Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения определяется соотношением его частей: части равноправны – запятая или точка с запятой, части противопоставлены или сравниваются – тире, одна часть зависит от другой – двоеточие или тире. Поэтому важно научиться определять соотношение частей, что поможет выбрать нужный знак в бессоюзном сложном предложении.
Цели урока:
- повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ,
- узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.
После изучения темы студент должен знать: определение бессоюзного сложного предложения, правила постановки знаков между частями бессоюзного сложного предложения.
Студент должен уметь: определять вид сложного предложения, находить грамматическую основу, выбирать нужные знаки и ставить их между частями, применять на практике орфографические и пунктуационные правила.
План урока:
I. Проверка домашнего задания (определение вила сложного предложения) – упражнения 429, 430 (учебник “Русский язык” А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.- М.2003).
II. Определение бессоюзного сложного предложения (теория).
III. Знаки в бессоюзном сложном предложении (правила).
IV. Отработка правил, выполнение тренировочных упражнений, в том числе заданий из ЕГЭ.
V. Подведение итогов, задание на дом.
ХОД УРОКА
I.
На дом студенты получили задание – повторить виды сложных предложений, поработав с таблицей и дополнив ее своими примерами:
Вид связи | Вид сложного предложения | Примеры |
Проверяем домашнее задание.
II.
Продолжаем тему “Знаки в сложных предложениях”. Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении.
Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его.
Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны бессоюзной связью.
- Какие знаки ставятся между частями БСП?
- Чем определяется выбор знаков? (Соотношением
частей БСП).
Запятая и точка с запятой ставятся в том случае, когда части равноправны, то есть не зависят одна от другой.
Запишем два предложения и сравним их:
В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов).
Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов)
Выделите основы (потемнело; голова закружилась; Я шел, было грустно)
- Как соотносятся части в этих предложениях?
В первом примере обе части равноправны – между ними можно поставить союз и – получится ССП).
Во втором примере вторая часть подчинена первой, от которой мы и задаем вопрос: Я шел медленно - почему? Мне было грустно)
Обобщение: запятая ставится в случае, когда обе части равноправны.
- Когда же мы ставим точку с запятой?
Запишем предложение и рассмотрим этот пример:
Дубовые кусты разрослись по склонам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава, солнечные лучи никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Т.)
- Сколько частей в предложении? (три части).
Третья часть предложения распространена и осложнена однородными членами предложения. Кроме того, смысловая связь между 1 –2 и 3 частью менее тесная.
Вывод: Точка с запятой ставится в случае, когда одна из частей осложнена, сильно распространена или имеет слабую смысловую часть с другими частями.
III.
- А теперь вспомним случаи постановки двоеточия и тире в БСП.
Рассмотрим пример:
Я знал его: мы странствовали с ним в горах востока и тоску изгнанья делили дружно.
- Как соотносятся части? Они равноправны? Первая часть содержит законченную мысль?
Нет. Оно неполное без второй части. Т.о. вторая часть выполняет вспомогательную функцию: оно поясняет первую часть:
Я знал его, а именно: мы странствовали с ним…
Еще пример.
Мне снилось: я шел по широкой голой степи… (Т.)
Какие отношения между частями? (Вторая часть подчинена первой – она ее дополняет)
- Какой союз можно поставить между частями?
Мне снилось, что я…. Т.о. наше БСП превращается в СПП.
Запишем еще один пример:
На том берегу небо было залито багровой краской: восходила луна.(Ч.)
- В какой части БСП содержится основная информация? Какую функцию выполняет вторая часть? (Указывает на причину)
Небо было залито – почему?- восходила луна.
Сделаем вывод: в каких случаях в БСП между частями ставится двоеточие?
- Когда вторая часть поясняет первую.
- Когда вторая часть указывает на причину того, о
чем идет речь в первой.
- Когда вторая часть дополняет первую часть.
- Тире между частями БСП.
Рассмотрим следующие примеры:
Вы улыбнетесь – мне отрада (Пушкин)
Лес рубят – щепки летят.(Пословица)
Слово молвит – соловей поет. (Пословица)
(Предложения, в которых стоит тире, как правило, более короткие и более выразительные.)
- В какой части предложения содержится основная информация? (Во второй части: мне отрада, щепки летят, соловей поет).
Во всех примерах первая часть выступает в роли придаточного предложения:
Мне отрада – при каком условии? – если вы улыбнетесь.
Щепки летят – когда? – когда лес рубят.
Слово молвит, точно соловей поет (идет сравнение).
Рассмотрим еще пример.
Чин следовал ему – он службе вдруг оставил (Грибоедов)
Части противопоставлены (Чин следовал ему, а он…)
И последний случай постановки тире.
Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов)
Вторая часть заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении.
Делаем вывод: Тире ставится в БСП в случае, если:
- Первая часть указывает на условие или время
(Если, когда)
- Части сравниваются
- Части противопоставляются
- Вторая часть содержит вывод, следствие.
!Обратите внимание на стилистические особенности БСП. Бессоюзная связь усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряженность и динамичность, живость, легкость, простота, изящество и экспрессия:
- За мной гнались – я духом не смутился (Лермонтов)
- Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце (Лермонтов)
- Я знал: удар судьбы меня не обойдет (Лермонтов)
- Сказала что-то я – он начал хохотать (Грибоедов)
- Он засмеется – все хохочут. Нахмурит брови – все молчат (Пушкин)
- И я закрыл глаза и смутно чувствовал – все сон, непонятный сон (Бунин)
- Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить (Тютчев)
Назовите автора последнего предложения?
Запишем его и расставим знаки.
Объясните их постановку. Подчеркните основы предложений.
IV.
Сделаем упражнение на закрепление правил.
- Работаем с учебником “Русский язык. Синтаксис и пунктуация” Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко. – М. 2003. Глава УШ. Устно выполняем упражнение 13 (стр.268). Упражнение 12 (стр. 268) Выписать бессоюзные сложные предложения, расставить знаки и объяснить их постановку
- Работа с раздаточным материалом (см приложение - дидактический материал)
V. Вопросы для повторения:
Какие предложения называются бессоюзными
сложными?
Какие знаки ставятся между частями бессоюзного
сложного предложения?
От чего зависит выбор знака в бессоюзном сложном
предложении?
Домашнее задание:
- Повторить тему “Знаки в бессоюзном сложном
предложении”.
- Сделать упражнения 4, 5 из Дидактического
материала.