Язык, как известно, – важнейшее средство общения между людьми. В то же время, мы ни на минуту не должны забывать, что язык служит:
- средством общения во всех сферах жизни (в быту, в учреждениях, как научное и художественное творчество);
- средством хранения и передачи информации;
- связи поколений людей, живущих в разные эпохи.
Богатство речи зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Чем глубже осваивается язык, чем свободнее человек пользуется его богатствами, тем успешнее он познает связи в природе и обществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Целью элективного курса является:
Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка (формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружения основами знаний о родном языке, развитие языкового эстетического идеала; осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устных и письменных формах; знание о самой науке русский язык, этапах развития, о выдающихся ученых в области языка).
Задачи курса:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение считаться с интересами и вкусами людей;
- доброжелательность по отношению к окружающим;
- умение анализировать и оценивать свои ошибки.
Тематическое планирование
№ п.п. |
Раздел |
Тематика занятий |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
I | Введение. Русский язык в современном мире. | 1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. | 1 |
Слушание |
2. Государственная символика Российской Федерации. | 1 |
Доклады | ||
II | Стили и типы речи. | 1. Разговорный стиль речи и его черты. | 1 |
Анализ речевых ситуаций |
2. Книжные стили и их черты. Научный стиль. | 1 |
Подбор текстов | ||
3. Официально-деловой стиль. | 1 |
Составление деловых бумаг | ||
4. Художественный стиль, художественные средства речи. | 2 |
Анализ текстов | ||
5. Публицистический стиль. | 1 |
Составление публичного выступления | ||
6. Типы речи. | 1 |
|||
III | Углубление понятия о тексте. | 1. Текст. Основные признаки текста. Тема и идея. | 1 |
Анализ текстов |
2. Виды связи слов в тексте: цепная и параллельная. | 1 |
Анализ текстов | ||
IV | Жанры сочинений. | 1. Жанры сочинений. Виды письменных работ. | 1 |
Конспектирование |
2. Литературно-критическая статья. Очерк. Эссе. Дневник. Эпистолярные жанры. | 1 |
Создание собственных текстов разных жанров | ||
V | Сочинение. | 1. Эпиграф. Его роль. План. Микротемы. | 1 |
Написание сочинения “Все обо мне”. |
2. Главная часть сочинения. | 1 |
|||
3. Заключение – подведение итогов. | 1 |
|||
4. Анализ, редактирование и совершенствование текстов. | 1 |
Литература
- Беднарская Л.Д. Русский язык в современном мире (элективный курс). // РЯШ, №4, 2007 – с.118.
- Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. – М.: Ладомир, 2006.
- Кирилина Л.И. Программы элективных курсов по русскому языку. – НИПКРиПРО, 2007.
- Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложения. – М.: Дрофа, 2003.
- Мазнева О.А. Стилистика. – М.: Вентана-Граф, 2006.