Проект "Учись уму-разуму"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель проекта: Обобщение знаний, полученных учащимися в период обучения грамоте как основного этапа овладения чтением и письмом.

Задачи проекта:

  • Узнать о жизненном пути создателей русской азбуки братьях Кирилле и Мефодии.
  • Обобщить знания учащихся об истории появления письменности на Руси, особенностях букв русского и других славянских алфавитов.
  • Познакомить современных учащихся с тем как обучали грамоте их сверстников на Руси.
  • В ходе проектно-исследовательской деятельности продолжать работу над формированием навыка чтения.
  • Реализовывать проект, используя деятельностный подход.
  • Воспитание любви к Родине её истории.

Методы проекта: описательный, экскурсионный, технологический, информационный.

Описание проекта: Проект был рассчитан на длительный период времени (январь-март), включал в себя несколько этапов.

I этап. Поисковый

Определение тем для исследования.

Темы для исследовательских работ предлагались как учителем на выбор, так и самими учениками и их родителями. Задания выполнялись в течение второго учебного триместра.

II этап. Технологический

В рамках проекта вместе с родителями ребята выполняли поделки из различных материалов: бумага, тесто, дерево, ткань, бисер, а также с использованием конструктора “Лего” и обычного металлического. Результат этой работы - выставка букв, сделанных совместно родителями и учениками (см. фото с выставки). 

III этап. Презентация проекта

На этом этапе прошёл урок, на котором дети представили свои исследовательские работы (см. ниже ход урока и папку “Защита проекта”).

IV этап. Экскурсионный

В рамках проекта дети посетили музей – заповедник “Коломенское”, побывали на экскурсии “Учись-уму разуму”. Современные ученики посетили деревянную школу в Коломенском, где познакомились с русской “Кириллицей”, узнали, какими инструментами работали на уроках изучения грамоты, сами чертили писалом буквы на дощечках, покрытых воском – средневековых “тетрадях”, узнали за и как наказывали розгами или ставили на горох нерадивых учеников (см. папку “экскурсии”).

Ход урока защиты проекта

(урок проходил в открытом режиме в присутствии администрации школы, учителей начальных классов и родителей учащихся)

Под музыку песни В.Шаинского “Чему учат в школе” ребята заходят в класс.

Вступительное слово учителя.

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык … нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Эти слова принадлежат русскому писателю И.С. Тургеневу. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем языке – русском. На уроках обучения грамоте в 1 классе мы с Вами учились читать и писать на нём, знакомились с произведениями писателей и поэтов. Но на этом уроке Вы будете рассказывать о том, что узнали о появлении письменности на нашей земле, об особенностях русского и других славянских алфавитах, представите свои буквы, которые сделали своими руками из различных материалов.

А начнём мы наш урок с исследования, целью которого было узнать: кто и когда придумал алфавит и какое послание “спрятали” создатели в азбуке для потомков.

Сообщение по теме “Кирилл и Мефодий” (см. презентацию)

В рамках проекта ученик сконструировал макет буквы “ф” из конструктора “Лего” (см. фото с выставки)

“Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра!..”

Н.В.Гоголь воспевает красоту Малороссии. В основе украинского алфавита тоже Кириллица. Что общего и чем отличаются русский и украинский алфавиты исследовал один из учеников класса.

Результат его работы – рисунок с изображение этого алфавита.

Представление каждой буквы предварялось стихотворением об этой букве. Каждое сообщение составляло 2-3 мин.

1 учащийся представляет букву “А”

Вот буква вроде шалаша. 
Не правда ль, буква хороша! 
И хоть она проста на вид, 
А начинает АЛФАВИТ.

2 учащийся - буква “В”

Вот буква В 
Видна вдали - 
Красивая, витая. 
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая. 

(см. фото с выставки, результатом данного исследования стали макеты буквы из бумаги и ткани, а также вместе с родителями ученик испёк печенье в форме буквы “В” Кроме этого ученик исследовал, как изображали букву художники при иллюстрировании русских народных сказок).

3 учащийся - буква “Д”

Дятел долбит дом себе, 
На высокой, на сосне, 
Долбит крепкое дупло, 
Будет букве “Д” тепло.

(см. фото с выставки, буква “Д” выполнена из теста)

4 учащийся - буква “Е”

На дворе - такая жалость!
- Наша лесенка сломалась. 
Наша лесенка сломалась, 
Буква Е зато осталась.

(см. фото с выставки, буква “Е” выполнена из пластилина) 

5 учащийся - буква “К”

На прямую палочку 
Справа села галочка. 
Там поныне и сидит - 
Буквой “К” на нас глядит. 

(см. презентацию “Буква К”, фото макета буквы К, сделанной из конструктора “Лего”)

6 учащийся - буква “О”

Буква О всегда стояла 
Круглая, нормальная, 
Спать легла - бока помяла 
И теперь овальная. 

(см. фото с выставки, буква “О” выполнена из теста)

7 учащийся - буква “П”

Букву П в спортивном зале 
Перекладиной назвали. 
- Ну-ка, милый, не ленись, 
Подойди да подтянись. 

(см. фото с выставки, буква “П” выполнена из дерева)

8 учащийся - буква “С”

Буква “О” жила на свете 
Что же с ней случилось дети? 
Вдруг кусочек “О” исчез, 
Получилась буква “С”. 
Полумесяц в небе темном 
Буквой “С” повис над домом.

(см. фото с выставки, буква “С” выполнена из ткани, а также вместе родителями ученица испекла пирог в форме буквы “С”)

9 учащийся - буква “Т”

Т - антенна - 
Выше крыши - 
Все увидит, все услышит, 
Телевизоры включаем, 
У экранов не скучаем. 

(см. фото с выставки, буква “Т” выполнена из бисера и сахарного песка)

10 учащийся - буква “Ц”

Буква Ц
Смотрите сами - 
Как скамейка -
Вверх ногами. 
Эта буковка-цеплялка, 
С хитрой, цепкой лапою. - 
Подходи, кому не жалко, 
Мигом оцарапаю. 

(см. презентацию и фото с выставки, буква “Ц” выполнена из ткани)

11 учащийся - буква “Ш”

Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша, 
Потому что из нее 
Можно сделать Е и Ё

(см. фото с выставки, буква “Ш” выполнена из пластилина)

12 учащийся - буква “Щ”

На расческу Щ похожа. 
Три зубца всего? 
Ну что же!

(см. фото с выставки, буква “Щ” выполнена из бумаги)

12 и13 учащиеся представляют букву “Я”

Буква Я всегда была -
Всем и каждому мила, 
Но советуем, друзья, 
Помнить место Буквы Я! 

(см. презентацию и фото с выставки, буква “Я” выполнена из бисера и собрана из металлического конструктора)

По окончании представлений исследований учащиеся выступили со стихами:

1 ученик:

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

2 ученик

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

3 ученик

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

4 ученик

Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

5 ученик: 

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

6 ученик: 

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

7 ученик: 

Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.

8 ученик:

Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.

9 ученик: 

До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.

Учащиеся исполняют песню на стихи М.Пляцковского музыка В.Шаинского “Чему учат в школе”.

С приветственным словом к учащимся обратился представитель администрации (завуч по УВР I ступени) и родители.

По окончании выступления учащиеся получили удостоверения, подтверждающие: азбуку каждый из них прочёл (см. фотографии).