Программа курса “Творческие работы разных жанров” предназначена для углубления знаний по русскому языку и литературе, развития навыков устной и письменной речи, логического мышления учащихся, что необходимо в освоении многих предметов школьного курса.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа способствует обучению анализу художественного текста (как прозаического, так и поэтического), его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Данный элективный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Программа курса направлена на дальнейшее развитие у школьников информационно-методологической, культурно-исторической, социально-правовой компетенций. Курс связан с такими школьными дисциплинами, как история, обществознание, МХК.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на год обучения (35 часов) и может быть реализована на занятиях элективных курсов в 10-11-х классах общеобразовательной школы. Количество обучающихся в учебной группе - 15 человек.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку и литературе.
Цели.
- Помочь учащимся обобщить знания по литературе.
- Ознакомить учащихся с различными жанрами творческих работ.
- Выработать навыки создания текстов различных жанров.
- Продолжить подготовку к выпускным экзаменам.
Задачи.
- Углубить теоретические знания учащихся о сочинениях разных жанров.
- Совершенствовать умения и навыки логического построения работы, сохраняя основную мысль текста и его тематическое единство.
- Совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами.
- Формировать навыки создания текста нового для учащихся жанра (эссе).
- Подготовить учащихся к самостоятельной работе по созданию собственного текста творческой работы.
Краткое содержание и методы деятельности.
Содержание программы направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у обучающихся формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Программа предполагает освоение навыков построения текстов творческих работ различных жанров, совершенствование умения работать с текстом художественного произведения, повторение средств художественной выразительности и терминов как инструмента анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями и уместное использование их в творческой работе
Программа позволяет проявить индивидуальный творческий подход.
Основная форма образовательной работы с детьми в рамках программы – это лекции учителя с элементами беседы, практическая индивидуальная работа и работа в группах. Формы и методы работы на занятиях соответствуют возрасту и степени развития обучающихся.
Особенностью методики проведения занятий в объединении является соединение теоретической и практической частей. . Курс ориентирован на подготовку к заданиям С ЕГЭ по литературе и русскому языку.
Ведущие методы и формы обучения:
- метод использования слова (лекции и беседы), с его помощью раскрывается содержание литературных произведений, объясняются теоретические понятия, составляется алгоритм работы и др.;
- метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению;
- метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с созданием текста творческой работы и его отдельных элементов;
- коллективная разработка алгоритмов работы над созданием сочинений разных жанров;
- подготовка к творческим отчетам.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Общее количество часов по учебному плану: 35 часов, из них теория – 19 часов, практика – 16 часов.
Продолжительность занятий: 1 учебный час в неделю (по расписанию).
Формы подведения итогов:
- творческие отчеты;
- участие в районных и городских конкурсах творческих работ.
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
1 | Особенности написания
сочинения на литературную тему. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. |
1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
2 | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
3-4 | Классификация сочинений по проблематике, тематике, жанрам. | 2 | Лекция | Конспект. |
5 | Выбор темы сочинения. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект, подбор и анализ тем сочинений. |
6 | Вступительная часть сочинения. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
7 | Тренинг по написанию вступления. | 1 | Практическая работа. | Алгоритм работы. |
8 | Как писать заключение.
|
1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
9 | Тренинг по написанию заключения. | 1 | Практическая работа . | Алгоритм работы. |
10 | Сочинение-рассуждение (доказательство, опровержение). | 1
|
Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
11 | Составление алгоритма работы над сочинением-рассуждением. | 1 | Практическая работа. | Алгоритм работы. |
12 | Сочинение-характеристика героя. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
13 | Составление алгоритма работы над сочинением-характеристикой героя. | 1 | Практическая работа. | Алгоритм работы. |
14 | Сочинение- сравнительная характеристика двух или нескольких героев. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
15 | Составление алгоритма работы над сочинением – сравнительной характеристикой двух или нескольких героев. | 1 | Практическая работа. | Алгоритм работы. |
16 | Сочинение на свободную тему. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
17 | Составление алгоритма работы над сочинением на свободную тему. | 1 | Практическая работа . | Алгоритм работы. |
18 | Стилистика сочинения. Редакторская правка. | 1 | Практическая работа. Выполнение редакторской правки. |
Исправленный вариант работы. |
Сочинение-рассуждение по
заданной проблеме. (подготовка к выполнению задания “С” ЕГЭ). |
||||
19-20 | Анализ авторского текста: цель, основная мысль, тема, логика её развития, поставленная проблема. | 2 | Лекция и работа с текстом. | Конспект. |
21 | Анализ авторского текста: цель, основная мысль, тема, логика её развития, поставленная проблема. | 1 | Практическая работа. | Текст работы. |
22 | Рассмотрение средств речевого воздействия на читателя: композиция, ИВС. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
23 | Практическая работа по определению ИВС в художественном тексте. | 1 | Практическая работа. | Выполненная работа. |
24-25 | Понятие о эссе. Особенности жанра. Определение личностной позиции автора эссе (авторская цель, целостная эмоциональная оценка текста и т.д.). | 2 | Лекция с элементами беседы. Работа в группах. |
Конспект. |
26-27 | Выбор композиции и ИВС для создания эссе. | 1 | Практическая работа. | Текст творческой работы. |
28 | Привлечение аргументов из литературных произведений для доказательства своей позиции. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
29 | Привлечение аргументов из литературных произведений для доказательства своей позиции. | 1 | Практическая работа. | Текст творческой работы. |
30 | Выбор аргументов из жизненного опыта для доказательства своей позиции | 1 | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
31 | Выбор аргументов из жизненного опыта для доказательства своей позиции | 1 | Практическая работа. | Текст творческой работы. |
32-33 | Проверочная работа после обучения написанию эссе. | 2 | Практическая работа . | Сочинение-рассуждение в жанре эссе по предложенному тексту. |
34-35 | Презентация учащимися творческих работ, созданных за время прохождения курса. | 2 | Презентация. | Сборник или выставка лучших работ. |
Содержание программы
Особенности написания сочинения на литературную тему.
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Знакомство с многообразием жанров сочинений. Проблематика. Тематика. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
Сочинение-характеристика нескольких произведений одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
Сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. Стилистика сочинения. Анализ текста работы и его редактирование.
Сочинение-рассуждение по заданной проблеме(подготовка к выполнению задания “С” ЕГЭ).
Повторение особенностей публицистического стиля. Работа с авторским текстом: определение темы, основной мысли, логики её развития, определение поставленной автором проблемы.
Определение личностной позиции автора текста (авторская цель, целостная эмоциональная оценка текста и т.д.).
Составление логической схемы текста будущего сочинения-рассуждения.
Выбор аргументов из литературных произведений для доказательства своей позиции.
Выбор аргументов из жизненного опыта для доказательства своей позиции.
Рассмотрение средств речевого воздействия на читателя: композиция, ИВС.
Виды деятельности учащихся:
- редактирование текста;
- создание текста по образцу;
- создание вступления и заключения к сочинению;
- анализ предложенного художественного и публицистического текста;
- составление устных и письменных высказываний по определённой проблеме;
- конспектирование, составление тезисов;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, алгоритмов.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– как строится сочинение;
– виды вступлений и заключений;
– основные жанры сочинений;
– основы анализа поэтического текста;
– основы анализа прозаического текста;
– виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение на заданную тему;
– писать сочинения различных жанров;
– выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
Литература
- Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Письменный экзамен по русскому языку. Изложение. Сочинение. Диктант. – М., 2003.
- Долинина Т.А. Сочинение на литературную тему: схемы, алгоритмы, классификации (материалы для учителя-словесника) – Екатеринбург, ИРРО, 2004.
- Долинина Т.А. Готовимся к Единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: ООО “Русское слово – учебник”, 2011.
- Егорова А.А. Как написать сочинение на “5” - Ростов-на-Дону, 2001.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - М.: Дрофа, 2002.
- Коган И.И, Козловская Н.В., Митюшина И.В и др. Искусство написания сочинений. Пособие для поступающих в вузы. – СПб, 2000.
- Лимонад Т.В. С сочинением на “ты”: пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная Пресса, 2002.