Программа элективного курса по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса: "Современное русское письмо"

Разделы: Русский язык


Элективный курс рассчитан на 14 часов и предназначен для всех учащихся, независимо от того профиля, какой они выберут в дальнейшем.

В основе содержания предлагаемой программы лежит роль всестороннего образования личности. Данный элективный курс должен расширять кругозор учащихся о теории и истории письма. Учащиеся 9 класса познакомятся с составными частями современного русского письма, важнейшими этапами его истории.

В курс включены различные виды уроков: занятия, экскурсия в библиотеку, оформление выставки, написание рефератов как итог работы. Наиболее важной частью данного курса является практическая направленность. Независимо от уровня обученности старшеклассников, они будут использовать наглядный материал, повторять орфограммы, выполнять практические упражнения и вместе с этим расширять свой кругозор, узнавать новое о происхождении письменности.

Устная речь ограниченна во времени (произнесенное нельзя услышать хотя бы через минуту) и в пространстве (речь говорящего воспринимается другими на небольшом расстоянии).

Письмо же преодолевает эти ограничения устной речи. “Без письма язык остался бы лишь мгновенным орудием общения. Однако письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время” - так определил значение письма известный языковед России Я.К.Грот.

Несмотря на развитие телефонизации, звукозаписи (в настоящее время устную речь можно хранить в течение длительного времени и передавать на расстояние), письменная форма речи сохраняет свое преимущество перед устной. (Написанное можно прочесть несколько раз, обдумать, совершенствовать).

Внимательное ознакомление с различными сторонами письма, с принципами графики и орфографии, с системой русского правописания даст представление об одном из разделов лингвистической науки, а также будет содействовать выработке прочных навыков правописания.

На каком содержательном материале, и через какие, формы будут реализовываться задачи предпрофильной подготовки?

- типы письма разных времен и народов, иероглифическое письмо, простые, сложные и комбинированные логограммы.

- фабрика речи (о звуках русского языка)

- графика. “Графический костюм” (т.е. письмо)

- орфография. Какой она была и стала?

- речевое общение. Роль орфографии.

Изучение предполагаемого курса будет реализовываться через следующие формы (по выбору учащихся):

- подготовка и защита реферата

- проведение исследований

- практическая деятельность с консультацией учителя

- игры

- индивидуальные консультации

- наблюдение за языком художественных произведений.

Чем содержание данного курса будет отличаться от базового курса?

- более практическое знакомство с типами письма различных народов, со старославянским и иероглифическим письмом.

Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

- работа с текстами старославянского письма, китайского или японского

- составление словаря иероглифов

- собирание материалов по орфограммам для закрепления орфографического навыка

- обзорные лекции, семинары и собеседования

Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса?

- поиск информации по имеющимся источникам

- подбор текстов к практическим работам

- повторение орфограмм по всему курсу “Русский язык”

- чтение литературы, расширяющей кругозор учащихся

Каковы критерии, способствующие успешности изучения данного курса?

- развитие самостоятельной учебной деятельности школьников

- применение новых технологий, способствующих созданию положительной мотивации к обучению

- сбор материала и создание учебного пособия по курсу “Современное русское письмо”

- инициативная публичная презентация своей работы в школе

Чем завершится изучение курса?

- итоговый зачет или исследовательская работа

Задачи элективного курса “Современное русское письмо”:

- дать ученику возможность реализовать свой интерес к изучаемому предмету

- поддержать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной ориентации

- развивать внимание, самоконтроль, воспитывать аккуратность

- развивать творческие способности личности

- активизировать речевую деятельность

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия Содержание темы Форма проведения Формы контроля
1. Что такое письмо История письма

Письмо и его типы

Определение письма

Письмо разных времени и народов

лекция собеседование
2. На чем писали в древности. Тростниковая бумага и деревянные книги. Загадочное славянское слово

От картинки к букве

лекция собеседование
3. Где и когда появилась славянская азбука История славянских языков

Язык переводов священных книг

Кирилл и Мефодий

лекция

оформление выставки в школе

собеседование

зачет

4. От кириллицы к русскому алфавиту Буквенная цифирь. Что такое “титло” лекция

практическая работа с церковно-славянскими текстами

собеседование

зачет

5. О реформе русской азбуки (1708-1710г.г.) Роль Петра 1 в реформе.

Изменения, которые произошли в русской азбуке

Имена и значение букв

лекция

экскурсия в библиотеку

собеседование
6. Звуки и буквы Фабрика речи.

Чередование гласных и согласных звуков

Практическая работа по фонетике зачет
7. Графика Слоговой принцип русской графики Что такое графика.

“Графический костюм” (т.е. письмо)

Лекция

Практикум “Практическое удобство слогового принципа”

собеседование
8. Орфография Орфография. Без ЯТЯ и

ФИТЫ

Лекция

Практическая работа

зачет
9. Правила орфографии, основанные на морфологическом принципе (общие правила) Какая же у нас орфография? практическая работа зачет
10. Правила, основанные на фонетическом принципе: пишем, как слышим Правописание приставок.

Гласные после приставок и т.д.

практическая работа зачет
11. Корни с чередующимися гласными Орфограммы в корнях практическая работа зачет
12. Какой была и какой стала наша орфография Краткий сравнительный анализ изученного материала обобщающая лекция собеседование
13. Роль орфографии в речевом общении. Речевые ошибки, их устранение Показать роль правильного произношения и ударения в общении между людьми анализ отрывков из художественной литературы Зачет, семинар
14. Итоговое занятие Контрольная работа (или реферат) презентация итоговой работы зачет

смотр конференция публикация

Список литературы для учащихся:

  • Словарь-пособие “Из истории русских слов”. М., “Школа-пресс”, 1993г.
  • К.С. Горбачевич, “Русский язык. Прошлое, настоящее и будущее”. М. Просвещение” 1984г.
  • Е.Н. Полякова “Из истории русских имен и фамилий”.
  • Л.А. Ольшевская “Литература древней Руси”. М., “Интерпракс”, 1994 г.

Список литературы для учителя:

  • В.Г. Ветвицкий. Современное русское письмо. М., “Просвещение”, 1974г.
  • З.Н. Люстрова “Беседы о русском слове”. М., “Знание”, 1976г.
  • М.Г. Уртримцева “Словарь русской литературы”, Н.Новгород, 1997г.

ЗАНЯТИЕ 1.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМА.

(Письмо и его типы)

Что такое письмо.

1. Вступление

Мы хотим лучше узнать современное русское письмо.

Но что такое письмо вообще?

Определить письмо и его сущность непросто.

Письмо - очень сложное явление.

Разберем примеры:

“Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?”

Трудности определения и характеристики письма возникают уже здесь.

Русское письмо считается буквенно-звуковым, т.к. оно пользуется буквами, а буквы обозначают звуки речи. Но в данной записи есть не только буквы, но и другие знаки, которые не обозначают звуков: дефис, запятая, вопросительный знак, пробелы, кавычки.

Относятся ли эти знаки к письму?

А входят ли цифры в состав русского языка?

А нотная запись музыки является ли письмом?

Во флоте сообщения на небольшие расстояния, превышающие возможности речевого общения, передают с помощью флажков, а на более значительные расстояния- с помощью световой сигнализации.

Может быть, и это письмо?

А каково отношение к письму системы дорожных знаков?

Если рассматривать перечисленные здесь явления раздельно, то принадлежность их к письму окажется очень сомнительной. Но в своей совокупности они создают своеобразную непрерывность, и уже не ясно, что письмо, а что не письмо.

Поэтому некоторые ученые считают, что в “широкое понятие письма” можно включить все виды общения людей при помощи оптических (зрительных) знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПИСЬМО?

(определение письма)

Единого определения письма не существует пока. В Толковом словаре русского языка сказано:

ПИСЬМО

1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.

4. Стиль, манера художественного изображения (например, в живописи).

Слово ПИСЬМО многозначно. Предлагаю остановиться на определении, в котором отмечены и назначение письма (фиксация речи) и средства его (графические знаки, т.е. знаки в виде линий, черточек, фигур, наносимых, например, карандашом на бумагу).

Итак, ПИСЬМО - это отражение, фиксация речи с помощью графических знаков. А отношение к письму цифр, дорожных знаков остается неопределенным.

Условимся, что письмо в строгом смысле охватывает использование лишь алфавита и знаков препинания.

ПИСЬМО РАЗНЫХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ.

Кратко рассмотрим историю письма. Это позволит лучше представить себе характер современного русского письма.

Письмо существует на земле уже несколько тысяч лет, хотя время и место его возникновения не установлены.

Первыми письменными народами были ШУМЕРЫ (район Междуречья между реками Тигром и Евфратом, 1У тыс. до н.э.) и ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ (со 2-ой пол. 1У тысячелетия до н.э.)

За минувшие 6 тысяч лет письмо резко расширило границы своего применения. Письмом пользуются сотни народов мира. Многие народы используют в своем письме алфавит, который восходит к старославянской азбуке КИРИЛЛИЦЕ (русский, украинский, белорусский), а большинство народов Европы пользуются алфавитами, построенными на основе латинского письма (латыши, литовцы, эстонцы).

Если обратиться к армянскому или латинскому письму (иероглиф “школа”)

то они резко отличаются от разновидностей славянского и латинского алфавитов начертаниями букв. В нем (грузинском письме) отдельные знаки обозначают слог - сочетание гласного с согласным, прежде всего с гласным “а”.

А китайское и японское письмо в этом отношении, да и по форме знаков, еще более своеобразно: отдельные знаки, иероглифы, здесь обозначают целое слово. Например,

В основном таким же было древнеегипетское письмо.

Широкое признание получила классификация, выделяющая 3 основных типа письма:

РИСУНОЧНОЕ письмо - передача основного содержания мысли при помощи упрощенного, схематичного рисунка. Еще такое письмо называют ПИКТОГРАФИЕЙ (от лат. Piktus - нарисованный, картинный, и от греч. Grafo - пишу).

Вот, например, образец такого письма. Это послание североамериканских индейцев президенту США.

Основное содержание этого послания таково: 7 племен (это семь животных на рисунке) просят разрешения на переселение в район трех озер (они в левом нижнем углу). В послании сказано, что племена единодушны в своем желании. (Линии соединяют головы и сердца животных - это знак единства их мыслей и чувств).

ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ письмо - письмо древнего Египта, китайское письмо. Отдельный знак этого письма - иероглиф. Это письмо называют ИДЕОГРАФИЕЙ (от идея - мысль), т.к. каждый иероглиф обозначает целое слово, а, следовательно, и его значение, идею.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ письмо с двумя подтипами:

1. слоговое письмо, например, индийское ДЕВАНАГАРИ.

2. звуковое или буквенно-звуковое письмо, например, русское, немецкое, польское и мн. др.Эти три письма могут быть соотнесены между собой.

Пиктографическое письмо наименее совершенно, т.к. оно может передавать мысли и речь лишь в самой общей форме, примерно. Это неупорядоченное, примитивное письмо.

Иероглифическое письмо способно обслуживать потребности общества, но и ему свойственны недостатки: оно громоздко по количеству используемых в нем знаков (в китайском письме насчитывается до 40 тысяч иероглифов), поэтому оно очень трудно для усвоения, при написании и чтении. И при этом иероглифами невозможно обозначать грамматические формы слов.Наиболее совершенный тип письма - буквенно-звуковое письмо.

В русском письме 33 буквы, овладеть и пользоваться ими сравнительно легко. И наше письмо позволяет передать практически все, что выражается устной звучащей речью.

Домашнее задание:

Проанализируйте запись:

“Объезд -5 км”.

Найдите в ней элементы разных типов письма.