Программа элективного курса по русскому языку "Развиваем дар речи". 9-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 9


Язык, как известно, – важнейшее средство общения между людьми. В то же время, мы ни на минуту не должны забывать, что язык служит:

  • средством общения во всех сферах жизни (в быту, в учреждениях, как научное и художественное творчество);
  • средством хранения и передачи информации;
  • связи поколений людей, живущих в разные эпохи.

Богатство речи зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Чем глубже осваивается язык, чем свободнее человек пользуется его богатствами, тем успешнее он познает связи в природе и обществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Целью элективного курса является:

Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка (формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружения основами знаний о родном языке, развитие языкового эстетического идеала; осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устных и письменных формах; знание о самой науке русский язык, этапах развития, о выдающихся ученых в области языка).

Задачи курса:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение считаться с интересами и вкусами людей;
  • доброжелательность по отношению к окружающим;
  • умение анализировать и оценивать свои ошибки.

Тематическое планирование

№ п.п.

Раздел

Тематика занятий

Кол-во часов

Деятельность учащихся

I Введение. Русский язык в современном мире. 1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации.

1

Слушание
2. Государственная символика Российской Федерации.

1

Доклады
II Стили и типы речи. 1. Разговорный стиль речи и его черты.

1

Анализ речевых ситуаций
2. Книжные стили и их черты. Научный стиль.

1

Подбор текстов
3. Официально-деловой стиль.

1

Составление деловых бумаг
4. Художественный стиль, художественные средства речи.

2

Анализ текстов
5. Публицистический стиль.

1

Составление публичного выступления
6. Типы речи.

1

 
III Углубление понятия о тексте. 1. Текст. Основные признаки текста. Тема и идея.

1

Анализ текстов
2. Виды связи слов в тексте: цепная и параллельная.

1

Анализ текстов
IV Жанры сочинений. 1. Жанры сочинений. Виды письменных работ.

1

Конспектирование
2. Литературно-критическая статья. Очерк. Эссе. Дневник. Эпистолярные жанры.

1

Создание собственных текстов разных жанров
V Сочинение. 1. Эпиграф. Его роль. План. Микротемы.

1

Написание сочинения “Все обо мне”.
2. Главная часть сочинения.

1

3. Заключение – подведение итогов.

1

4. Анализ, редактирование и совершенствование текстов.

1

 Литература

  • Беднарская Л.Д. Русский язык в современном мире (элективный курс). // РЯШ, №4, 2007 – с.118.
  • Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. – М.: Ладомир, 2006.
  • Кирилина Л.И. Программы элективных курсов по русскому языку. – НИПКРиПРО, 2007.
  • Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложения. – М.: Дрофа, 2003.
  • Мазнева О.А. Стилистика. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Сертификат 1

Сертификат 2