1. Введение.
В продолжение последних лет Министерством образования РФ проводится эксперимент, связанный с поиском новых форм проведения выпускных экзаменов в 11классе. Одна из форм – Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме.
Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: выполнить 39 заданий по всем основным разделам школьного курса. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С - написании сочинения-рецензии .В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся.
С начала эксперимента по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке.
Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен.
Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Цели обучения:
- обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
Изложение программного материала определено аудиторными занятиями.
Предполагаются следующие формы обучения:
- установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”;
- практические занятия;
- самостоятельная работа с КИМами;
Для установления обратной связи определены следующие формы работы:
- практические занятия;
- решение заданий КИМов;
- написание сочинения-рецензии с использованием моделей ;
- зачет по курсу;
2. Учебный план.
Цели обучения:
- обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
Категория слушателей: учащиеся 10-11классов.
Срок обучения: 68 академических часов.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
н\п | Разделы программы | Кол-во часов | Теория (лекции) |
Практика | Формы контроля |
1. | Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. | 6 | 2 | 4 | к\р |
2. | Морфемика и словообразование. | 5 | 2 | 3 | к\тест |
3. | Лексика и фразеология. | 5 | 2 | 3 | к\тест |
4. | Морфология | 11 | 4 | 7 | к\тест |
5. | Орфография. | 11 | 4 | 7 | Теоретико-практич.задания по карточкам |
6. | Синтаксис и пунктуация. | 7 | 2 | 5 | к\тест |
7. | Текст | 5 | 2 | 3 | к\тест |
8. | Культура речи. | 4 | 1 | 3 | к\р,анализ |
9. | Анализ текста и создание сочинения - рассуждения | 12 | 4 | 8 | сочинение-рассуждение |
10. | Итоговый контрольный тест | 2 | 2 | ||
Итого | 68 | 23 | 45 |
3. Учебно-тематический план
Цели обучения:
- обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых;
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
№ п\п | Раздел программы | К-во часов | Лекции | практика | Формы контроля | |
1 | Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. | 6 | ||||
1 | 1.1 | Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | |||
2 | 1.2 | Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. | 1 | |||
3 4 5 6 |
1.3 1.4 1.5 1.6 |
Практикум по разделу “Фонетика”: проверочный опросник, работа с текстами, задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ по русскому языку. | 4 | КИМы | ||
7 | 1.7 | Контрольная работа по разделу. | 1 | к\р | ||
2 | Раздел 2. Морфемика и словообразование. | 5 | ||||
8 | 2.1 | Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. | 1 | |||
9 | 2.2 | Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ. | 1 | |||
10 11 |
2.3 2.4 |
Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование”. | 2 | |||
12 | 2.5 | Контрольный тест по разделу. | 1 | к\тест | ||
3 | Раздел 3. Лексика и фразеология. | 5 | ||||
13 14 |
3.1 3.2 |
Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка | 1 | 1 | КИМы | |
15 | 3.3 | Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально-окрашенные слова. | 1 | |||
16 | 3.4 | Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. | 1 | |||
17 | 3.5 | Контрольный тест по теме “Лексика” | 1 | к\тест | ||
4 | Раздел 4. Морфология. | 11 | 4 | 7 | ||
18 | 4.1 | 20. Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. | 1 | |||
19 | 4.2 | 21 Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. | 0,5 | 0,5 | ||
20 | 4.3 | 22. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. | 0,5 | 0,5 | ||
21 | 4.4 | 23. Разряды местоимений, склонение местоимений. | 1 | |||
22 | 4.5 | Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. | 1 | КИМы | ||
23 | 4.6 | Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий | 0,5 | 0,5 | ||
24 25 |
4.7 4.8 |
Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. | 1 | 1 | ||
26 27 |
4.9 4.1 |
Тренировочные задания по разделу “Морфология” | 2 | |||
28 | 4.1 | Контрольный тест по разделу | 1 | к\тест | ||
5 | Раздел 5. Орфография. | 11 | 4 | 7 | ||
29 | 5.1 | Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. | 1 | |||
30 | 5.2 | О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. | 0,5 | 0,5 | ||
31 | 5.3 | Правописание приставок. | 0,5 | 0,5 | ||
32 | 5.4 | Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. | 0,5 | 0,5 | ||
33 | 5.5 | Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. | 0,5 | 0,5 | ||
34 35 |
5.6 5.7 |
Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. | 1 | 1 | ||
36 | 5.8 | Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний | 0,5 | 0,5 | ||
37 | 5.9 | Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. | 0,5 | 0,5 | КИМы | |
38 | 5.10 | Правописание служебных частей речи. | 0,5 | 0,5 | ||
39 | 5.1 | Контрольная работа по разделу | 1 | к\работа | ||
6 | Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. | 7 | 2 | 5 | ||
40 41 |
6.1 6.2 |
Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. | 1 | 1 | ||
42 | 6.3 | Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. | 0.5 | 1 | ||
43 44 |
6.4 6.5 |
Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. | 0.5 | 1 | КИМы | |
45 46 |
6.6 6.7 |
Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”). | 2 | К\тест | ||
7 | Раздел 7. Текст. | 5 | 2 | 3 | ||
47 | 7.1 | Стили речи и типы речи. | 1 | 0.5 | ||
48 49 |
7.2 7.3 |
Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства. | 1 | 0.5 | ||
50 51 |
7.4 7.5 |
Тренировочные задания по данному разделу. Контрольный тест. | 2 | |||
8 | Раздел 8. Культура речи. | 4 | 1 | 3 | ||
52 | 8.1 | Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. | 0.5 | 0.5 | КИМы | |
53 | 8.2 | Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью. | 0.5 | 0.5 | ||
54 55 |
8.3 8.4 |
Контрольная работа по разделу и ее анализ. | 2 | К\работа | ||
9 | Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. | 12 | 4 | 8 | ||
56 | 9.1 | Тема и главная мысль текста. | 1 | |||
57 | 9.2 | Учебно-тренировочные задания. | 1 | |||
58 | 9.3 | Лексические и морфологические средства художественной выразительности. | 1 | 1 | ||
59 60 |
9.4 9.5 |
Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. | 1 | 1 | ||
61 | 9.6 | Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. | 1 | |||
62 | 9.7 | Учебно-тренировочные задания. Самостоятельная работа. | 1 | |||
63 64 |
9.8 9.9 |
Создание сочинения-рассуждения. | 2 | Соч-рас. | ||
65 66 |
9.1 | Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения. | 2 | |||
67,68 | Итоговый контрольный тест | 2 | к\тест | |||
Итого | 68 | 23 | 45 |
4. Содержание программы
Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.
1.1. Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ.
1.2. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко- буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Стяжение.
1.3. Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Список частотных слов, вызывающих орфоэпические трудности. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.
1.4. Практикум по разделу “Фонетика”:
1.5. Проверочный опросник, работа с текстами;
1.6. Задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ по русскому языку;
1.7. Контрольная работа по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 2. Морфемика и словообразование.
2.1. Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.
2.2. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов.
2.3. Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.
2.4. Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование”.
2.5. Контрольный тест по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 3. Лексика и фразеология.
3.1. Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова.
3.2. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. 3.3 Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально- окрашенные слова.
3.4. Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки..
3.5. Контрольный тест по теме “Лексика”. Задания из КИМов.
Раздел 4. Морфология.
4.1. Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.
4.2. Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.
4.3. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.
4.4. Разряды местоимений, склонение местоимений.
4.5. Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.
4.6. Причастие, его признаки. Правописание причастий.
4.7. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий.
4.8. Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.
4.9.-4.10. Тренировочные задания по разделу “Морфология”
4.11. Контрольный тест по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 5. Орфография.
5.1. Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.
5.2. О-E после шипящих и - Ц- в различных частях слова.
5.3. Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.
5.4. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
5.5.-5.6 Буквы – Н - и –НН- в словах различных частей речи.
5.7.-5.8 Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.
5.9. Написание – НЕ - с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.
5.10. Правописание служебных частей речи.
5.11. Контрольная работа по разделу “Орфография”: теоретико -практические задания по карточкам. Задания из КИМов.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
6.1. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.
6.2. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.
6.3. Вводные конструкции. Обращение Уточняющие члены предложения. Обособление определений и приложений.
6.4. Обособление обстоятельств.
6.5. Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложное с разными видами связи.
6.6. Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
6.7. Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”). Задания из КИМов.
Раздел 7. Текст.
7.1.Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство.
В тексте зафиксирован способ оформления мысли, её предметно-смысловая, коммуникативная и структурно-языковая цельность. Строение текста. Способы и средства связи между частями текста
Основные признаки текста
7.2. Типы речи. Стили речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности
Повествование-рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
Описание-изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Жанровые формы рассуждения: письма, статьи, рецензии, доклад.
7.3. Функциональные стили речи.
Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Основной тип речи.
Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи.
Основные признаки официально-делового стиля речи. Отличие от других стилей речи. Что общего у официально-делового стиля и научного стиля. Жанры официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Сфера употребления. Общие признаки.
7.4.-7 .5 Тренировочные задания по данному разделу. Контрольный тест .КИМы
Раздел 8. Культура речи.
8.1. Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.
8.2. Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.
8.3.-8.4 Контрольная работа по разделу и ее анализ.
Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рецензии.
9.1. Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе.
9.2. Учебно-тренировочные задания.
9.3. Содержание и структура сочинения-рецензии. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.
9.4.-9.5. Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы):эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз.
9.6.-9.7. Учебно-тренировочные задания. Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рецензии
9.8.-9.9. Создание сочинения-рецензии. Редактирование и совершенствование сочинения-рецензии.
9.11.-9.12. Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рецензии. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.
Грамотность. Соблюдение орфографических норм. Соблюдение пунктуационных, языковых, речевых норм.