Пояснительная записка
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о “речевом идеале”, образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.
Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т.е. официальное признание и описание норм в грамматиках, словарях, справочниках. И пока словарь или грамматика отмечают ту или иную форму, только она считается верной. Любые отклонения от нормы являются речевой ошибкой.
Важнейшие цели курса: совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.
В задачи курса входит: формирование умения использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; совершенствование умения оформлять речь в соответствии с орфоэпическими, грамматическими, синтаксическими, нормами языка.
Программа построена на дополнении и углублении базового образования:
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 17 часов.
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:
- признаки и особенности правильной речи
- знать основные типы словарей русского языка и уметь ими пользоваться
- виды речевых ошибок и недочетов.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
-соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические) в устных и письменных высказываниях
- владеть приемами редактирования текста
- находить и исправлять речевые ошибки и недочеты.
Основное содержание
Введение. Правильность речи, соответствие ее литературным нормам.
Орфоэпические нормы
Роль орфоэпии в устном общении между людьми.
Основные нормы современного литературного произношения: произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты произношения и ударения. Исторические изменения в произношении и ударении. Орфоэпический словарь.
Лексические нормы
Особенности образования и разграничения в речи словообразовательных синонимов.
Уместное использование однокоренных слов в соответствии с их стилистической окраской.
Передача смысловых оттенков речи с помощью синонимичных синтаксических конструкций.
Лексическая сочетаемость.
Употребление синонимов.
Употребление омонимов.
Употребление многозначных слов.
Выбор устойчивого словосочетания.
Стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии.
Грамматические нормы
Нормативное употребление форм слова. Правильное употребление форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом существительного, принадлежность к разряду – одушевленности-неодушевленности, особенностями окончаний в форме множественного числа и т.п.
Правильное употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени.
Правильное образование и употребление некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий.
Синтаксические нормы
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.
Правильное употребление предлогов в составе словосочетания.
Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.
Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.
Согласование определений и предложений.
Параллельные синтаксические конструкции.
Планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма работы | Виды контроля | |
1 | Правильность речи, соответствие ее литературным нормам | 1 | Лекция | ||
2 | Орфоэпические нормы | 2 | Ролевая игра | Словарный диктант | |
3 | Лексические нормы | 2 | Творческая работа | Составление “портрета” слова | |
4 | Грамматические нормы | 4 | Упражнения | Тест | |
5 | Синтаксические нормы | 5 | Конструирование | Тест | |
6 | Редактирование, совершенствование текстов с опорой на полученные знания | 2 | Практикум | Редактирование | |
7 | Зачетная работа | 1 | Тест | ||
|
Итого | 17 |
Литература
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1990
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 1991
- Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М.,1970
- Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1971
- Различные типы словарей.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1994
- Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики – М., 1996