(слайд 1)
Цель урока: знакомство с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; формирование навыка владения способом действия при выборе данной орфограммы.
Повторение: написание мягкого знака после шипящих на конце существительных, прилагательных, глаголов.
Оборудование: мультимедийная презентация, ромашки из бумаги каждому ученику.
Ход урока
1. Мобилизующий этап
У каждого из вас на столе по 8 ромашек. Надо собрать эти ромашки в букет. Каков же принцип составления нашего букета? Мы выясним это на сегодняшнем уроке.
(слайд 2)
Перед учащимися запись:
- ноч..., проч..., глуш...;
- сплош..., стереч..., береч...;
- умываеш..., держиш...; настеж...
- нареж..., назнач..., навзнич...
- ..., ..., ....
- Посмотрите на данную запись. Подумайте, как должно быть сформулировано к ней задание.
(Из каждого ряда надо исключить по одному слову и составить из этих слов пятый ряд).
- Какое слово можно исключить из первого ряда? Обоснуйте свой ответ. Расскажите о написании оставшихся в строке слов.
(Из первого ряда можно исключить слово прочь. Это наречие, а слова ночь, глушь – имена существительные третьего склонения с мягким знаком на конце после шипящей).
Учащиеся записывают на первую ромашку оставшиеся в первом ряду слова, добавляют свои и выделяют в них орфограмму.
- Что можно сказать о словах второго ряда?
(Из второго ряда можно исключить слово сплошь. Это наречие, слова стеречь и беречь – глаголы в неопределенной форме. Они пишутся с мягким знаком на конце.)
Учащиеся записывают на вторую ромашку оставшиеся во втором ряду слова, добавляют свои и выделяют в них орфограмму.
- Расскажите о словах третьего ряда.
(Из третьего ряда можно исключить слово настежь. Это наречие, а умываешься и держишь – глаголы второго лица единственного числа. В них пишется мягкий знак.)
. Учащиеся записывают на вторую ромашку оставшиеся во втором ряду слова, добавляют свои и выделяют в них орфограмму.
- И последний четвертый ряд. Задание аналогичное.
-Итак, давайте соберем наши ромашки в букет и объясним, по какому принципу мы их собрали.
(Мы собрали в ромашках слова разных частей речи с мягким знаком после шипящих на конце слова. Это существительные женского рода 3 склонения, глаголы в форме инфинитива, 2-го лица единственного числа и повелительного наклонения. Все эти слова пишутся с мягким знаком.)
Назовите слова, которые вы дописали на ромашках.
На доске магнитом прикрепляют несколько ромашек.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Назовите исключенные из каждого ряда слова. Выделите их общий грамматический признак.
Прочь, сплошь, настежь, навзничь – это наречия.
- Дайте полную морфологическую характеристику наречию.
Учащиеся рассказывают о наречии как о части речи.
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Скажите, какой вопрос может возникнуть при написании наречий прочь, сплошь, настежь, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(При написании слов прочь, сплошь и настежь может возникнуть вопрос: пишется или не пишется ь после шипящих на конце наречий. Значит тема сегодняшнего урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.)
Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.
(слайд 3, 4)
(Познакомиться с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; учиться правильно писать наречия с шипящими на конце).
4. Изучение нового материала.
(слайд 5)
- Вскачь, лишь, настежь, навзничь, сплошь
- Уж, замуж, невтерпеж (искл.)
- Начнем работу по первой части поставленной вами цели. Познакомьтесь с правилом написания мягкого знака после шипящих в наречиях. Прочитайте наречия в первом ряду. Выделите в них шипящие. Скажите, после каких шипящих на конце наречий всегда пишется мягкий знак.
- Назовите наречия второго ряда. Выделите в них шипящие. Расскажите о написании таких наречий.
- Сформулируйте правило о написании мягкого знака после шипящих на конце наречий полностью.
- Итак, в нашем букете не хватает одной ромашки. Какие слова мы должны вписать на лепестки, чтобы букет получился полным? (Наречия с ь на конце после шипящих).
5. Закрепление изученного.
- Приступим к работе по второй части поставленной цели.
- Но прежде, чем мы начнем выполнять первое упражнение, давайте соберем второй букет. Как вы думаете, с какой орфограммой должны быть слова на лепестках ромашек другого букета? – написание ь после шипящих. Вспомните, у каких частей речи мягкий знак после шипящих на конце слова не пишется.
Заполняем ромашки по видам орфограмм и на доску на другое крыло прикрепляем магнитом. (сущ. м. р., краткие прилаг., существ. во мн. ч.)
(слайд 6)
Упражнение № 1
Убежать проч... выглянуло из-за туч... Ударить наотмаш... резиновый мяч... Пуститься вскач... низкий шалаш... Огневая мощ... маленький стриж... Украинский борщ... огневая мощ... Упасть навзнич... верный товарищ... Спешить замуж... украинский борщ... Сплош... заросло пригнали с пастбищ..
- Прочитайте словосочетания в левом и правом столбиках.
- Запишите словосочетания, которых нет в правом столбике. Выделите орфограмму по теме урока.
- Прочитайте написанные словосочетания. Скажите, какое из них можно выделить? Почему?
(Записали словосочетания – убежать прочь, ударить наотмашь, пуститься вскачь, упасть навзничь, спешить замуж, сплошь заросло. Из них можно выделить словосочетание спешить замуж, так как слово замуж – исключение, в нем мягкий знак на конце слова не пишется).
- Выделите орфограмму. Повторите правило о написании мягкого знака после шипящих на конце наречий.
(слайд 7)
Упражнение № 2
Прочитайте фразеологические обороты под цифрами и в справке. Сформулируйте задание к упражнению.
Отлегло от сердца –
Взять на зарубку –
Днем с огнем не найдешь -
Что правда, то правда –
Сжигать мосты –
Как две капли воды –
Кругом и всюду –
Справка: точ... в точ..., сплош... и рядом, жеч... корабли, ничего не скажеш..., взять на карандаш..., гора с плеч..., с собаками не сыщеш....
(К каждому фразеологизму надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящим на конце).
Выполняют коллективно – устно.
- Напишите фразеологические обороты – синонимы, графически выделите изучаемую орфограмму.
- Учащиеся выполняют задание. Проверяют работу с повторением соответствующего правила.
Упражнение № 3
Объяснительный диктант
1) Матушка-рожь кормит всех сплошь.
2) Землю вскачь не пашут.
3) Для дорогого гостя и ворота настежь.
4) Рысь стремительно и бесшумно метнулась прочь.
5) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.
6) Уж небо осенью дышало.
7) Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзничь на песок.
8) Он резко повернулся и ударил Петра наотмашь.
- Перечислите имеющиеся в написанных предложениях слова с шипящими на конце. Объясните их написание.
6. Итог урока
- С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
(Мы познакомились с правописанием мягкого знака в наречиях с шипящими на конце).
- Расскажите правило о правописании мягкого знака в наречиях с шипящими на конце.
(Рассказывают правило).
- Наш букет составлен. Надеюсь, вы запомните правило о написании мягкого знака после шипящих на конце слова в разных частых речи, и в частности, у наречий.
7. Домашнее задание (слайд 8)