Русский язык
-
Прямая речь и ее замена косвенной, 7-й класс 2009
Урок в 7-м классе по системе Л.В. Занкова, рассчитанный на 2 часа, представляет собой исследовательскую и практическую деятельность. Групповая (парная) форма работа помогает активнее воспринимать тему. Во время занятия ученики самостоятельно изучают теоретический материал, закрепляя его в ходе парной самостоятельной работы. Предложения для исправления ошибок предупреждают появление речевых недочётов в сочинениях и других письменных работах.
-
"Культурологический аспект в изучении русского языка. Роль и значение фразеологических оборотов в современном русском языке" 2009
Цель работы: изучение фразеологических оборотов как элементов национальной русской культуры; исследование проблем возникновения, функционирования, значения устойчивых словосочетаний, представляющих непреходящий интерес для анализа в области лингвистики, культурологии, истории, этнографии и других отраслей науки; расширение знаний учащихся о роли фразеологизмов в образном строе речи.
-
Обобщающий урок по теме "Наречие с использованием регионального компонента" 2009
Цели и задачи: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о наречии, способствовать развитию у школьников речи, мышления, воспитывать интерес к русскому языку, прививать любовь к родному краю.
-
Открытый урок русского языка в 9-ом классе по теме "Пунктуация сложных бессоюзных предложений" 2009
План-конспект открытого урока русского языка в 9-м классе, который призван обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме.
-
Урок русскиго языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" (3-й класс) 2009
Цель: закрепить умение проверять правописание безударных гласных в корне слова, развитие связной речи учащихся; отработка навыков обосновывать ответы, составлять мини-тексты, работать на компьютере.
-
Учимся писать Эссе 2009
Статья стала результатом проектной деятельности учителя и учащихся, направленной на подготовку детей к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку в форме ЕГЭ. В ней отражаются основные этапы работы по подготовке и написанию части С. Благодаря этим материалам, учителя русского языка смогут правильно построить свою работу с выпускниками по подготовке к экзамену.
-
Урок русского языка по теме "Наречие. Значение и грамматические признаки наречия" (7-й класс) 2009
Урок объяснения нового материала с использованием информационно-компьютерных технологий. Способствует активизации зрительной памяти и мыслительной деятельности учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Буквы -о-, -а- в корне -лаг-, -лож-" 2009
Представленная разработка является уроком-путешествием, где в занимательной форме изучается данная тема. На уроке используются разные виды работ: разгадывание загадок, работа с раздаточным и наглядным материалом. Всё это преподносится в игровой форме, поэтому дети легко усваивают тему.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Письмо" 2009
Урок знакомит учащихся с историей создания эпистолярной литературы, с письмом как эпистолярным жанром разговорного стиля, его особенностями. Задания, предлагаемые на уроке, развивают речь учащихся, расширяют их словарный запас.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Лексика" 2009
Узнать интересное, разгадать трудное... Кто же не мечтает об этом?! А ведь истинное удовольствие от своих маленьких побед можно получить и от того, что ты узнал новое слово, или от того, что старое, привычное слово открылось тебе совсем по-новому. Речь на уроке пойдёт о словах, которые знакомы каждому с детства, о словах, которые мы произносим чуть ли не каждый день: образование, школа, товарищ, нельзя, портфель, ошибка, радуга...
-
Урок русского языка в 5-м классе "Понятие о литературном языке" 2009
Задачей урока является раскрытие понятия «литературный язык» как основной разновидности национального языка, образцового языка, уникального явления, основы русской художественной литературы, части культуры человека.
-
Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого" 2009
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
-
"Рассуждение как тип речи". Разработка урока по русскому языку. 9-й класс 2009
Тема урока "Рассуждение как тип речи" актуальна в связи с введением новых форм проведения итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах; кроме того, с помощью рассуждения по какому-либо вопросу или данной проблеме учащиеся совершенствуют умения доказывать свою точку зрения, логически мыслить и выражать свои мысли в устной и письменной речи. С типами речи (описание, повествование) учащиеся ознакомлены еще в начальных классах, в 9-м классе ставится цель: обобщение знаний по теме "Типы речи"; выявление отличий рассуждения от описания и повествования; совершенствование устной и письменной речи учащихся. Для систематизации материала необходимо вести записи в тетрадях по развитию речи, где затем пишутся все сочинения.
-
Урок русского языка с использованием технологии группового обучения по теме "Путешествие в город Глаголинск" (систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол") 2009
Урок призван обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе; совершенствовать умение обучающихся определять морфологические признаки глаголов; развивать орфографические, пунктуационные и творческие навыки обучающихся; развивать навыки самостоятельной работы со справочной литературой; воспитывать нормы речевой культуры.
-
Подготовка к сочинению на морально-этическую тему по данному началу, 8-й класс 2009
Урок даёт возможность учащимся самоопределиться, какая из предложенной темы начала сочинения им ближе и легче для осмысления. Прежде чем провести с учащимися беседу на морально-этическую тему по представленным программой темам, повторяются и закрепляются основные составляющие типа речи "Рассуждение". Для каждого учащегося подготовлены памятки-шпаргалки, опираясь на которые детям легче писать рассуждение. Чтобы написание сочинения не вызвало затруднения, в течение урока выясняем, что такое нравственность, долг, преданность и другие морально-этические термины. Используем мудрые изречения народа, высказывания знаменитых людей. В конце урока учащиеся, самоопределившись по теме сочинения, объединяются в группы по интересам и готовят защиту по выбранной теме.
-
Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс" 2009
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её характер, а также практически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей.
-
Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие" 2009
Содержание урока, его форма, методы и приемы обучения направлены на решение поставленных задач. Урок сопровождается презентацией (19 слайдов). Применение ИКТ на уроке необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.
-
Методическая разработка урока русского языка "Читая миниатюры М.М. Пришвина…" (комплексный анализ текста), 10-й класс 2009
Урок учит совершенствовать умение анализировать текст, его структуру, языковые особенности. Главная цель анализа художественного текста - обучение школьников технологии построения собственного текста на примере классики. Обращение словесников к использованию ИКТ – попытка поднять интерес ученика к изучению русского языка, поэтому учащимся предлагаются задания творческого характера (создание собственных презентаций). На уроке можно увидеть самостоятельную работу учащихся (конструирование текстов лингвистического содержания с помощью клише, создание синквейнов).
-
Урок-путешествие по теме "Морфологический разбор наречий", 7-й класс 2009
Урок призван познакомить учащихся с морфологическим разбором наречий как части речи; формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе; обогащать речь школьников за счет использования наречий в речи; воспитывать умение взаимодействия.
-
Повторение и систематизация материала по теме "Правописание одной и двух букв Н в полных именах прилагательных и причастиях" 2009
Наряду с заявленной темой урока ставятся цели развития речи учащихся и воспитания чувства прекрасного, любви к родной природе с помощью предлагаемого для анализа текста. Урок сопровождается презентацией.
-
Региональный компонент на уроках русского языка. Урок "Описание внешности представителя этнической группы в научном стиле" 2009
Включение регионального компонента оказывает влияние на формирование личности учащихся. Уроки с использованием материала о родном крае не только познавательны, но и имеют обучающий характер. Подобная работа увлекает ребят и вызывает у них живой интерес. Использование регионального компонента осуществляется через уроки развития речи.
-
Разряды имен прилагательных (6-й класс) 2009
Цель урока: закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных, знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных, отрабатывать умение определять разряды, уметь обосновывать свое мнение; развивать творческие способности учащихся, монологическую и диалогическую речи, развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету, умение самостоятельно обобщать материал, делать выводы.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" 2009
Целями урока является отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи, выработка орфографической зоркости, развитие речи учащихся. Урок проводится в 11-м классе в ходе подготовки к ЕГЭ.
-
Обучение русскому языку как неродному 2009
«Как организовать учебный процесс?», «Как обучить русскому языку нерусских учащихся?», «С чего начать?» – эти вопросы встали перед учителями, работающими в этноклассах. Автор статьи нашла ответы на поставленные вопросы и продолжает работать над ними дальше. Цель работы – создание условий для «мягкого» включения детей в процессе обучения; корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка; обучение аудированию, чтению, говорению, письму; снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой системы.
-
Урок русского языка по теме Путешествие по городу Причастие. 6-й класс 2009
Особенно интересно проходят уроки объяснения учебного материала с использованием презентаций. Информация становится не только дозированной, но и зрелищной. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учеников на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. Таким образом, формируются учебно-информационные учения и навыки.
-
Урок "Повторение и обобщение по теме "Лексика". 5-й класс 2009
Цели урока: обобщить знания по теме "Лексика", научиться правильно употреблять синонимы и слова с переносным значением.
-
Программа факультативного курса по русскому языку "Русский язык в современном обществе", 8-й класс 2009
Разработка этой программы вызвана отсутствием программ факультативных курсов по русскому языку для школы основной ступени. Цель предложенных в рамках курса занятий - обучение учащихся умениям и навыкам, необходимым в современной жизни. Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Основная цель курса - содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни - навыками успешной коммуникации.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Схема разбора ССК. Систематизация изученного по теме" 2009
План-конспект призван систематизировать знания учащихся по теме, проверить прочность и правильность их усвоения, скорректировать пробелы в знаниях учащихся, закрепить усвоенные знания. Карточки-задания для самостоятельной работы учащихся предполагают дифференцированный подход к проверке знаний детей.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Подготовка к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека" 2009
Предлагаемый план-конспект урока предполагает обучение написанию сочинения-характеристики и совершенствование написания сочинения-рассуждения по заданной проблеме. В приложении 2 содержатся темы сочинения, которые выдаются ребятам для подготовки дома. Раздаточный материал, который содержится в приложении 1, выдается учащимся на уроке с целью экономии времени при подготовке к сочинению.
-
Общественный смотр знаний по русскому языку 2009
Общественный смотр знаний развивает стремление к самостоятельному поиску знаний, а также создает психологический комфорт ученику. Победа вселяет уверенность в своих силах, даёт возможность пережить прекрасные минуты гордости и всеобщего восхищения, вызванного именно учебными достижениями