Пояснительная записка
Элективный курс или курс по выбору рассчитан на полугодие. (17 часов). В неделю проводится 1 час.
Цель:
- способствовать развитию чувства языка;
- обогатить речь учащихся фразеологизмами, сделать ее более красивой, точной, образной;
Задачи:
Обучающие:
- расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки по фразеологии, полученные учащимися на уроках;
- показать фразеологическое богатство русского языка, приблизить учащихся к вечному, неиссякаемому источнику красоты и мудрости;
- уметь выделять в произведениях русских писателей и поэтов фразеологизмы и определять их значение;
Воспитательные:
- привить любовь к великому русскому языку, любовь к идиомам;
- повысить общую языковую культуру;
- развить интерес к русскому языку, к фразеологии;
Развивающие:
- развитие устной и письменной речи;
- развитие умения самостоятельной работы с книгами и другими пособиями;
- развить творческие способности учащихся;
- приобщить учащихся к научно-исследовательской работе, к научному поиску.
Русский язык очень богат фразеологизмами. К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми (языковыми афоризмами). Сильно развитая фразеология свидетельствует о богатстве языка: чем развитее язык, тем богаче и выразительнее его фразеология. Фразеологизмы украшают речь человека, поэтому показать учащимся фразеологическое богатство русского языка необходимо. Данный элективный курс в10 классе или курс по выбору в 9 классе дает расширенные и углубленные сведения по фразеологии русского языка, не представленные в базовом курсе. Программа построена на материале русской фразеологии и содержит интересные сведения об этом разделе русского языка. Сведения и задания, включенные в этот курс, подобраны с учетом возраста и развития учащихся. Практическая значимость изучения фразеологии школьниками заключается, прежде всего, в повышении их культуры речи. Одновременно ее изучение тесно связано с историей нашего народа, его бытом и характером. Программа охватывает небольшую часть русских пословиц, поговорок и крылатых выражений. В ней помещены наиболее употребительные языковые афоризмы, которые не просто фиксируют коллективный человеческий опыт, но и отражают также условия жизни народа – носителя языка, его историю, культуру, географию страны. Иными словами, отобраны страноведчески ценные языковые афоризмы. Знакомство с фразеологий русского языка увеличит интерес учащихся ко многим другим предметам, так как источники возникновения фразеологизмов различны: история, география, промышленность, медицина, иностранные языки. Подведение итогов проводится в занимательной форме. Одной из таких форм является вечер “Идиома”.
Данный курс будет полезен ученику для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе.
В результате освоения данной программы учащиеся должны
знать:
- основные признаки фразеологизмов;
- основные фразеологические словари и справочники;
уметь:
- выделять в тексте фразеологизмы;
- определять лексическое значение фразеологизмов;
- использовать их в речи с учетом стилистических особенностей;
- пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.
Содержание программы.
- Вводное занятие. Цели и задачи курса. Что такое языковой афоризм? Афоризмы речевые и языковые. Что такое идиома? (1 ч).
- Биография слов. Немногое о многом. Как произошли некоторые названия. В вашем портфеле. В пенале. Названия дней недели. Семь цветов радуги (о цветных прилагательных). “Сладкие” слова. “Вкусный” город. “Спортивные” слова. (2 ч.)
- Исследовательская работа. (1 ч.)
- Пословицы, поговорки, крылатые выражения и литературные цитаты. Работа в группах. (2 ч.)
- Речевые модификации пословиц и крылатых выражений. (1 ч.)
- Страноведческая ценность крылатых выражений. Письменные и устные сообщения учащихся. (2 ч.)
- Использование языковых афоризмов в речи. Работа в группах. (1 ч.)
- Словари и справочники крылатых слов. Практическая работа. (1 ч.)
- “Кто первый сказал?” Исследовательская работа. (2ч.)
- Подготовка и проведение вечера “Идиома”. Конкурс рисунков “Крылатый слова звук”. (3ч.)
- Подведение итогов. Анкетирование учащихся. (1ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Образовательная форма | Кол-во часов | |
1 | Вводное занятие. Что такое языковой афоризм? Что такое идиома? | Лекция учителя | 1 | |
2,3 | Биография слов. Немногое о многом. В вашем портфеле. Названия дней недели. Семь цветов радуги. “Сладкие слова”. “Вкусный” город. “Спортивные” слова. | Лекция учителя. | 2 | |
4 | Исследовательская работа учащихся по нахождению идиом в произведениях А.С. Грибоедова “Горе от ума”, А.С. Пушкина “ Капитанская дочка”, в баснях Крылова. | Работа в группах | 1 | |
5,6 | Пословицы, поговорки, крылатые выражения и литературные цитаты. | Работа в группах: выполнение упражнений разных типов. | 2 | |
7 | Речевые модификации пословиц и крылатых выражений. | Лекция учителя, групповая работа | 1 | |
8,9 | Страноведческая ценность пословиц и крылатых выражений. | Сообщения учащихся. Выполнение в группах упражнений разных типов. | 2 | |
10 | Использование языковых афоризмов в речи. | Работа в группах: для чего афоризмы используются в речи? | 1 | |
11 | Словари и справочники крылатых слов. | Практическая работа со словарями. | 1 | |
12,13 | “Кто первый сказал?” | Исследовательская работа в группах по книгам о фразеологии, словарям и справочникам крылатых слов. | 2 | |
14,15 | Подготовка к вечеру “Идиома”. Подготовка к конкурсу рисунков “Крылатый слова звук”. | Подбор материалов, составление учащимися шарад, головоломок, кроссвордов, викторин. Выполнение рисунков. | 2 | |
16 | Вечер “Идиома”. Конкурс рисунков “Крылатый слова звук”. Выставка понравившихся книг. | Оформление стендов, выставок. Выступления учащихся | 1 | |
17 | Подведение итогов. | Анкетирование учащихся. | 1 |
Контроль качества образования.
Ученик получает зачет (оценка не ниже “4”) при условии:
- выполнение одной обязательной работы (доклад, реферат, исследовательская работа), представленной в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований и их оформлению;
- одно выступление на предложенную или выбранную самостоятельно тему на вечере “Идиома” или рабочее выступление как руководителя группы.
Дополнительные баллы выставляются за:
- качественное выполнение заданий по собственной инициативе;
- дополнительные исследовательские работы;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикации);
- помощь при подготовке и организации вечера “Идиома”, конкурсе рисунков;
- участие в конкурсе рисунков “Крылатый слова звук”;
- участие в выставке письменных работ, викторин, шарад, головоломок, кроссвордов, понравившихся книг на тему фразеологии;
- использование в работе компьютерной технологии.
Динамика интереса в процессе работы будет фиксироваться с помощью анкетирования на последнем занятии и собеседовании в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Активность учащихся на занятиях находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику, поэтому активность – это еще один критерий в определении динамики интереса.
МОУ “Лицей№7”
Методическое обеспечение программы.
Работа по данной программе строится на основе общедидактических принципах: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, добровольности. По форме занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.
Реализовать программу сможет учитель русского языка и литературы, владеющий теоретическими сведениями по фразеологии.
Оборудование:
- книги для чтения (список прилагается);
- словари и справочники (список прилагается);
- CD- диски по русскому языку, компьютерные тренажеры;
- таблицы и схемы, самостоятельно разработанные учителем.
Список литературы для учителя:
- Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.1970.
- Гвоздарев Ю.А. Основы русского фразообразования. Ростов, 1977.
- Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л.1977.
- Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку.- М., 1985.
- Шанский Н.М. В мире слов. М.1985.
- Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. М. 1988.
- Фелицына В.П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М.1979.
- Булатов М.А. Крылатые слова. М.1989.
- Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М. 1986.
- Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. М.1980.
- Максимов С.В. Крылатые слова. Красноярск 1989.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. 1987.
- Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.1988.
- Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. М.1973.
- Вартаньян Э. Д. Рождение слова. М.1970.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.1990.
- Словарь русских пословиц и поговорок. М.1966.
- Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. М. 1990.
Список литературы для учащихся и их родителей:
- Шанский Н.М. В мире слов. М.1985.
- Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. М. 1988.
- Фелицына В.П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М.1979.
- Булатов М.А. Крылатые слова. М.1989.
- Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М. 1986.
- Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. М.1980.
- Максимов С.В. Крылатые слова. Красноярск 1989.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. 1987.
- Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.1988.
- Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. М.1973.
- Вартаньян Э.Д. Рождение слова. М.1970.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.1990.
- Словарь русских пословиц и поговорок. М.1966.
- Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. М. 1990.