Проект "Слова-паразиты"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа, Руководство учебным проектом

Класс: 3

Ключевые слова: проектная деятельность, русский язык, слова-паразиты


Выполнил:

Сташевич Арсений,
учащийся 3-го класса

Научный руководитель:
Петрова Ю.Л.,
учитель начальных классов

I. Введение

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня,
что слова, которыми мы пользуемся сейчас,
будут служить многие столетия после нас».
С.Я.Маршак

Когда я говорю и пересказываю текст, то очень часто мне сложно подобрать нужные слова. Мне приходится говорить лишние слова, которые к теме моего разговора не относятся. Сам я их, наверное, не заметил бы, но я часто слышу замечания от взрослых. Мне стало интересно, я один так говорю или многие также вставляют в свою речь ненужные слова. Нужны они или нет? Можно ли без них обойтись? Такие слова можно назвать «паразитами». Они меняют нашу речь не в лучшую сторону.  А кто такие паразиты? Это — те, которые живут за счет других в  каком-нибудь организме или в природе. Мозг человека, который слушает богатую паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?  В своем исследовательском проекте я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Я считаю, что эта тема актуальна, так как мы должны сохранить наш богатый могучий русский язык в том виде, в котором мы его получили от предков и передать в лучшем состоянии следующему поколению.

Объект исследования: речь учителей и учащихся МОБУ ООШ с.Еланыш.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов.

Цель исследования: определить причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей нашей школы и найти способы их устранения.

Задачи исследования:

  1. Определить, что такое слова-паразиты;
  2. Выявить наличие в речи учащихся и учителей нашей школы слов-паразитов;
  3. Проанализировать наиболее употребляемые слова-паразиты;
  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
  5. Выступить с результатами своей работы перед одноклассниками.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретического материала о «словах-паразитах».
  2. Наблюдение за речью учащихся и учителей на уроках и вне уроков.
  3. Анкетирование.
  4. Эксперимент.

Гипотеза: если привлекать внимание людей к данной проблеме употребления «слов-паразитов», то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и к речи собеседников, и начнут борьбу с лишними словами.

II. Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1 Что такое «слова-паразиты»?

В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки».

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается в связи с недостаточной речевой культурой говорящего или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: прикинь, это самое, ну, типа, не вопрос, как бы, без проблем, короче, в принципе, по–любому, практически, так сказать, в общем.

Проанализировав различную литературу, интернет-ресурсы, проведя исследования среди учащихся и учителей нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сильно искажают нашу речь. Говорящий человек их почти не замечает.

1.2 Причины употребления «слов-паразитов»

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса, а сейчас на эти слова в обществе возникает «мода». Поэтому их могут использовать практически все люди, умеющие говорить. Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы вспомнить что-то или потянуть время.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в речи матерных слов говорит о низкой культуре человека, о его невоспитанности.

Существуют также звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

На основе полученных сведений можно сделать следующий вывод. Причинами употребления лишних слов могут быть:

  1. Недостаточный словарный запас;
  2. Заполнение пауз между словами;
  3. Быстрая, неподготовленная речь;
  4. Считается, что это «модно» и «круто».

1.3 Классифиакция слов-паразитов:

Школьники часто употребляют некоторые слова-паразиты для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова вставляются в паузы: ну, вот, короче. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того. Слова - паразиты могут быть словами разных частей речи.

Единицы языка

«Слова-паразиты»

1

Звуки

Э-э-э, м-э-э, а-а-а…, ёклмн.

2

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как-бы.

3

Вводные единицы

 Кстати, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать.

4

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там.

5

 Устойчивые выражения

Блин, чёрт, ёлки-палки, ёшкин кот; аллё, гараж; ё-моё.

6

Модальные глаголы

Конечно, наверно, вероятно, кажется.

7

Слова из разных частей речи

Матерные и жаргонные слова.

Вывод: слов-паразитов очень много, можно выделить еще другие группы, в будущем можно продолжить их изучение.

1.4 Толкование некоторых слов-паразитов

По некоторым словам можно судить о человеке, его характере, образовании и воспитанности. (Приложение № 1)

Вывод: стоит задуматься, нужно ли употреблять эти слова, иначе, слушатели и собеседники могут вас не так понять.

Вывод по первой главе: Из разных источников я узнал, что такое слова-паразиты, основные причины их употребления, мнения разных людей.  Все они утверждают, что все-таки необходимо найти способы борьбы со словами-паразитами. Продолжим поиски во второй части, проведем исследование в нашей школе.

2. Практическая часть

2.1 Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей МОБУ ООШ с.Еланыш

На уроках учащимся часто трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают они об употреблении этих слов?

Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в нашей речи», проведен эксперимент «Частота употребления слов-паразитов». В анкетировании и устном опросе принимали участие 36 учащихся 2-9 классов МОБУ ООШ с.Еланыш (Приложение №2)

Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

№ вопроса

Среди учителей

Среди учащихся

1

7 человек знают, что такое «слова-паразиты»,
1 – не ответил на вопрос

32 человека  попытались объяснить слово,
4 чел. - не знают  значения

2

5 чел. - часто употребляют лишние слова,
3 чел. - иногда

28 чел. - употребляют,
5 - иногда,
3 - нет

3

5чел. - коллеги часто употребляют лишние слова,
3 чел. - иногда

Все ответили - «да»,
что одноклассники употребляют слова-паразиты

4

2 чел. встречали людей, не говорящих лишних слов,
6 – нет

Да - 10 чел,
26 – нет

5

«Ну»-5, «блин» - 4, «значит»-3, «как бы»-3, «щас», «так»-2, «типа», «да», «ёклмн», «как же его», «а именно»-1

  «блин»-31,«короче»-28,«ну», «это самое»-26,«щас»-16, «типа»-14, «а-а-а..»-12, «как его»-10, «как бы»-7, «черт»-6, «значит»-4, «алле, гараж», «ёлки-палки», «ё-моё», «э-ээ..», «чё», «шо», «ёшкин кот», «ежи таёжные»-от 1 до 5 чел.

6

«-для связи речи,
-не могу выразить мысль.
-тяну время,
-рассеяна, злюсь
-неловкая пауза».

«-не могу вспомнить что-то,
-Злюсь, не получается что-то,
-при пересказе,
-для связи речи,
-не могу выразить мысль,
-нервничаю, волнуюсь, боюсь».

7

«-недостаточный словарный запас,
-не знают материал,
-тянут время,
-не могут подобрать слова,
-мало читают».

«-недостаточный словарный запас,
-это модно,
-мало общаются друг с другом,
-невоспитанные, некультурные,
-не могут сдержать чувства и эмоции.
-виноват интернет,
-не могут связать речь,
-мало читают,
-привычка».

8

«да»-8

«да»-25,
«нет»-5,
«не все»-5,
«не знаю»-1

9

«-читать больше полезных книг,
-обогащать словарный запас,
-Следить за своей речью,
-хлопать в ладоши при произношении плохого слова или квакать».

«-Больше общаться с людьми,
-читать книги,
-наказание штрафом или физически,
-отвыкать,
-записать свой пересказ на диктофон и прослушать.
-следить за своей речью.
-поменьше сидеть в интернете,
-выступать на концертах и конкурсах,
-тренировать память».

На основании проведенной анкеты можно сделать вывод. Большинство опрошенных употребляют слова-паразиты, считают, что с ними нужно бороться и предлагают свои способы борьбы с ненужными словами.

2.2 Наблюдение и эксперимент.

Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Была записана речь трёх учащихся  3,6 и 9 класса на диктофон, и в ней выделены слова-паразиты. Из 120 слов –  7 слова-паразиты. Слово «ну» употреблено 6 раз. Слова « и вот», «короче», «типа» по 2 раза., «ну, это»-4 раза, «м-м-м»-5 раз.

Я проанализировал слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них. (Приложение №3)

Мы попробовали заменить в речи слова-паразиты на другие («гав-гав», «мяу-мяу»). Получилось смешно. Попробуйте и убедитесь сами.

Вывод: учителя и учащиеся слишком часто говорят лишние слова, сами не замечая этого.

2.3 Рекомендации  по избавлению от слов-паразитов.

На основе научных источников, анкетирования, наблюдения и эксперимента можно выделить следующие основные способы уменьшения слов-паразитов в нашей речи:

  • читать больше полезных книг,
  • обогащать словарный запас,
  • следить за своей речью,
  • больше общаться с людьми в реальности, а не в Интернете,
  • записать свой пересказ на диктофон и прослушать,
  • выступать на концертах и конкурсах,
  • тренировать память,
  • хлопать в ладоши при произношении плохого слова или произносить звуки животных.

Вывод по второй главе: Изучая употребление «слов-паразитов» учителями и учащимися нашей школы, я изучил:

  • литературу по теме исследования,
  • распространенность слов-«паразитов» среди учителей и учащихся 2-9 классов нашей школы,
  • нашел способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи,
  • в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировал наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты.

III. Заключение

Cлова-паразиты засоряют речь человека, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Они портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за бедности словарного запаса. Моя гипотеза подтвердилась. После привлечения учителей и учащихся к данной проблеме, они начали замечать лишние слова и стали пытаться от них избавиться. Данная исследовательская работа будет продолжена для более глубокого изучения и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками». (И.С.Тургенев)

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Дараган Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи/ Ю.В.Дараган. – М,1996. -142 с.
  2. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев/ М.И.Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.
  3. Левонтина И.Б. «О словах-паразитах»/ И.Б.Левонтина. - Журнал «РЯШ» №15, 2004.-68с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка– М:Издательство «Азъ», 2008.

Ресурсы Internet

  1. https://almanahpedagoga.ru
  2. https://pandia.ru
  3. http://planeta.tspu.ru
  4. https://www.avtoram.com
  5. https://school-science.ru