Выполнил:
Сташевич Арсений,
учащийся 3-го класса
Научный руководитель:
Петрова Ю.Л.,
учитель начальных классов
I. Введение
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня,
что слова, которыми мы пользуемся сейчас,
будут служить многие столетия после нас».
С.Я.Маршак
учащийся 3-го класса
Петрова Ю.Л.,
учитель начальных классов
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня,
что слова, которыми мы пользуемся сейчас,
будут служить многие столетия после нас».
С.Я.Маршак
Когда я говорю и пересказываю текст, то очень часто мне сложно подобрать нужные слова. Мне приходится говорить лишние слова, которые к теме моего разговора не относятся. Сам я их, наверное, не заметил бы, но я часто слышу замечания от взрослых. Мне стало интересно, я один так говорю или многие также вставляют в свою речь ненужные слова. Нужны они или нет? Можно ли без них обойтись? Такие слова можно назвать «паразитами». Они меняют нашу речь не в лучшую сторону. А кто такие паразиты? Это — те, которые живут за счет других в каком-нибудь организме или в природе. Мозг человека, который слушает богатую паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовательском проекте я попытаюсь ответить на эти вопросы.
Я считаю, что эта тема актуальна, так как мы должны сохранить наш богатый могучий русский язык в том виде, в котором мы его получили от предков и передать в лучшем состоянии следующему поколению.
Объект исследования: речь учителей и учащихся МОБУ ООШ с.Еланыш.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов.
Цель исследования: определить причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей нашей школы и найти способы их устранения.
Задачи исследования:
- Определить, что такое слова-паразиты;
- Выявить наличие в речи учащихся и учителей нашей школы слов-паразитов;
- Проанализировать наиболее употребляемые слова-паразиты;
- Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
- Выступить с результатами своей работы перед одноклассниками.
Методы исследования:
- Изучение теоретического материала о «словах-паразитах».
- Наблюдение за речью учащихся и учителей на уроках и вне уроков.
- Анкетирование.
- Эксперимент.
Гипотеза: если привлекать внимание людей к данной проблеме употребления «слов-паразитов», то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и к речи собеседников, и начнут борьбу с лишними словами.
II. Основная часть
1. Теоретическая часть
1.1 Что такое «слова-паразиты»?
В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки».
Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается в связи с недостаточной речевой культурой говорящего или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: прикинь, это самое, ну, типа, не вопрос, как бы, без проблем, короче, в принципе, по–любому, практически, так сказать, в общем.
Проанализировав различную литературу, интернет-ресурсы, проведя исследования среди учащихся и учителей нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сильно искажают нашу речь. Говорящий человек их почти не замечает.
1.2 Причины употребления «слов-паразитов»
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса, а сейчас на эти слова в обществе возникает «мода». Поэтому их могут использовать практически все люди, умеющие говорить. Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы вспомнить что-то или потянуть время.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в речи матерных слов говорит о низкой культуре человека, о его невоспитанности.
Существуют также звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
На основе полученных сведений можно сделать следующий вывод. Причинами употребления лишних слов могут быть:
- Недостаточный словарный запас;
- Заполнение пауз между словами;
- Быстрая, неподготовленная речь;
- Считается, что это «модно» и «круто».
1.3 Классифиакция слов-паразитов:
Школьники часто употребляют некоторые слова-паразиты для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова вставляются в паузы: ну, вот, короче. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того. Слова - паразиты могут быть словами разных частей речи.
№ |
Единицы языка |
«Слова-паразиты» |
1 |
Звуки |
Э-э-э, м-э-э, а-а-а…, ёклмн. |
2 |
Частицы |
Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как-бы. |
3 |
Вводные единицы |
Кстати, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать. |
4 |
Местоимения, местоименные наречия |
Это, это самое, как его, там. |
5 |
Устойчивые выражения |
Блин, чёрт, ёлки-палки, ёшкин кот; аллё, гараж; ё-моё. |
6 |
Модальные глаголы |
Конечно, наверно, вероятно, кажется. |
7 |
Слова из разных частей речи |
Матерные и жаргонные слова. |
Вывод: слов-паразитов очень много, можно выделить еще другие группы, в будущем можно продолжить их изучение.
1.4 Толкование некоторых слов-паразитов
По некоторым словам можно судить о человеке, его характере, образовании и воспитанности. (Приложение № 1)
Вывод: стоит задуматься, нужно ли употреблять эти слова, иначе, слушатели и собеседники могут вас не так понять.
Вывод по первой главе: Из разных источников я узнал, что такое слова-паразиты, основные причины их употребления, мнения разных людей. Все они утверждают, что все-таки необходимо найти способы борьбы со словами-паразитами. Продолжим поиски во второй части, проведем исследование в нашей школе.
2. Практическая часть
2.1 Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей МОБУ ООШ с.Еланыш
На уроках учащимся часто трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают они об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в нашей речи», проведен эксперимент «Частота употребления слов-паразитов». В анкетировании и устном опросе принимали участие 36 учащихся 2-9 классов МОБУ ООШ с.Еланыш (Приложение №2)
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
Среди учителей |
Среди учащихся |
|
1 |
7 человек знают, что такое «слова-паразиты», |
32 человека попытались объяснить слово, |
2 |
5 чел. - часто употребляют лишние слова, |
28 чел. - употребляют, |
3 |
5чел. - коллеги часто употребляют лишние слова, |
Все ответили - «да», |
4 |
2 чел. встречали людей, не говорящих лишних слов, |
Да - 10 чел, |
5 |
«Ну»-5, «блин» - 4, «значит»-3, «как бы»-3, «щас», «так»-2, «типа», «да», «ёклмн», «как же его», «а именно»-1 |
«блин»-31,«короче»-28,«ну», «это самое»-26,«щас»-16, «типа»-14, «а-а-а..»-12, «как его»-10, «как бы»-7, «черт»-6, «значит»-4, «алле, гараж», «ёлки-палки», «ё-моё», «э-ээ..», «чё», «шо», «ёшкин кот», «ежи таёжные»-от 1 до 5 чел. |
6 |
«-для связи речи, |
«-не могу вспомнить что-то, |
7 |
«-недостаточный словарный запас, |
«-недостаточный словарный запас, |
8 |
«да»-8 |
«да»-25, |
9 |
«-читать больше полезных книг, |
«-Больше общаться с людьми, |
На основании проведенной анкеты можно сделать вывод. Большинство опрошенных употребляют слова-паразиты, считают, что с ними нужно бороться и предлагают свои способы борьбы с ненужными словами.
2.2 Наблюдение и эксперимент.
Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Была записана речь трёх учащихся 3,6 и 9 класса на диктофон, и в ней выделены слова-паразиты. Из 120 слов – 7 слова-паразиты. Слово «ну» употреблено 6 раз. Слова « и вот», «короче», «типа» по 2 раза., «ну, это»-4 раза, «м-м-м»-5 раз.
Я проанализировал слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них. (Приложение №3)
Мы попробовали заменить в речи слова-паразиты на другие («гав-гав», «мяу-мяу»). Получилось смешно. Попробуйте и убедитесь сами.
Вывод: учителя и учащиеся слишком часто говорят лишние слова, сами не замечая этого.
2.3 Рекомендации по избавлению от слов-паразитов.
На основе научных источников, анкетирования, наблюдения и эксперимента можно выделить следующие основные способы уменьшения слов-паразитов в нашей речи:
- читать больше полезных книг,
- обогащать словарный запас,
- следить за своей речью,
- больше общаться с людьми в реальности, а не в Интернете,
- записать свой пересказ на диктофон и прослушать,
- выступать на концертах и конкурсах,
- тренировать память,
- хлопать в ладоши при произношении плохого слова или произносить звуки животных.
Вывод по второй главе: Изучая употребление «слов-паразитов» учителями и учащимися нашей школы, я изучил:
- литературу по теме исследования,
- распространенность слов-«паразитов» среди учителей и учащихся 2-9 классов нашей школы,
- нашел способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи,
- в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировал наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты.
III. Заключение
Cлова-паразиты засоряют речь человека, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Они портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за бедности словарного запаса. Моя гипотеза подтвердилась. После привлечения учителей и учащихся к данной проблеме, они начали замечать лишние слова и стали пытаться от них избавиться. Данная исследовательская работа будет продолжена для более глубокого изучения и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками». (И.С.Тургенев)
Список литературы и интернет-ресурсов
- Дараган Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи/ Ю.В.Дараган. – М,1996. -142 с.
- Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев/ М.И.Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.
- Левонтина И.Б. «О словах-паразитах»/ И.Б.Левонтина. - Журнал «РЯШ» №15, 2004.-68с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка– М:Издательство «Азъ», 2008.