Тема сочинения: «Глаза – зеркало души человека»
Цели работы:
- Научить шестиклассников через внешность постигать внутренний мир человека и описывать свои наблюдения.
- Дать нравственную оценку изображенного на одном из двух предлагаемых портретов.
- Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения (ведущий тип речи – описание предмета с элементами повествования и рассуждения); в) правильно строить текст типа описания предмета, используя лексические возможности языка.
Оборудование: репродукции двух портретов, описание которых будет предложено шестиклассникам на выбор:
- Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками», 1887 г.
- Илья Сергеевич Глазунов «Вера», 1980 г.
Краткие пояснения: Сочинение по
картине – одна из сложных методических
проблем, решать которую можно по-разному.
Для работы предложены два реалистических
портрета, объединенные общей тематикой. Их
основа – жизненная правда. Правдивость
изображения сочетается с правдивостью выражения
чувств, мыслей, переживаний, настроения героев.
Важно подчеркнуть, что каждая деталь на
картинах дышит, живет; показать, что перед нами не
статичные, а живые картины. Кроме того, художники
стремятся передать свое отношение к персонажу,
поэтому в сочинении необходимо раскрыть
внутренний мир человека, обратив особое внимание
на его глаза.
Наибольшие трудности вызывает именно «чтение»
портрета. Важно научить внимательно
всматриваться в картину, описать то, что ученик
видит на ней, определить детали, краски, колорит,
свет и т.д.
Дополнительная целевая установка – дать
нравственную оценку изображенного на портрете –
делает работу еще более интересной.
В работе выделила 3 основных этапа:
1) предварительная работа над сочинением –
самый сложный этап;
2) самостоятельная письменная работа;
3) итоговый урок-анализ написанных работ.
Проверяя сочинения, учитывала следующее:
1) полнота изложения;
2) самостоятельность мышления;
3) верность трактовке картины;
4) умение дать нравственную оценку изображенного
на портрете.
ХОД УРОКОВ
I этап
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы
Сегодня на уроке мы будем описывать портрет
человека и основное внимание обратим на глаза,
стараясь доказать справедливость утверждения,
что «глаза – зеркало души человека».
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы
смотрим? Каким бывает наше лицо? Глаза? Взгляд?
К сожалению, замечаешь, что редко кто из вас
способен заметить печальные глаза одноклассника
или побледневшее лицо учителя.
Мы порой знаем многое, умеем многое, а вот
разучились или не научились смотреть друг другу
в глаза.
Поэтому наш разговор о внешности человека
поможет вам задуматься над тем, как важно быть
наблюдательным, внимательным к окружающим людям.
Через внешность постигать внутренний мир
человека, его характер, настроение, находить
главное в облике конкретного человека и
описывать свои наблюдения.
Давайте подумаем, что в лице человека самое
главное? (Глаза).
Послушайте как писатель Михаил Шолохов в
рассказе «Судьба человека» описал глаза героя:
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по
себе, Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно
присыпанные пеплом, наполненные такой
неизбывной смертной тоской, что в них трудно
смотреть.
Вот такие глаза были у моего собеседника».
Каким вы представили себе героя рассказа? Что
можете сказать об этом человеке?
Прослушав отрывок, еще ничего не зная о судьбе
героя, уже можно догадаться о тех испытаниях,
которые выпали на его долю и навсегда лишили его
радости жизни, умертвили глаза.
2. Рассказ учителя о представленных портретах; беседа по содержанию картин, «разгадывание» их.
Вопросы носят проблемный характер. В этой
части беседы ничего не надо записывать, чтобы не
давать рекомендаций к обязательному
использованию и не снижать эмоционального
воздействия. Важно, чтобы речь учителя была
образной.
А теперь посмотрим на репродукции картин и
опишем их, обращая особое внимание на лица,
взгляд, выражение глаз девочек, изображенных на
портретах.
Картина В.А.Серова «Девочка с персиками»
Это один из лучших портретов В.Серова. Картина
написана в Абрамцеве, в подмосковном имении
Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского
промышленника и мецената (покровителя искусств).
Первоначальное название картины: «Портрет В.М.»
(Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) –
впоследствии было изменено по предложению
другого художника – Игоря Эммануиловича
Грабаря, который, увидев этот портрет на выставке
в 1889году, воскликнул: «Девочка с персиками!»
В своих воспоминаниях о том, как была написана
картина, и о впечатлении, которое произвела в
свое время Вера Мамонтова на художника, Игорь
Грабарь рассказывает: « Он был несказанно
очарован при виде старшей дочери Мамонтовых,
Веруши, которой давно уже не видел. Она так
расцвела и похорошела, что он едва узнал ее.
Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной
густых каштановых волос на голове, она казалась
старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было
еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее
писать – в том самом платьице, в котором увидал, -
в розовой кофточке с черным бантом…
Садясь в абрамцевской столовой против своей
модели, Серов не был уверен, удастся ли ему
выразить в своей картине то, что задумал. Ибо
задумал он не просто портрет, портрет-картину.
Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто
цветовая задача, но еще больше волновала его сама
модель, ясные, детски чистые глаза чудесной
русской девушки и весь ее обаятельный образ».
Беседа по вопросам:
– Что интересного в этой картине? Чем она вас
привлекает?
– Рассмотрите картину. Постарайтесь объяснить,
почему второй вариант названия является более
выразительным, точнее передает авторский
замысел.
– Как художник передает обаяние девочки? Опишите
ее лицо, позу, ясные глаза, обратите внимание на
освещение комнаты, девочки.
Солнечный луч как бы перемешивает оттенки цветов
на картине, не правда ли? Вот, к примеру, розовая
кофточка: найдите на ней оттенки других цветов.
Какое впечатление создает нежная цветовая гамма?
Мы не чувствуем, что девочка позирует художнику.
Кажется, что она лишь на минутку забежала в
комнату, чтобы взять персик, присела и готова
снова убежать в тот солнечный мир, который
видится за окном.
– Каково ваше отношение к картине? Какие чувства
она вызывает у вас?
Картина И.С. Глазунова «Вера»
Наш современник, замечательный
художник, работающий в разных жанрах, в том числе
в жанре портрета.
«Вера» – одна из лучших его картин, написанных в
этом жанре. На портрете изображена дочь
художника. И.С. Глазунов много и охотно писал свою
дочку; его, очевидно, привлекало выразительное,
своеобразное лицо девочки, ее удивительно
глубокие глаза. Картина написана мастерски. Она
пронизана чувством нежной отцовской любви. Она
прекрасна!
Беседа по вопросам:
– Нравится вам эта картина? Что в ней
привлекает? Чем она интересна?
– Вглядитесь в черты лица девочки. Какие они –
правильные или неправильные? Какие у нее губы,
нос, глаза? Что вы могли бы сказать о ее характере,
натуре девочки, рассматривая портрет?
– Большинство работ, запечатлевших эту девочку,
Глазунов обычно так и называл: «Портрет дочери»,
а эта его работа названа иначе: «Вера». Как вы
думаете, почему? Может быть, это не просто имя?
– Как вы думаете, случайно ли совпадение имен
героинь представленных портретов? Может быть,
этих девочек объединяет не только имя?
3. Письменная подготовительная творческая работа
а) записать в тетрадях как можно больше определений, какими бывают глаза, взгляд, лицо.
Одна из записей в тетради: глаза – добрые, печальные, с хитринкой, лукавые, злые, умные, веселые, счастливые и др.; взгляд – серьезный, задумчивый, затуманенный грустью, дерзкий, открытый, проницательный, гордый, прямой и др.; лицо – мужественное, доброе, усталое, радостное, детское и др.
б) создать синквейн со словом «глаза».
Одна из записей в тетради: Глаза.
Красивые, синие.
Смотреть, плакать, моргать.
У моей мамы прекрасные синие глаза.
Глаза
– зеркало души.
в) читаю слова – определения глаз, ученики
распределяют их в два столбика в зависимости от
эмоций (положительных или отрицательных),
которые эти определения вызывают у них:
Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые,
озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые,
внимательные, удивительные, задумчивые,
блестящие, злые.
К каждому столбику прошу подобрать свои 2-3
слова.
Одна из записей в
тетради:
+
–
озорные
наглые
ясные
бегающие
правдивые
пустые
внимательные
лукавые
задумчивые
гневные
блестящие
скорбные
веселые
злые
добрые
жестокие
удивительные
красивые
4. Подведение итогов подготовительной работы
Непосредственная подготовка к письменному высказыванию. Ученики должны определить тип и стиль своего будущего высказывания, его общую структуру, его начало, узловые моменты и заключение.
Да, глаза человека приобретают большую силу. Не случайно в народе родились такие пословицы: «Глаза – это зеркало души», «Коль очи светятся, душа чиста» (эти пословицы записываются на доске). Свое сочинение вы так и назовете: «Глаза – зеркало души человека». Расскажите о человеке, который смотрит на вас с портрета.
II этап
Самостоятельная письменная работа.
III этап
Проверив и оценив работы, готовлю итоговый
урок. Продумываю, какие работы будут зачитаны (с
разрешения авторов) полностью; какие отдельные
удачные словосочетания и предложения будут
зачитаны; отмечаю удачи, находки, а также
просчеты; выявляю причины неудач и просчетов и
т.д.
Готовлю комплексный анализ написанных работ, а
также прошу учеников (желательно, сильных)
сделать вывод, выразив свое личное отношение к
теме.