Цель проекта: Обобщение знаний, полученных учащимися в период обучения грамоте как основного этапа овладения чтением и письмом.
Задачи проекта:
- Узнать о жизненном пути создателей русской азбуки братьях Кирилле и Мефодии.
- Обобщить знания учащихся об истории появления письменности на Руси, особенностях букв русского и других славянских алфавитов.
- Познакомить современных учащихся с тем как обучали грамоте их сверстников на Руси.
- В ходе проектно-исследовательской деятельности продолжать работу над формированием навыка чтения.
- Реализовывать проект, используя деятельностный подход.
- Воспитание любви к Родине её истории.
Методы проекта: описательный, экскурсионный, технологический, информационный.
Описание проекта: Проект был рассчитан на длительный период времени (январь-март), включал в себя несколько этапов.
I этап. Поисковый
Определение тем для исследования.
Темы для исследовательских работ предлагались как учителем на выбор, так и самими учениками и их родителями. Задания выполнялись в течение второго учебного триместра.
II этап. Технологический
В рамках проекта вместе с родителями ребята выполняли поделки из различных материалов: бумага, тесто, дерево, ткань, бисер, а также с использованием конструктора “Лего” и обычного металлического. Результат этой работы - выставка букв, сделанных совместно родителями и учениками (см. фото с выставки).
III этап. Презентация проекта
На этом этапе прошёл урок, на котором дети представили свои исследовательские работы (см. ниже ход урока и папку “Защита проекта”).
IV этап. Экскурсионный
В рамках проекта дети посетили музей – заповедник “Коломенское”, побывали на экскурсии “Учись-уму разуму”. Современные ученики посетили деревянную школу в Коломенском, где познакомились с русской “Кириллицей”, узнали, какими инструментами работали на уроках изучения грамоты, сами чертили писалом буквы на дощечках, покрытых воском – средневековых “тетрадях”, узнали за и как наказывали розгами или ставили на горох нерадивых учеников (см. папку “экскурсии”).
Ход урока защиты проекта
(урок проходил в открытом режиме в присутствии администрации школы, учителей начальных классов и родителей учащихся)
Под музыку песни В.Шаинского “Чему учат в школе” ребята заходят в класс.
Вступительное слово учителя.
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык … нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Эти слова принадлежат русскому писателю И.С. Тургеневу. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем языке – русском. На уроках обучения грамоте в 1 классе мы с Вами учились читать и писать на нём, знакомились с произведениями писателей и поэтов. Но на этом уроке Вы будете рассказывать о том, что узнали о появлении письменности на нашей земле, об особенностях русского и других славянских алфавитах, представите свои буквы, которые сделали своими руками из различных материалов.
А начнём мы наш урок с исследования, целью которого было узнать: кто и когда придумал алфавит и какое послание “спрятали” создатели в азбуке для потомков.
Сообщение по теме “Кирилл и Мефодий” (см. презентацию)
В рамках проекта ученик сконструировал макет буквы “ф” из конструктора “Лего” (см. фото с выставки)
“Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра!..”
Н.В.Гоголь воспевает красоту Малороссии. В основе украинского алфавита тоже Кириллица. Что общего и чем отличаются русский и украинский алфавиты исследовал один из учеников класса.
Результат его работы – рисунок с изображение этого алфавита.
Представление каждой буквы предварялось стихотворением об этой букве. Каждое сообщение составляло 2-3 мин.
1 учащийся представляет букву “А”
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
2 учащийся - буква “В”
Вот буква В
Видна вдали -
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
(см. фото с выставки, результатом данного исследования стали макеты буквы из бумаги и ткани, а также вместе с родителями ученик испёк печенье в форме буквы “В” Кроме этого ученик исследовал, как изображали букву художники при иллюстрировании русских народных сказок).
3 учащийся - буква “Д”
Дятел долбит дом себе,
На высокой, на сосне,
Долбит крепкое дупло,
Будет букве “Д” тепло.
(см. фото с выставки, буква “Д” выполнена из теста)
4 учащийся - буква “Е”
На дворе - такая жалость!
- Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
(см. фото с выставки, буква “Е” выполнена из пластилина)
5 учащийся - буква “К”
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит -
Буквой “К” на нас глядит.
(см. презентацию “Буква К”, фото макета буквы К, сделанной из конструктора “Лего”)
6 учащийся - буква “О”
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла - бока помяла
И теперь овальная.
(см. фото с выставки, буква “О” выполнена из теста)
7 учащийся - буква “П”
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(см. фото с выставки, буква “П” выполнена из дерева)
8 учащийся - буква “С”
Буква “О” жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек “О” исчез,
Получилась буква “С”.
Полумесяц в небе темном
Буквой “С” повис над домом.
(см. фото с выставки, буква “С” выполнена из ткани, а также вместе родителями ученица испекла пирог в форме буквы “С”)
9 учащийся - буква “Т”
Т - антенна -
Выше крыши -
Все увидит, все услышит,
Телевизоры включаем,
У экранов не скучаем.
(см. фото с выставки, буква “Т” выполнена из бисера и сахарного песка)
10 учащийся - буква “Ц”
Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка -
Вверх ногами.
Эта буковка-цеплялка,
С хитрой, цепкой лапою. -
Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
(см. презентацию и фото с выставки, буква “Ц” выполнена из ткани)
11 учащийся - буква “Ш”
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё
(см. фото с выставки, буква “Ш” выполнена из пластилина)
12 учащийся - буква “Щ”
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
(см. фото с выставки, буква “Щ” выполнена из бумаги)
12 и13 учащиеся представляют букву “Я”
Буква Я всегда была -
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место Буквы Я!
(см. презентацию и фото с выставки, буква “Я” выполнена из бисера и собрана из металлического конструктора)
По окончании представлений исследований учащиеся выступили со стихами:
1 ученик:
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2 ученик
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3 ученик
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4 ученик
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
5 ученик:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
6 ученик:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
7 ученик:
Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
8 ученик:
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
9 ученик:
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Учащиеся исполняют песню на стихи М.Пляцковского музыка В.Шаинского “Чему учат в школе”.
С приветственным словом к учащимся обратился представитель администрации (завуч по УВР I ступени) и родители.
По окончании выступления учащиеся получили удостоверения, подтверждающие: азбуку каждый из них прочёл (см. фотографии).