Прогулки по орфографическому саду

Разделы: Русский язык


(слайд 1)

Презентация.

Цель урока: знакомство с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; формирование навыка владения способом действия при выборе данной орфограммы.

Повторение: написание мягкого знака после шипящих на конце существительных, прилагательных, глаголов.

Оборудование: мультимедийная презентация, ромашки из бумаги каждому ученику.

Ход урока

1. Мобилизующий этап

У каждого из вас на столе по 8 ромашек. Надо собрать эти ромашки в букет. Каков же принцип составления нашего букета? Мы выясним это на сегодняшнем уроке.

(слайд 2)

Перед учащимися запись:

  1. ноч..., проч..., глуш...;
  2. сплош..., стереч..., береч...;
  3. умываеш..., держиш...; настеж...
  4. нареж..., назнач..., навзнич...
  5. ..., ..., ....

- Посмотрите на данную запись. Подумайте, как должно быть сформулировано к ней задание.

(Из каждого ряда надо исключить по одному слову и составить из этих слов пятый ряд).

- Какое слово можно исключить из первого ряда? Обоснуйте свой ответ. Расскажите о написании оставшихся в строке слов.

(Из первого ряда можно исключить слово прочь. Это наречие, а слова ночь, глушь – имена существительные третьего склонения с мягким знаком на конце после шипящей).

Учащиеся записывают на первую ромашку оставшиеся в первом ряду слова, добавляют свои и выделяют в них орфограмму.

- Что можно сказать о словах второго ряда?

(Из второго ряда можно исключить слово сплошь. Это наречие, слова стеречь и беречь – глаголы в неопределенной форме. Они пишутся с мягким знаком на конце.)

Учащиеся записывают на вторую ромашку оставшиеся во втором ряду слова, добавляют свои и выделяют в них орфограмму.

- Расскажите о словах третьего ряда.

(Из третьего ряда можно исключить слово настежь. Это наречие, а умываешься и держишь – глаголы второго лица единственного числа. В них пишется мягкий знак.)

. Учащиеся записывают на вторую ромашку оставшиеся во втором ряду слова, добавляют свои и выделяют в них орфограмму.

- И последний четвертый ряд. Задание аналогичное.

-Итак, давайте соберем наши ромашки в букет и объясним, по какому принципу мы их собрали.

(Мы собрали в ромашках слова разных частей речи с мягким знаком после шипящих на конце слова. Это существительные женского рода 3 склонения, глаголы в форме инфинитива, 2-го лица единственного числа и повелительного наклонения. Все эти слова пишутся с мягким знаком.)

Назовите слова, которые вы дописали на ромашках.

На доске магнитом прикрепляют несколько ромашек.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Назовите исключенные из каждого ряда слова. Выделите их общий грамматический признак.

Прочь, сплошь, настежь, навзничь – это наречия.

- Дайте полную морфологическую характеристику наречию.

Учащиеся рассказывают о наречии как о части речи.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Скажите, какой вопрос может возникнуть при написании наречий прочь, сплошь, настежь, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(При написании слов прочь, сплошь и настежь может возникнуть вопрос: пишется или не пишется ь после шипящих на конце наречий. Значит тема сегодняшнего урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.)

Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.

(слайд 3, 4)

(Познакомиться с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; учиться правильно писать наречия с шипящими на конце).

4. Изучение нового материала.

(слайд 5)

  1. Вскачь, лишь, настежь, навзничь, сплошь
  2. Уж, замуж, невтерпеж (искл.)

- Начнем работу по первой части поставленной вами цели. Познакомьтесь с правилом написания мягкого знака после шипящих в наречиях. Прочитайте наречия в первом ряду. Выделите в них шипящие. Скажите, после каких шипящих на конце наречий всегда пишется мягкий знак.

- Назовите наречия второго ряда. Выделите в них шипящие. Расскажите о написании таких наречий.

- Сформулируйте правило о написании мягкого знака после шипящих на конце наречий полностью.

- Итак, в нашем букете не хватает одной ромашки. Какие слова мы должны вписать на лепестки, чтобы букет получился полным? (Наречия с ь на конце после шипящих).

5. Закрепление изученного.

- Приступим к работе по второй части поставленной цели.

- Но прежде, чем мы начнем выполнять первое упражнение, давайте соберем второй букет. Как вы думаете, с какой орфограммой должны быть слова на лепестках ромашек другого букета? – написание ь после шипящих. Вспомните, у каких частей речи мягкий знак после шипящих на конце слова не пишется.

Заполняем ромашки по видам орфограмм и на доску на другое крыло прикрепляем магнитом. (сущ. м. р., краткие прилаг., существ. во мн. ч.)

(слайд 6)

Упражнение № 1

Убежать проч... выглянуло из-за туч...
Ударить наотмаш... резиновый мяч...
Пуститься вскач... низкий шалаш...
Огневая мощ... маленький стриж...
Украинский борщ... огневая мощ...
Упасть навзнич... верный товарищ...
Спешить замуж... украинский борщ...
Сплош... заросло пригнали с пастбищ..

- Прочитайте словосочетания в левом и правом столбиках.

- Запишите словосочетания, которых нет в правом столбике. Выделите орфограмму по теме урока.

- Прочитайте написанные словосочетания. Скажите, какое из них можно выделить? Почему?

(Записали словосочетания – убежать прочь, ударить наотмашь, пуститься вскачь, упасть навзничь, спешить замуж, сплошь заросло. Из них можно выделить словосочетание спешить замуж, так как слово замуж – исключение, в нем мягкий знак на конце слова не пишется).

- Выделите орфограмму. Повторите правило о написании мягкого знака после шипящих на конце наречий.

(слайд 7)

Упражнение № 2

Прочитайте фразеологические обороты под цифрами и в справке. Сформулируйте задание к упражнению.

Отлегло от сердца –
Взять на зарубку –
Днем с огнем не найдешь -
Что правда, то правда –
Сжигать мосты –
Как две капли воды –
Кругом и всюду –

Справка: точ... в точ..., сплош... и рядом, жеч... корабли, ничего не скажеш..., взять на карандаш..., гора с плеч..., с собаками не сыщеш....

(К каждому фразеологизму надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящим на конце).

Выполняют коллективно – устно.

- Напишите фразеологические обороты – синонимы, графически выделите изучаемую орфограмму.

- Учащиеся выполняют задание. Проверяют работу с повторением соответствующего правила.

Упражнение № 3

Объяснительный диктант

1) Матушка-рожь кормит всех сплошь.

2) Землю вскачь не пашут.

3) Для дорогого гостя и ворота настежь.

4) Рысь стремительно и бесшумно метнулась прочь.

5) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

6) Уж небо осенью дышало.

7) Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзничь на песок.

8) Он резко повернулся и ударил Петра наотмашь.

- Перечислите имеющиеся в написанных предложениях слова с шипящими на конце. Объясните их написание.

6. Итог урока

- С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

(Мы познакомились с правописанием мягкого знака в наречиях с шипящими на конце).

- Расскажите правило о правописании мягкого знака в наречиях с шипящими на конце.

(Рассказывают правило).

- Наш букет составлен. Надеюсь, вы запомните правило о написании мягкого знака после шипящих на конце слова в разных частых речи, и в частности, у наречий.

7. Домашнее задание (слайд 8)