Класс: 6
Цель урока:
- Расширить представления обучающихся о грамматических категориях имени существительного, изучив тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные";
- Развивать умение определять данную категорию;
- Прививать ученикам мнение об уникальности и богатстве русского языка.
Оборудование:
- дидактический материал,
- таблицы,
- учебник.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Повторение материала прошлых уроков по разделу "Имя существительное".
Теоретическая часть.
Фронтальный опрос.
- Что может обозначать имя существительное?
- Какими категориями обладают имена существительные?
- Синтаксическая функция имени существительного в предложении?
Практическая часть.
Задание №1. Мини-тест.
1. В каком слове пишется суффикс -ек-?
Кристалл:к, шалаш:к, горош:к, кирпич:к.
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква в суффиксе?
А. солдат:к, фонар:к, пароход:к, камеш:к;
Б. ножич:к, хлебуш:к, грибоч:к, кузнеч:к;В. сухар:к, клюв:к, парашют:к, флажоч:к;
Г. чайнич:к, кошелёч:к, сверточ:к, человеч:к.3. В каком слове пишется суффикс -щик-?
Шарман:ик, приказ:ик, доклад:ик, буфет:ик.4. В каком ряду во всех словах пропущен один и тот же суффикс?
A. указ:ик, поднос:ик, жестян:ик;
Б. красиль:ик, караван:ик, объезд:ик;
B. смен:ик, стеколь:ик, смаз:ик;
Г. Подсказ:ик, налад:ик, попут:ик.5. Какое существительное без НЕ не употребляется?
(Не)дотепа, (не)справедливость, (не)предсказуемость, (не)правда.6. Какой ряд представлен только именами существительными?
A. темнота, темно, темный, темнеть;
Б. белизна, белка, белок, побелка;B. зелень, зеленка, зеленеть, зеленый;
Г. бег, бегун, бежать, разбег.Ответы: 1.горошек; 2.Г; 3. шарманщик; 4.Г; 5.недотепа; 6. Б
Объяснение нового материала.
Теоретическая часть. Сконцентрировать взгляд обучающихся на учителя. Обратить внимание на осанку. Упомянуть об уникальности и богатстве русского языка.
Самостоятельная работа учащихся с параграфом учебника по теме урока, после чего они заполняют таблицу, предложенную учителем. Тем самым ученики осваивают тему, учитель лишь дополняет материал, поправляет по необходимости.
Вывод, к которому приходят обучающиеся после прочтения параграфа: "Деление на "одушевленное" и "неодушевленное" не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на "живое" и "неживое".
Дополнения учителя: "Данная категория тесно сотрудничает с такими грамматическими категориями как ПАДЕЖ, ЧИСЛО. Уникальность русского языка заключается в том, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Мы сейчас в этом убедимся!"
При работе с данной таблицей изначально заполняются только выделенные жирным шрифтом колонки. Остальное заполняют учащиеся после прочтения теоретической части параграфа по теме урока.
Категория имени существительного |
Одушевленные |
Неодушевленные |
Вопрос |
КТО? |
ЧТО? |
Что обозначает |
ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ |
|
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
|
Формулы определения категории |
В.П. = Р.П. (во МН. ЧИСЛЕ) |
В.П. = ИМ. (во МН. ЧИСЛЕ) |
Примеры |
Ученик Женщина Учителей |
Стол Доска Ваза |
Практическая часть урока по новой теме: при работе с данной таблицей изначально заполняются только выделенные жирным шрифтом колонки. Остальное заполняют учащиеся, делая вывод, что есть слова в русском языке, которые не относятся к "живой" природе, но обладают категорией одушевленность.
№ п/п |
Слова |
Именительный падеж, множественное число |
Родительный падеж, множественное число |
Винительный падеж, множественное число |
Одушевленное или неодушевленное имя существительное |
Кукла | куклы | кукол | кукол | одушевленное | |
Полк | полки | полков | полки | неодушевленное | |
Мертвец | мертвецы | мертвецов | мертвецов | одушевленное | |
Труп | трупы | трупов | трупы | неодушевленное | |
Микроб | микробы | микробов | микробы | неодушевленное | |
Народ | народы | народов | народы | неодушевленное | |
Козырь | козыри | козырей | козыри | неодушевленное | |
Англичанин | англичане | англичан | англичан | одушевленное |
4. Закрепление темы и расширение представлений о категории одушевленность - неодушевленность.
Все самостоятельно читают учебник, где дано определение приему олицетворение. (В художественной литературе и в фольклоре широко используется прием олицетворения - изображения неживых существ как живых. Вспомните, что в сказках умеют говорить не только золотая рыбка, муха-цокотуха, но и зеркальце. Вот ещё знакомые вам примеры: И стоит себе лес, улыбается:, Уж небо осенью дышало:, Дремлет чуткий камыш:)
Задание: "Кто быстрее", предназначенное для выполнения по рядам (группам), задание записано на обратной стороне доски; отдельные обучающиеся выполняют индивидуальные задания по карточкам.
Найдите в данных отрывках прием олицетворение, выпишите имена существительные, определите категорию одушевленность-неодушевленность:
1 ряд (группа):
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
2 ряд (группа):
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
3 ряд (группа):
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Карточка №1. Каким художественным средством пользуется автор данного отрывка, определите у имен существительных категорию одушевленность-неодушевленность:
Отговорила роща золотая березовым веселым языком...
Карточка №2. Каким художественным средством пользуется автор данного отрывка, определите у имен существительных категорию одушевленность-неодушевленность:
Уж небо осенью дышало...
Карточка №3. Каким художественным средством пользуется автор данного отрывка, определите у имен существительных категорию одушевленность-неодушевленность:
Свет ей зеркальце в ответ...
5. Вывод по теме урока. Подведение итогов
урока.
Домашнее задание дифференцированного
характера: