Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Задачи проекта:
- определить содержание предметной недели в школе;
- выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.
Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.
Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей общеобразовательных школ при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.
Основное содержание проекта
Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.
Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.
При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.
Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.
Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.
Задачи предметной недели:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.
Механизм реализации проекта
- Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на научно-методическом совете школы и утвержденным директором.
- План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
- Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.
- Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.
- В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:
- конкурсы на знание основной тематики недели и предмета в целом по двум возрастным категориям: 5–6-е классы и 7–9-е классы;
- нетрадиционные уроки по предмету;
- выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;
- внеклассные мероприятия по основной тематике недели.
- Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
- По итогам предметной недели может быть определен состав команды школы для участия в районных предметных олимпиадах.
- По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий
- Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.
- Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.
- Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.
- В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.
- Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.
- Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.
Тематика предметной недели: “Грамоте учиться – всегда пригодится” (неделя посвящена Международному 10-летию грамотности, 2003-2012).
Лозунг предметной недели: “Стань грамотным, и ты откроешь перед собой весь мир!”
Форма проведения: игра “Путешествие по океану знаний”. Пять островов – пять тематических дней недели, посвященных отдельным стилям русского языка и имеющих четкие задачи выполнения, органически связанные между собой:
1-й день – остров “Стиль художественный”;
2-й день – остров “Стиль публицистический”;
3-й день – остров “Стиль разговорный”;
4-й день – остров “Стиль научный”;
5-й день – остров “Стиль официально-деловой”.
В 1 день Недели вывешивается план – карта “Путешествия по океану знаний” (карту заранее готовит группа обучающихся с помощью преподавателей). В конце каждого дня Недели карта будет заполняться творческими отчетами, репортажами, отзывами, рисунками, фотографиями. Лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели, помещаются в “Библиотеку шедевров”, публикуются на школьном сайте. Предварительно оформляются информационные стенды: “Великие лингвисты”, “Словари – наши верные друзья”, “Стили литературного языка и их особенности”, “Стилистические приёмы русского языка”. Ежедневно из выпусков школьного радио можно будет узнать информацию о теме дня и победителях различных конкурсов. Если вдруг появится возможность организовать какие-то небольшие подарки для обучающихся, этой возможностью нужно воспользоваться, это будет просто замечательно.
Награды победителям:
- победителям в отдельных конкурсах – дипломы;
- активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;
- учителям – благодарственные письма администрации, материальные выплаты.
Подготовительный этап
Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Учительский энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.
План реализации проекта
Этапы |
Мероприятия |
Сроки |
Ответствен. |
Подготовительный этап |
|||
Планирование работы, подготовка оформления актового зала, предметных кабинетов, реклама предстоящих мероприятий. Контроль за ходом подготовки к Неделе | За 2 недели до проведения мероприятий | Руководитель МО | |
Основной этап |
|||
1 день Остров “Стиль художественный” |
Открытие Недели русского языка. Вход в школу – чтение наизусть стихотворения, высказывания о русском языке | Перед первым уроком | Оргкомитет |
Линейка, посвященная открытию недели | 8.00 | Руководитель МО | |
Конкурс сочинений на одну из тем “Ода русскому языку”, “Ода грамотному человеку” (7–9-е кл.) | Вторая половина дня, свободная от учебных занятий | ||
2 день Остров “Стиль публицистический” |
Цикл бесед под общей рубрикой “Экология слова” (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах проводят заранее подготовленные ученики) | В начале второго урока | |
Создание коллажа “Похвальное слово русскому языку” (5–6-е кл.) | Вторая половина дня, свободная от учебных занятий | ||
9-й кл. – Ток-шоу “Речевой этикет – часть общей культуры человека” | |||
3 день Остров “Стиль разговорный” |
6-й кл. – КВН “Увлекательная
фразеология” 7-й кл. – Брейн-ринг “Веселая грамматика” |
Вторая половина дня, свободная от учебных занятий | |
4 день Остров “Стиль научный” |
Терминологические диктанты (проводятся по разным предметам) | В течение дня на всех уроках | |
5-й кл. – Интеллектуальная игра “Слова
– близнецы” 8-й кл. – Лингвистическое кафе |
|||
5 день Остров “Стиль официально-деловой” |
Конкурс тетрадей “Пишу красиво” (5–7-е кл., самый аккуратный, прилежный ученик) | В течение дня | |
Торжественное закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей | По окончании учебных занятий | Руководитель МО, оргкомитет | |
Контрольно-аналитический этап |
|||
6 день | Обсуждение проведенной работы, поэтапный анализ достоинств и недостатков хода проведения Недели | Вторая половина дня, свободная от учебных занятий | Учителя – предметники, обучающиеся из числа оргкомитета |
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Целевая аудитория
Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип добровольности. Школьники участвуют в предметной Неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.
- принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.
Ключевые участники проекта, их интересы в проекте
Ученики:
- продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;
- блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка;
- откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;
- найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.
Учителя:
- создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;
- помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
- познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета.
Классные коллективы:
- проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;
- сформируют и подготовят творческую команду для участия в олимпиадах по русскому языку;
- получат эффективную образовательную среду;
- заявят о себе в образовательном пространстве школы.
Администрация:
- проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;
- получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;
- пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.
Партнеры проекта
Учителя-предметники: в ходе проведения Недели необходимо организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.
Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п., являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы).
Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями педагогической деятельности, а именно:
- результативные показателями эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, победы и призовые места учеников в конкурсах в рамках Недели, разнообразие задач профессиональной деятельности, использование разнообразных технологий);
- показателями развитости профессионального общения считаются: владение приемами работы в “команде”; создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество;
- показателями зрелости личности педагога могут выступать: способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, способность поддерживать удовлетворенность трудом.
- показателем активности обучающихся являются познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития.
Кроме того, критерии эффективности проекта выражаются:
- в востребованности проекта;
- в охвате подростков;
- в привлечении других специалистов, общественности;
- в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;
- в уровне культуры участников проекта.
Психологическая целесообразность эффективности проекта.
Программа предметной недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении русского языка. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе – это может быть дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (например, путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения (например, викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.), изменение контингента участников, организаторов, расширение территории.
Литература
- Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.
- Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
- Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
- Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. – М.,2007.
Интернет-ресурсы