Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм, составить тексты и сообщения, отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
- расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
- повысить уровень логического мышления обучающихся;
- создать условия для формирования языковой компетенции ;
- восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
- выработать навык комплексного анализа текста;
- совершенствовать навыки работы над изложением.
Развивающие задачи курса:
- развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
- способствовать развитию речи обучающихся;
- совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
- способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
- формировать ключевые компетенции;
- повышать интерес к гуманитарному образованию;
- воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- принципы русской орфографии и пунктуации;
- основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
- алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
- использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
- применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике;
- применять алгоритм написания сжатого изложения;
- уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
- грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
- владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).
Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- строить жизненные планы во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
- работать над расширением словарного запаса;
- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография. (14 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование. (4 часа)
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тем |
Ко-во часов |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
2 |
Построение сжатого изложения. |
5 |
4 |
1 |
3 |
Орфография. |
14 |
11 |
3 |
4 |
Пунктуация. |
10 |
8 |
2 |
5 |
Тестирование. |
4 |
|
4 |
|
Итого |
34 |
24 |
10 |
Календарно-тематическое планирование спецкурса
34 часа (1 час в неделю)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов
|
Форма занятия |
1 |
I. Введение
|
1 |
Вводное занятие |
2 |
II. Построение сжатого изложения
|
1 |
Систематизация знаний |
3 |
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. |
1 |
Систематизация знаний |
4 |
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. |
1 |
Систематизация знаний |
5 |
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. |
1 |
Систематизация знаний |
6 |
Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения». |
1 |
Контроль знаний и умений |
7 |
III. Орфография
|
1 |
Систематизация знаний |
8 |
Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. |
1 |
Систематизация знаний |
9 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. |
1 |
Систематизация знаний |
10 |
Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне. |
1 |
Систематизация знаний |
11 |
Чередующиеся гласные. |
1 |
Систематизация знаний |
12 |
Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов». |
1 |
Контроль знаний и умений |
13 |
Практическая работа № 3. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения. |
1 |
Контроль знаний и умений |
14 |
Правописание Н, НН в разных частях речи. |
1 |
Систематизация знаний |
15 |
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. |
1 |
Систематизация знаний |
16 |
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. |
1 |
Систематизация знаний |
17 |
Правописание производных предлогов. |
1 |
Систематизация знаний |
18 |
Правописание союзов. |
1 |
Систематизация знаний |
19 |
Правописание частиц. |
1 |
Систематизация знаний |
20 |
Тестовая работа по разделу «Орфография» . |
1 |
Контроль знаний и умений |
21 |
IV. Пунктуация
|
1 |
Систематизация знаний |
22 |
Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. |
1 |
Систематизация знаний |
23 |
Знаки препинания в ССП. |
1 |
Систематизация знаний |
24 |
Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. Практическая работа № 7. |
1 |
Контроль знаний и умений |
25 |
Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения. |
1 |
Систематизация знаний |
26 |
Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. |
1 |
Систематизация знаний |
27 |
Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. |
1 |
Систематизация знаний |
28 |
Тире в предложении. |
1 |
Систематизация знаний |
29 |
Двоеточие в предложении. |
1 |
Систематизация знаний |
30 |
Тестовая работа по разделу «Пунктуация». |
1 |
Контроль знаний и умений |
31 |
V. Тестирование
|
1 |
Контроль знаний и умений |
32 |
Пробный тест в формате ОГЭ. |
1 |
Контроль знаний и умений |
33 |
Работа над ошибками. |
1 |
Контроль знаний и умений |
34 |
Работа над ошибками. |
1 |
Контроль знаний и умений |