Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения (10-11 классов). Программа рассчитана на 34 часа.
Программа включает в себя 3 модуля:
- Модуль I. Теоретический.
- Модуль II. Практический. Тесты.
- Модуль III. Сочинение-рецензия.
Модуль I. Теоретический. Рассчитан на обобщенное повторение теории школьного курса русского языка.
Модуль II. Практический. Тесты. Рассчитан на выявление пробелов в знаниях обучающихся и ликвидацию их путем практических занятий, на формирование навыков работы с тестами по русскому языку.
Модуль III. Сочинение-рецензия. Рассчитана на формирование умений анализировать предложенный текст, выявляя его особенности, высказывать свое мнение и создавать сочинение-рецензию.
Трехчастное построение курса предполагает свободный выбор обучающимися как всего курса, так и отдельных его частей.
Цель данного курса – способствовать эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Программа курса призвана способствовать решению следующих задач:
- обобщение, систематизация теоретических знаний по русскому языку;
- ликвидация имеющихся пробелов в знаниях обучающихся;
- умение работать с тестами по русскому языку;
- создание сочинения-рецензии.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
- применять теоретические знания на практике;
- работать с тестами по русскому языку;
- писать сочинение-рецензию по предложенному тексту.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем курса | Всего часов | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку. | 1 | Лекция, ознакомление с демонстрационным материалами. | Устный опрос |
Модуль I. Теоретический (9 ч). | ||||
2. | Текст, его признаки. | 1 | Лекция | Обобщающие таблицы, работа с орфографическим словарем. |
3. | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 | //-// | //-// |
4. | Орфография. Лексика и фразеология. | 1 | //-// | //-// |
5. | Морфемика. Словообразование и орфография. | 1 | //-// | //-// |
6-7. | Морфология и орфография | 2 | //-// | Обобщающие таблицы, морфологический разбор |
8. | Синтаксис и пунктуация. | 1 | //-// | Обобщающие таблицы |
9. | Культура речи. | 1 | //-// | //-// |
10. | Зачет. | 1 | //-// | Зачет |
Модуль II. Практический. Тесты (10 ч). | ||||
11. | Тесты по орфоэпии, фонетике, графике. | 1 | Тесты | Тестирование |
12. | Тесты по морфемике, словообразованию, орфографии. | 1 | //-// | //-// |
13. | Тесты по лексике и орфографии. | 1 | //-// | //-// |
14-15. | Тесты по морфологии и орфографии. | 2 | //-// | //-// |
16-17. | Тесты по синтаксису и пунктуации, по анализу текста. | 2 | //-// | //-// |
18-19. | Тесты по культуре речи. | 2 | //-// | //-// |
20. | Контрольное тестирование. | 1 | //-// | //-// |
Модуль III. Сочинение-рецензия (14 ч). | ||||
21. | Требования к сочинению-рецензии. | 1 | Лекция | Обобщающие таблицы |
22-23. | Средства художественной выразительности. | 2 | //-// | //-// |
24-31. | Создание сочинений-рецензий. | 8 | Конструирование; Анализ. |
Эссе |
32-34. | Пробный экзамен в форме ЕГЭ. | 3 |
Содержание программы.
1. Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку. 3 части экзамена, их особенности. Знакомство с демонстрационными материалами.
2. Модуль I. Теоретический.
Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.
Фонетика. Графика. Орфография. Звуки и буквы. Гласные и согласные, парные и внепарные. Ударение. Нормы произношения. Орфоэпические словари. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология. Орфография. Лексическое значение.
Многозначность. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Орфография, связанная с омонимами, фразеологизмами. Лексические и фразеологические словари. Лексический разбор.
Морфемика. Словообразование. Орфография. Основные морфемы. Основные способы образования слов. Сложные слова, сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разборы.
Морфология. Орфография. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слов.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетания, виды связи словосочетаний. Типы предложений. Члены предложения. Простые осложненные предложения. Сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический и пунктуационный разборы.
Культура речи. Нормы речи: орфоэпические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и пунктуационные, стилистические.
3. Модуль II. Практический. Тесты.
Тесты по орфоэпии, фонетике, графике. Умение различать ударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, отличать букву от звука.
Тесты по морфемике, словообразованию, орфографии. Умение членить слово на морфемы, определять способы образования слов. Правописание приставок. Правописание корней (орфограммы гласные и согласные). Правописание Ь и Ъ. Правописание сложных слов.
Тесты по лексике и фразеологии. Орфография. Умение различать лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Правописание слов-омонимов и паронимов.
Тесты по морфологии и орфографии. Умение различать самостоятельные и служебные части речи. Знать правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов, правописание гласных и согласных в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных прилагательных, деепричастиях. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи.
Тесты по синтаксису и пунктуации, по анализу текста. Умение выделять словосочетание, определять тип связи: согласование, примыкание, управлении. Умение выделять грамматическую основу предложения: способы выражения подлежащих и разных типов сказуемых, выделение второстепенных членов предложения. Типы простых предложений. Предложения, осложненные однородными членами предложения, вводными конструкциями и обращениями. Обособленные и уточняющие члены предложения. Пунктуация в простом осложненном предложении.
Виды сложных предложений. Пунктуация в сложном предложении. Прямая речь. Цитирование. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
Умение определять тип, стиль текста, выразительные средства.
Тесты по культуре речи. Знать нормы современного русского языка, умение редактировать словосочетания и предложения.
Модуль III. Сочинение-рецензия.
Требования к сочинению-рецензии. Критерии и нормативы оценки сочинения-рецензии.
Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, антитеза, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Умение выделять средства выразительности и определять их роль в тексте.
Создание сочинений-рецензий. Умение отражать и комментировать основные мысли автора предложенного текста, излагать свое мнение, называть языковые средства, характерные для анализируемого текста, объяснять их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста, использовать богатство и выразительность языка, соблюдать орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.
Литература для учителя и обучающихся:
- Аванесов Р.И. Русское литературное произведение. М., 1984.
- Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М., Просвещение, 1986 г.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2005 г.
- Власенков А.И., Рабченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., Просвещение, 2002 г.
- Золотова Г.А., Дручинина Г.Б. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. М., Дрофа, 2002 г.
- Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 1997 г.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., АСТ – ЛТД., 1998 г.
- Серия. Единый государственный экзамен. Русский язык. М., Экзамен., 2002-2005 гг.
- Серия. Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор. Русский язык. М., Айрис –Пресс., 2005 г.