Прогулка по временам года. Описание природы

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (54 МБ)


Тип урока: развитие речи.

Форма урока: урок-исследование.

Метод: проектный.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли имен прилагательных в речи, об изобразительно-выразительных средствах русского языка, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.

Технология: технология развития критического мышления, технология личностно ориентированного обучения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Познавательные УД.

- умение проводить анализ, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие мыслительные операции.

- умение использовать в речи имена прилагательные при описании природы;

- овладение лингвистической и литературоведческой терминологией,

- совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка.

Метапредметные:

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль своих результатов; оценивать значимость нахождения и написания изобразительно-выразительных средств, применять алгоритм решения проблемной задачи, обогащать словарный запас учащихся;

- вырабатывать активность и инициативность в решении творческих задач.

Личностные: воспитание интереса к родному языку, чувства уважения и любви к родной природе.

Формирование коммуникативной компетенции. Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Решаемые учебные проблемы:

1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах;

2. Совершенствовать навыки анализа художественных текстов;

3. Создавать собственные пейзажные зарисовки на основе примеров художественных текстов.

Оборудование: доска, учебник русского языка, словарь литературоведческих терминов, интерактивное оборудование желательно с выходом в Интернет, колонки, музыкальное сопровождение, репродукции картин русских художников и рисунков учащихся с изображением природы, карточки с текстами стихотворений о природе на столах обучающихся, карточки с заданиям (Приложение №1), памятки “План работы над проектом” (Приложение №2), цветные кружочки для распределения учащихся по группам.

Предварительная подготовка: обучающиеся самостоятельно готовят материал для исследования: стихотворения, отрывки русских поэтов по теме “Времена года” пишут (наклеивают) на карточки, символизирующие времена года, например, стихотворения о зиме на снеговика или снежинку, о лете – на фрукты или ягоды и т.д.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, ЭОР.

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении, осуществить выполнение заданий.

Ход урока

1. Организация групп, распределение обязанностей в группе (слайд 1)

Ребята! Заходя в класс, возьмите цветной кружочек с моего стола и найдите свое место в соответствии с временем года: белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый - осень

2. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (слайд 2)

Здравствуйте, ребята! Говорят, что красивый пейзаж вызывает радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает, даже лечит… Природа всегда вдохновляла поэтов, художников, композиторов. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по временам года и понаблюдать за языковыми средствами, которые помогают сделать художественную картину особенно выразительной. Мы с вами станем исследователями и попытаемся ответить на сложные вопросы, которые потребуют от вас сосредоточенности, серьезности, умения использовать полученные ранее знания.

У художника-живописца – краски для изображения картин природы.

У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

3. Постановка учебной задачи (слайды 3, 4)

Мы продолжаем наше знакомство со средствами художественной выразительности: эпитетами, метафорами, сравнениями и цель урока – на основе примеров художественных текстов, изображения картин научиться создавать собственные пейзажные зарисовки, описания природы. Ребята, давайте поставим учебную проблему. Итак, основополагающий вопрос нашего занятия: Что помогает мастерам слова создать прекрасный пейзаж?

4. Усвоение новых знаний

Прежде чем выполнять задания, давайте вспомним определение “пейзаж” (слайд 5)

(Чтение определения: Пейзаж – это словесное описание природы и местности, на фоне которой происходят изображаемые события.)

  • Работа с эпиграфом: А теперь обратитесь к эпиграфу урока:

Пейзаж – не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. (К.Паустовский)

Как вы понимаете слова К. Паустовского? Давайте и мы погрузимся в пейзаж. (слайд 6)

  • Создание проблемной ситуации

Задание: попробуйте восстановить поэтический текст и определите, какие слова помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение поэта.

И.А. Бунин. Листопад (слайды 7, если нет Интернета) или открыть по ссылке:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea10c-0a01-00ee-0168-989eac249c53/%5BRUS5_005%5D_%5BIM_142%5D.swf

Вопросы:

  1. Какова основная мысль стихотворения?
  2. Объясните, почему в нем много прилагательных.
  3. Какую роль они выполняют в тексте?

Согласитесь, что без имен прилагательных наша речь не была бы точной и меткой. Но слова этой части речи придают тексту еще и особую выразительность, то есть являются средствами выразительности.

  • Работа в группах

Задание для групп (Приложение №1)

(Записывают ответы, после открытия картины сравнивают образы (слайды 8 – 11, если нет интернета, но лучше открыть по ссылке)

5. Физкультминутка (слайд 12)

Учитель включает разные мелодии, звучат фрагменты из “Времен года” П.И.Чайковского, двигаются изображения)

(Услышав “свою” мелодию, группа встает и хлопает)

6. Закрепление изученного материала

Дорогие друзья, узнали ли вы, чья музыка звучала? А кто художник прекрасных пейзажей? Слово о П.И.Чайковском и И.И Левитане (слайд 13)

Ребята, вам уже известно, что в русском языке много изобразительно-выразительных средств, или тропов, которые позволяют сделать нашу речь яркой, образной, запоминающейся.

Тропы (греч. tropos – поворот, перенос) – это слова и обороты, употребленные в переносном значении.

Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Что такое эпитет? Какой часть речи он выражается?
  • Как распознать метафору в тексте? Чем она отличается от сравнения?
  • Какие еще тропы вам известны?

Работа в группах (слайд 14)

А теперь обратитесь к лежащим на ваших столах памяткам “План работы над проектом” (Приложение №2) и проведите исследование в текстах, которые вам достались на карточках.

7. Рефлексия деятельности

Предоставляется слово руководителям групп.

(выступления руководителей групп)

8. Выставление оценок

Благодарю всех за работу. Надеюсь, у вас сегодня получилось “погрузиться в пейзаж”.

Пожалуйста, оцените свою работу на уроке

9. Домашнее задание (слайд 15)

Напишите миниатюру, используя выразительные средства, выбрав одну из тем: “Обожаю это время года! Праздник золота и багреца!”, “Весна пришла! Весна пришла!”, “Ах, лето красное!”, “Здравствуй, гостья-зима!”

В заключение урока звучит песня “У природы нет плохой погоды” (слайд 16)

10. Образовательные интернет-ресурсы.

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    79cea10c-0a01-00ee-0168-989eac249c53/%5BRUS5_005%5D_%5BIM_142%5D.swf
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
    930f7889-fd87-4f59-bf25-23ee796faad3/
    ?interface=catalog,
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    21b269e5-4e67-4ad5-9210-bc94fef9c9c3/
    %5BNNSCH_1-01%5D_%5BPD_018%5D.html
  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    eec912da-2db7-4ef2-a33b-5a04a965dcae/
    %5BNS-LIT_3-12%5D_%5BTQ_034%5D.swf
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    b8e4e494-c3ba-41a7-aec6-495856577c3a/%5BNNSCH_1-01%5D_%5BPD_053%5D.html
  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    7a395c9c-0a01-0355-0174-14c8eaaf20e7/
    [RUS67_02-099]_[TQ_052]_files/[RUS67_02-099]_[PD_052].swf
  7. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    7a395c2c-0a01-0355-004d-93e32b357881/[RUS67_02-099]_[TQ_049]_files/[RUS67_02-099]_[PD_049].swf
  8. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    7a395c51-0a01-0355-01a4-ea4f930020cf/%
    5BRUS6_099%5D_%5BTQ_286%5D.htm
  9. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    7a395c7c-0a01-0355-0060-e39098120fd3/%5BRUS6_099%5D_%5BTQ_287%5D.htm
  10. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
    7a39b2ce-0a01-0355-0143-a08343ac8d30/index_listing.html