелена на развитие интереса каждого ребенка к самостоятельному изучению различных разделов предмета путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, интернет-ресурсами и учит детей анализировать, систематизировать, открывать новое знание.
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся 2021
В течение последних лет я работаю над темой самообразования «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». В данном направлении мной достигнуты достаточно высокие результаты. Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
-
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе (из опыта работы) 2012
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Автор статьи делится опытом проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5–9-х классов.
-
Проектно-исследовательская работа "Совершенствование личности ученика на уроках культуры речи в рамках школьного предмета «Русский язык»" 2017
Цель работы – доказать, что уроки русского языка, посвященные культуре речи, т.е. нормам современного русского литературного языка, в совокупности с современными технологиями и эвристическими методами познания помогают сформировать личность ученика со способностью к самооценке, саморазвитию, самосовершенствованию.
-
Проектно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы 2009
Данная работа затрагивает некоторые теоретические вопросы проектно-ориентированного обучения, а также включает в себя методическую разработку проекта по теме «Заимствованные слова в русском языке». Использование проектной методики позволяет построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, создать условия для самостоятельной организации учения.
-
Проектные методы обучения 2009
Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Для успешной работы продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации, жанр проекта.
-
Проектные технологии на занятиях филологического цикла в СПО 2013
В процессе подготовки будущих учителей английского языка большое значение уделяется развитию у них информационной и социокультурной компетентностей. Оптимальное средство формирования компетентностей ‒ проектная технология. На повышение образовательного потенциала проектов значительное влияние оказывают ресурсы Web 2.0, в частности Wiki-среда.
-
Проектный метод на уроке русского языка с применением мультимедийных презентаций. Развитие речи. Рассуждение-размышление. 7-й класс 2008
Данный материал представляет собою учебный проект, в котором ученикам созданы условия для самостоятельного планирования, определения действий, методов и способов реализации задуманного, что не противоречит задачам личностно-ориентированной педагогики, в которой значим не только результат, но и сам процесс учения.
-
Проектный урок по русскому языку в 9-м классе "Поговорим о сложном" 2009
Урок посвящен обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения. Методическая разработка предусматривает использование компьютера и мультимедийного проектора.
-
Проекты на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности 2021
Проектная технология интересна и востребована современным образованием. Она широко используется педагогами при организации занятий внеурочной деятельности. В то же время многие педагоги задаются вопросом: целесообразно ли применение проектной деятельности на уроке? Этот вопрос уместен, так как организация данного вида деятельности требует наличия достаточного времени, а в условиях урочной системы это сделать проблематично. Русский язык и литература, история и обществознание – плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются проблемой отсутствия читательского интереса среди учащихся, что влечет за собой отсутствие навыков анализа и узкий кругозор. Интересная индивидуальная работа над проектами и работа в группах дает учащимся возможность получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности является поиск способов решения поставленной проблемы.
-
Произведения С.В.Михалкова – в помощь учителю 2005
Материал предназначен помочь учителям начальных классов, а также и учителям старших классов, провести урок или внеклассное мероприятие более содержательно. Может быть использован на групповых и индивидуальных занятиях с детьми. Различные виды заданий помогут детям освоить тему, направят их в мир детской литературы. Отличительные особенности заданий - ориентация на общечеловеческие ценности, опора на детское мировосприятие и на маленького читателя.
-
Производные и непроизводные предлоги. Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов 2011
Урок знакомит учащихся с происхождением предлогов. Формирует умение отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи. Развивает познавательный интерес учеников, умение вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу; активизирует творческие способности учащихся, прививает интерес и любовь к родному языку.
-
Пропедевтическая подготовка к итоговому сочинению на основе художественного произведения в 5-м классе 2018
Данная разработка представляет собой попытку совмещения актуальных направлений в образовании. Думается, что целесообразно начинать подготовку к итоговому сочинению, с учётом требований к нему, с самого начала образовательной ступени и продолжать её с 5-й по 9-е классы.
-
Просто и эффективно, или Еще раз о проблеме формирования орфографической грамотности 2011
Работа с содержательным материалом учебников по русскому языку заставляет задуматься над методической проблемой формирования устойчивой орфографической грамотности. Если постоянно не тренировать изученное правило, то сформированное умение не трансформируется в навык, в лучшем случае останется на уровне представления о том или ином правиле. Выработка навыка - это процесс, который достигается путем выполнения упражнений, т.е. целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий.
-
Простое и сложное предложение в 5-м классе 2012
Автор учит учащихся формулировать понятие о простом и сложном предложении, различать их в тексте, определять тему, основную мысль, тип речи. Развивает орфографическую зоркость и воспитывает бережное отношение к природе.
-
Простое осложненное предложение. 10-й класс 2011
Материал рассчитан на два урока, позволяет качественно систематизировать изученное по теме. Предусматривается подготовка к ЕГЭ по заданиям А19, А20, А21, В5, которые включают работу по простому осложненному предложению. Анализ предложений дается на материале художественной литературы, изучаемой в 10-м классе, что способствует расширению кругозора учащихся еще и по литературе.
-
Простое предложение и его грамматическая основа. Повторение 2018
Статья посвящена уроку повторения в начале учебного года, в канун Дня воинской славы. Все предложения и текст связаны с Куликовской битвой. Цель учебного занятия: формирование концептуальных представлений учащихся о простом предложении, умение определять грамматические основы предложения, формирование таких личностных качеств, как чувство исторической памяти, патриотизм.