Программа элективного курса по русскому языку. Культура речи. Языковые нормы

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о “речевом идеале”, образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т.е. официальное признание и описание норм в грамматиках, словарях, справочниках. И пока словарь или грамматика отмечают ту или иную форму, только она считается верной. Любые отклонения от нормы являются речевой ошибкой.

Важнейшие цели курса: совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.

В задачи курса входит: формирование умения использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; совершенствование умения оформлять речь в соответствии с орфоэпическими, грамматическими, синтаксическими, нормами языка.

Программа построена на дополнении и углублении базового образования:

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 17 часов.

Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:

- признаки и особенности правильной речи

- знать основные типы словарей русского языка и уметь ими пользоваться

- виды речевых ошибок и недочетов.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

-соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические) в устных и письменных высказываниях

- владеть приемами редактирования текста

- находить и исправлять речевые ошибки и недочеты.

Основное содержание

Введение. Правильность речи, соответствие ее литературным нормам.

Орфоэпические нормы

Роль орфоэпии в устном общении между людьми.

Основные нормы современного литературного произношения: произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты произношения и ударения. Исторические изменения в произношении и ударении. Орфоэпический словарь.

Лексические нормы

Особенности образования и разграничения в речи словообразовательных синонимов.

Уместное использование однокоренных слов в соответствии с их стилистической окраской.

Передача смысловых оттенков речи с помощью синонимичных синтаксических конструкций.

Лексическая сочетаемость.

Употребление синонимов.

Употребление омонимов.

Употребление многозначных слов.

Выбор устойчивого словосочетания.

Стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии.

Грамматические нормы

Нормативное употребление форм слова. Правильное употребление форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом существительного, принадлежность к разряду – одушевленности-неодушевленности, особенностями окончаний в форме множественного числа и т.п.

Правильное употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени.

Правильное образование и употребление некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий.

Синтаксические нормы

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетания.

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Согласование определений и предложений.

Параллельные синтаксические конструкции.

Планирование

Тема Количество часов Форма работы Виды контроля
1 Правильность речи, соответствие ее литературным нормам 1 Лекция  
2 Орфоэпические нормы 2 Ролевая игра Словарный диктант
3 Лексические нормы 2 Творческая работа Составление “портрета” слова
4 Грамматические нормы 4 Упражнения Тест
5 Синтаксические нормы 5 Конструирование Тест
6 Редактирование, совершенствование текстов с опорой на полученные знания 2 Практикум Редактирование
7 Зачетная работа 1   Тест
 

 

Итого 17  

Литература

  1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1990
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 1991
  3. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М.,1970
  4. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1971
  5. Различные типы словарей.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1994
  7. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики – М., 1996