Сочинение-описание в 6-м классе "Глаза — зеркало души человека"

Разделы: Русский язык


Тема сочинения: «Глаза – зеркало души человека»

Цели работы:

  • Научить шестиклассников через внешность постигать внутренний мир человека и описывать свои наблюдения.
  • Дать нравственную оценку изображенного на одном из двух предлагаемых портретов.
  • Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения (ведущий тип речи – описание предмета с элементами повествования и рассуждения); в) правильно строить текст типа описания предмета, используя лексические возможности языка.

Оборудование: репродукции двух портретов, описание которых будет предложено шестиклассникам на выбор:

  • Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками», 1887 г.
  • Илья Сергеевич Глазунов «Вера», 1980 г.

Краткие пояснения: Сочинение по картине – одна из сложных методических проблем, решать которую можно по-разному.
Для работы предложены два реалистических портрета, объединенные общей тематикой. Их основа – жизненная правда. Правдивость изображения сочетается с правдивостью выражения чувств, мыслей, переживаний, настроения героев. Важно подчеркнуть, что  каждая деталь на картинах дышит, живет; показать, что перед нами не статичные, а живые картины. Кроме того, художники стремятся передать свое отношение к персонажу, поэтому в сочинении необходимо раскрыть внутренний мир человека, обратив особое внимание на его глаза.
Наибольшие трудности вызывает именно «чтение» портрета. Важно научить внимательно всматриваться в картину, описать то, что ученик видит на ней, определить детали, краски, колорит, свет и т.д.
Дополнительная целевая установка – дать нравственную оценку изображенного на портрете – делает работу еще более интересной.

В работе выделила 3 основных этапа:

1) предварительная работа над сочинением – самый сложный этап;
2) самостоятельная письменная работа;
3) итоговый урок-анализ написанных работ.

Проверяя сочинения, учитывала следующее:

1) полнота изложения;
2) самостоятельность мышления;
3) верность трактовке картины;
4) умение дать нравственную оценку изображенного на портрете.

ХОД УРОКОВ

I этап

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы

Сегодня на уроке мы будем описывать портрет человека и основное внимание обратим на глаза, стараясь доказать справедливость утверждения, что «глаза – зеркало души человека».
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы смотрим? Каким бывает наше лицо? Глаза? Взгляд?
К сожалению, замечаешь, что редко кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя.
Мы порой знаем многое, умеем многое, а вот разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Поэтому наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям. Через внешность постигать внутренний мир человека, его характер, настроение, находить главное в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.
Давайте подумаем, что в лице человека самое главное? (Глаза).
Послушайте как писатель Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» описал глаза героя: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе, Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть.
Вот такие глаза были у моего собеседника».
Каким вы представили себе героя рассказа? Что можете сказать об этом человеке?
Прослушав отрывок, еще ничего не зная о судьбе героя, уже можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, умертвили глаза.

2. Рассказ учителя о представленных портретах; беседа по содержанию картин, «разгадывание» их.

 Вопросы носят проблемный характер. В этой части беседы ничего не надо записывать, чтобы не давать рекомендаций к обязательному использованию и не снижать эмоционального воздействия. Важно, чтобы речь учителя была образной.
А теперь посмотрим на репродукции картин и опишем их, обращая особое внимание на лица, взгляд, выражение глаз девочек, изображенных на портретах.

Картина В.А.Серова «Девочка с персиками»

Это один из лучших портретов В.Серова. Картина написана в Абрамцеве, в подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского промышленника и мецената (покровителя искусств). Первоначальное название картины: «Портрет В.М.» (Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) – впоследствии было изменено по предложению другого художника – Игоря Эммануиловича Грабаря, который, увидев этот портрет на выставке в 1889году, воскликнул: «Девочка с персиками!»
В своих воспоминаниях о том, как была написана картина, и о впечатлении, которое произвела в свое время Вера Мамонтова на художника, Игорь Грабарь рассказывает: « Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать – в том самом платьице, в котором увидал, - в розовой кофточке с черным бантом…
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, портрет-картину. Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще больше волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ».

Беседа по вопросам:

– Что интересного в этой картине? Чем она вас привлекает?
– Рассмотрите картину. Постарайтесь объяснить, почему второй вариант названия является более выразительным, точнее передает авторский замысел.
– Как художник передает обаяние девочки? Опишите ее лицо, позу, ясные глаза, обратите внимание на освещение комнаты, девочки.
Солнечный луч как бы перемешивает оттенки цветов на картине, не правда ли? Вот, к примеру, розовая кофточка: найдите на ней оттенки других цветов. Какое впечатление создает нежная цветовая гамма?
Мы не чувствуем, что девочка позирует художнику. Кажется, что она лишь на минутку забежала в комнату, чтобы взять персик, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.
– Каково ваше отношение к картине? Какие чувства она вызывает у вас?

Картина И.С. Глазунова «Вера»

 Наш современник, замечательный художник, работающий в разных жанрах, в том числе в жанре портрета.
«Вера» – одна из лучших его картин, написанных в этом жанре. На портрете изображена дочь художника. И.С. Глазунов много и охотно писал свою дочку; его, очевидно, привлекало выразительное, своеобразное лицо девочки, ее удивительно глубокие глаза. Картина написана мастерски. Она пронизана чувством нежной отцовской любви. Она прекрасна!

Беседа по вопросам:

– Нравится вам эта картина? Что в ней привлекает? Чем она интересна?
– Вглядитесь в черты лица девочки. Какие они – правильные или неправильные? Какие у нее губы, нос, глаза? Что вы могли бы сказать о ее характере, натуре девочки, рассматривая портрет?
– Большинство работ, запечатлевших эту девочку, Глазунов обычно так и называл: «Портрет дочери», а эта его работа названа иначе: «Вера». Как вы думаете, почему? Может быть, это не просто имя?
– Как вы думаете, случайно ли совпадение имен героинь представленных портретов? Может быть, этих девочек объединяет не только имя?

3. Письменная подготовительная творческая работа

а) записать в тетрадях как можно больше определений, какими бывают глаза, взгляд, лицо.

Одна из записей в тетради: глаза – добрые, печальные, с хитринкой, лукавые, злые, умные, веселые, счастливые и др.; взгляд – серьезный, задумчивый, затуманенный грустью, дерзкий, открытый, проницательный, гордый, прямой и др.; лицо – мужественное, доброе, усталое, радостное, детское и др.

б) создать синквейн  со словом «глаза».

Одна из записей в тетради: Глаза.
                                                Красивые, синие.
                                                Смотреть, плакать, моргать.
                                                У моей мамы прекрасные синие глаза.
                                                Глаза – зеркало души.

в) читаю слова – определения глаз, ученики распределяют их в два столбика в зависимости от эмоций (положительных или отрицательных), которые эти определения вызывают у них:
Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые.
К каждому столбику прошу  подобрать свои 2-3 слова.

Одна из записей в тетради:               +                                             –
                                                       озорные                                   наглые
                                                       ясные                                       бегающие
                                                       правдивые                               пустые
                                                       внимательные                        лукавые
                                                       задумчивые                             гневные
                                                       блестящие                              скорбные
                                                       веселые                                    злые
                                                       добрые                                    жестокие
                                                       удивительные
                                                       красивые
4. Подведение итогов подготовительной работы

 Непосредственная подготовка к письменному высказыванию. Ученики должны определить тип и стиль своего будущего высказывания, его общую структуру, его начало, узловые моменты и заключение.

Да, глаза человека приобретают большую силу. Не случайно в народе родились такие пословицы: «Глаза – это зеркало души», «Коль очи светятся, душа чиста» (эти пословицы записываются на доске). Свое сочинение вы так и назовете: «Глаза – зеркало души человека». Расскажите о человеке, который смотрит на вас с портрета.

II этап

Самостоятельная письменная работа.

III этап

Проверив и оценив работы, готовлю итоговый урок. Продумываю, какие работы будут зачитаны (с разрешения авторов) полностью; какие отдельные удачные словосочетания и предложения будут зачитаны; отмечаю удачи, находки, а также  просчеты; выявляю причины неудач и просчетов и т.д.
Готовлю комплексный анализ написанных работ, а также прошу учеников (желательно, сильных) сделать вывод, выразив свое личное отношение к теме.