Русский язык
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Текст и его строение" 2009
Урок позволяет не только обобщить знания и умения учащихся по предложенной теме, но и выполнить задания ЕГЭ, связанные с нормами строения текста. Обобщающие таблицы (в качестве раздаточного материала) будут полезны не только учащимся для систематизации материала, но и учителю, особенно начинающему.
-
Обучение орфографии — основа развития индивидуальных творческих способностей ребенка 2009
Статья раскрывает ключевые моменты при работе над данной темой. Тема является актуальной на данный момент, так как включает в себя рассмотрение двух направлений при обучении русскому языку: теоретическое и практическое. Методы и приёмы, используемые при работе в предлагаемом направлении, позволяют качественно улучшить показатели знаний учащихся по русскому языку и подготовить детей к сдаче ЕГЭ.
-
Урок речевого общения "Жизненный путь. Каков он?" 2009
Урок проводится в 10 – 11-х классах. Он строится на публицистических статьях «О стезе правде», «О жизненном пути», «Об отцовском наследстве» и предусматривает серьезный разговор о смысле жизни, о нравственных ценностях человека, вступающего в большую жизнь. В урок включены афоризмы, высказывания великих людей, стихи Т.Валяевой, И.Минтяка, И.Губермана, обращение к которым позволит вызвать у ребят работу мысли.
-
Урок русского языка в 8-м классе на тему "Вводные слова" 2009
На уроке предусматривается частичное повторение теории, развитие навыков пунктуационного анализа предложений, совершенствование умений обобщать, сравнивать и делать выводы. Материал урока позволяет учащимся узнать новое и интересное о вводных словах, показать их роль в устной и письменной речи, в произведениях поэтов и писателей, изученных учащимися на уроках литературы в 8-м классе. Задания подобраны с таким расчётом, чтобы учащиеся наглядно увидели, как вводные слова выступают в качестве специального художественного приёма, с помощью которого писатель может глубже и эмоциональнее выразить мысли и чувства своих героев, дать более точную характеристику персонажам.
-
Урок русского языка с учетом дифференцированного подхода в обучении. Тема "Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений". 6-й класс 2009
Урок изучения нового материала в 6-м классе по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, где отражены некоторые приемы дифференцированного подхода к обучению на уроках русского языка. Практикую в работе разделение классов на мобильные по составу группы с учётом уровня познавательной активности учеников. В ходе урока продумываю пути взаимодействия групп: чередую работу с разными группами учащихся, привлекая «сильных» учащихся к проверке работы учеников 2-й и 3-й групп.
-
Урок русского языка в 6-м классе. Обобщение изученного по теме "Местоимение" 2009
Основная цель урока - обобщить изученное по теме "Местоимение". При этом подобраны такие формы работы, которые позволяют сделать повторение сложного материала интересным. Все этапы урока сопровождаются слайдами, позволяющими экономить время урока.
-
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных 2009
На уроке обобщаются и систематизируются сведения о правописании н и нн в суффиксах частей речи, изученных ранее, вырабатываются навыки правильного написания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
-
"Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" по методике КСО "Коллективно-творческое сотрудничество" 2009
Через эвристическую методику КСО учащиеся знакомятся с СПП с несколькими придаточными, учатся отличать союз от союзного слова, развивают навыки выступления перед аудиторией, навыки работы с текстом.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по городу. Имя существительное (повторение изученного)" 2009
На уроке русского языка класс делится на три группы, которые отправляются в путешествие по городу Имя существительное. В ходе этого путешествия учащиеся двигаются по определенному маршруту и выполняют ряд заданий, которые оцениваются учителем и его помощником. От того, насколько успешно будут выполнены эти задания, и зависит итоговая оценка, которую получит группа.
-
Урок-конференция по книге В.Железникова "Чучело". «Уроки жизни, уроки доброты» 2009
Есть книги, которые воспитывают лучше учителей и родителей. К таким книгам я отношу повесть В.Железникова "Чучело". Вот где можно учебное связать с земными, текущими проблемами, бороться за нравственность, ведь важно не только как работает ученик, сколько он знает, но и то, сколько правды ему сказали, насколько он стал лучше, добрее, насколько приблизился к жизни, какие выводы сделал для себя. Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова можно проводить в 5-7-х классах, когда очень важно научить ребят отличать истинные ценности от ложных.
-
Интегрированный урок по развитию речи, музыке и живописи в 9-м классе. Подготовка к сочинению — описанию картины. "В.М. Васнецов — «истинный богатырь русской живописи»" 2009
Мы построили урок подготовки к сочинению - описанию картины как урок-экскурсию по картинам В.М. Васнецова. Урок-экскурсия сопровождается музыкальными характеристиками к картинам художника. Деятельностный подход обеспечит самостоятельную творческую деятельность обучающихся. А определение общего впечатления музыкальных и художественных образов позволит не просто расширить и углубить представление о творчестве В.М. Васнецова, но и перевести действия ученика от внешних к внутренним.
-
Урок-игра. Повторение изученного по теме "Глагол", 6-й класс 2009
Урок-игра по русскому языку с повторением изученного о глаголе; усовершенствование навыков правописания и употребления глаголов в речи.
-
Урок по русскому языку в 4-м классе с использованием интерактивных методов обучения на тему "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи" 2009
Урок русского языка вводит понятие прямой речи и правила ее написания, закрепляет пройденные прежде материалы с помощью совместной словарно-орфографической работы на перфокартах. Обучает взаимопомощи в работе, самооценке знаний.
-
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения", 9-й класс 2009
Урок построен по системе развивающего обучения. С этой же целью используется компьютерная презентация, раздаточный материал в виде буклетов и карточек. Использование текстов из творчества В.Высоцкого позволяет осуществлять межпредметные связи, реализовывать принцип деятельностного подхода, расширять кругозор учащихся, прививать любовь к творчеству поэта. Исследовательская работа формирует навыки учащихся в исследовательской деятельности, самостоятельной работе, готовит к сдаче ЕГЭ.
-
Урок-практикум по русскому языку и культуре речи 2009
Работа включает 12 заданий практического характера, перед выполнением каждого задания предлагается теоретический вопрос. В ходе урока даются упражнения на закрепление орфоэпических, морфологических и синтаксических норм в употреблении глаголов, причастий и деепричастий.
-
Подготовка к ЕГЭ. Урок-практикум в 5-м классе "Разбор простого предложения" 2009
Как помочь современному школьнику стать грамотным? Как воспитать любовь и бережное отношение к родному языку? Эти актуальные вопросы требуют своего разрешения, заставляют искать новые, более результативные пути организации учебного процесса. Предлагаемый урок относится к типу «Соединение теории и практики», точнее, урок-исследование. Занятие ведется по методу «малых групп»; весь урок строится на этапном повторении пройденного материала с применением практических навыков; путь решения очередной задачи выбирают сами учащиеся, что создает ситуацию успеха.
-
Урок-путешествие по русскому языку "Повторение изученного об имени существительном", 6-й класс (второй урок) 2009
На занятии учащиеся проверяют и совершенствуют свои знания по русскому языку и параллельно знакомятся с традициями празднования Нового года в разных странах. Данный урок традиционно проводится в середине декабря, поэтому для него выбрана форма заочного путешествия по странам Европы.
-
Развитие творческих способностей на уроках русского языка 2009
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
-
Добрая старая сказка "Репка" на новый лад 2009
Дети очень любят, когда на урок приходят герои любимых сказок. Им очень нравится участвовать в них. Я предлагаю инсценировку сказки "Репка" на новый лад на уроках. Эту сказку можно использовать и во внеклассной работе, где дети встречаются с устным народным творчеством.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы" 2009
Урок русского языка в 6-м классе, на котором учащиеся знакомятся с новыми для себя понятиями: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Данные лингвистические понятия вводятся с помощью различных знаков и символов. Предлагаемый материал может быть использован и в других классах (7, 8) при повторении темы "Лексика" в начале учебного года.
-
Употребление форм имен существительных 2009
Урок включен в систему занятий элективного курса в 10-м классе "Лексическая и грамматическая стилистика". Цель урока - изучение и освоение наиболее трудных форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.
-
Путешествие в страну Глаголию, 5-й класс 2009
Урок-путешествие проводится в 6-м классе по программе "Школа-2100". Он знакомит учащихся с лексическим богатством языка, демонстрирует богатые лексико-семантические возможности глаголов как части речи, показывает ученикам на примерах отрывков из художественного текста разнообразие оттенков значения глаголов и возможности их употребления, учащиеся сами пробуют создавать мини-тексты, употребляя глаголы разного значения.
-
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте 2009
В данном уроке использованы разнообразные методы, которые позволяют вызвать интерес к уроку, придать ему творческий характер, а это отвечает личностным интересам учащихся; воспитывать чувства сострадания к окружающим, так как урок построен на материале, посвящённом доброте и милосердию, именно эти понятия положены в основу всех представленных словосочетаний, предложений и текста.
-
Урок обобщающего повторениия по теме "Причастие" 2009
Разработана система нетрадиционных уроков, за основу была взята форма грамматической сказки. Начиная с первого урока, на этапе объяснения нового материала рассказывалась определенная, соответствующая теме, часть сказки о причастии (причем, одновременно повторялись постоянные и непостоянные признаки глагола и прилагательного, правила слитного и раздельного написания НЕ с данными частями речи, Н и НН в суффиксах прилагательных).
-
Подготовка к творческой работе с предварительным анализом текста К.Г. Паустовского 2009
Основную идею урока можно выразить словами известных писателей. "Перед вами громада - русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизвестность его и изловить чудные законы его", - писал Н.В. Гоголь. Учить детей погружаться в "чудные законы" языка, развивая навыки анализа текста, формируя эстетический вкус и приобщая учащихся к творчеству русских писателей, — главное на уроке.
-
Практикум по русскому языку и культуре речи "Русский язык и ИКТ" 2009
Данный проект помогает учащимся овладеть языком изучаемого предмета, терминологией и фразеологией, языком науки с учетом его разновидностей (строго научный стиль, научно-популярное изложение). Итогом работы должно стать осознание учеником себя как языковой личности; осознание того, что грамотность, культура речи - это не только сохранение традиций, но и залог личной успешности.
-
Электронный контрольно-обобщающий урок по теме "Причастие". 7-й класс 2009
Электронный урок нацелен на обобщение и систематизацию знаний по теме "Причастие". Проверка прочности знаний проводится с использованием ИКТ. В уроке сочетаются различные дифференцированные задания (от простого к сложному).
-
Авторская программа курса "Законы русской орфографии" 2009
Темы, связанные с орфографией, всегда представляют сложность для учащихся. Курс "Законы русской орфографии" поможет учащимся 7-х классов систематизировать орфографические правила и на их основе выработать и совершенствовать орфографическую грамотность.
-
Обобщающее повторение по теме "Текст. Стили речи и типы текстов" при подготовке к ЕГЭ 2009
Урок обобщает теоретические сведения о стилях и типах текстов в русском языке; совершенствует навыки применения алгоритма - логической последовательности действий при определении стиля и типа текста; дает возможность учащимся самостоятельно работать с предложениями различного синтаксического строения; содействует развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, находить орфограммы по определенному признаку; развивает умение работать выборочно; воспитывает бережное отношение к слову, прививает навыки вдумчивого чтения и умения аргументированно высказывать свою точку зрения.
-
Повторение по теме "Имя прилагательное" 2009
Урок является примером целостной дидактической системы с четкой структурой, начиная с главной дидактической цели урока и заканчивая рефлексией учащихся. Серьезное внимание уделено взаимодействию учащихся, их само- и взаимооцениванию, дифференцированному подходу. Урок посвящен Дню снятия блокады Ленинграда. Использование дополнительной информации и применение ИКТ позволили обобщить и систематизировать материал по теме, повысить интерес учащихся к предмету.