Построить обучение русскому языку на основе психологической теории деятельности – это значит включить учащихся в соответствующую деятельность, гарантировать её. Проблема мотива встает особенно остро, если мы обратимся к речевой деятельности.
Мотивационный принцип означает, что при подготовке к уроку учитель ищет ответ на вопрос: «Как сегодня вызвать у учеников желание писать, читать и говорить на родном языке?».
Добиться этого можно посредством постановки творческих задач перед учащимися.
Поэтому при организации работы над заданиями, связанными с речью, мы должны помнить о необходимости мотива высказывания.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к изучению родного языка. Так, при изучении темы «Прямая речь», достаточно сложной для учащихся 5 класса, я обращаю внимание ребят на то, что речь говорящего сопровождается глаголом сказал и синонимами к нему: говорил – молвил ( см . упр. 463, учебник С. И. Львовой, 2004). И. С. Тургенев же в романе «Отцы и дети» использовал более 70 синонимов к глаголу сказал.
Предлагаю ученикам провести исследование по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Употребление в ней синонимов к глаголу сказал. В результате наблюдений ребята нашли в тексте сказки 12 синонимов: перемолвился, взмолился, отвечал, трезвонил, молвил, произнес, трубил, говорил, доложил, отрекался, не прекословил, спросил, взывал…
При изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму» мы с детьми уже обращали внимание на то, что к синонимам глагола сказал,писатель часто дает зависимые слова, придающие глаголам яркую, эмоциональную окраску: произнесла робким и умиленным голосом; проговорила изменившимся голосом; произнес не совсем твердым голосом.
Отмечаем, что в этих примерах глаголы говорения представляют собой уже сценическое (развернутое) повествование-описание, содержащее не только информацию, но и создающее образ героя. Достигается это использованием соответствующей лексики (робким, умиленным, изменившимся, не совсем твердым голосом).
Очевидно, что включение текста художественной
литературы в урок русского языка не может быть
механическим, а требует создания определенной
ситуации, соотнесенной с дидактическими целями
урока. Так, наблюдение над значением имен
прилагательных краткой формы в сравнении с
полной в 5 классе уместно провести по отрывку из
рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» (текст
заранее записывается и демонстрируется на
интерактивной доске):
«Четвертый…Костя, мальчик лет десяти,
возбуждал мое любопытство своим задумчивым и
печальным взором. Все лицо его было невелико,
худо, в веснушках, снизу заострено, как у белки:
губы едва можно было различить, но странное
впечатление производили его большие, черные
глаза».
После прочтения текста обращаю внимание ребят на описание мальчика, а именно: на лицо героя (оно было невелико и худо). Подвожу учащихся к осмыслению непростого: краткие формы имени прилагательного придают описанию категоричность, четкость, конкретизируют детали. Учащиеся выписывают из текста полные и краткие прилагательные вместе с существительными, сравнивают, наблюдают над особенностью их употребления. Наблюдение над употреблением этих слов в контексте способствует развитию у школьников чутья к слову, его значению и стилистической окрашенности.
Разнообразие форм и методов работы повышает интерес учащихся к русскому языку; способствует качественному обучению нашему предмету. И в этом направлении я придерживаюсь точки зрения Л. В. Занкова, который считает, что прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций и обеспечения мотивации высказывания является изобразительная наглядность. Добиться этого можно посредством постановки перед учащимися творческих задач. Рассмотрим некоторые типы творческих заданий, основанных на изобразительной наглядности учебника русского языка для 5 класса (С. И. Львова, В. В. Львов. М., «Мнемозина», 2004. #9 «Морфема – значимая часть слова», упр.111).
Работа над творческим заданием на основе изобразительной наглядности (картина зимнего леса) и поэтического текста Л. Яхнина «Сколько красок у зимы?» включает в себя несколько этапов:
- знакомство с изучаемыми грамматическими явлениями, словарная подготовка;
- включение творческого задания в канву урока с помощью изобразительной наглядности; эмоциональный и деловой настрой учащихся;
- коллективная работа над содержанием и структурой высказывания;
- самостоятельная работа учащихся;
- прослушивание созданных учащимися миниатюр, их анализ, рецензирование, редактирование;
Задания к упражнению:
- выразительно прочитайте стихотворение Леонида Яхнина;
- спишите текст;
- выделите корни в однокоренных словах;
- рассмотрите зимний пейзаж, нарисованный к тексту стихотворения,
- ответьте, какие краски использовал художник для создания зимнего пейзажа;
- опираясь на текст Л. Яхнина, рисунок учебника, собственные наблюдения, напишите сочинение-миниатюру «Сколько красок у зимы?»
Работы учащихся.
Текст №1.
Прочитаешь стихотворение Л. Яхнина,
рассмотришь чудесный зимний пейзаж на рисунке
учебника, да и призадумаешься, сколько красок у
зимы.
Конечно, одна – белая. Но если внимательно
присмотреться, можно заметить, как переливается
на утренней заре серебристый иней, как красиво
смотрятся присыпанные белым снегом светло-серые
ветки деревьев на фоне голубых облаков…
Словом, у зимы в запасе точно не одна краска.
(Сергиенко Иван, ученик 5 класса «А» гимназии №3 города Аксая).
Текст №2.
Зима – художница интересная и очень хитрая.
Например, выпал снег, и светит солнце, тогда
зимушка достает свои самые яркие и блестящие
краски. Снег переливается россыпями драгоценных
камней так, что слепит глаза. Голубой лед блестит
серебром, деревья, вырядившись в белые шапки,
стоят гордые и красивые.
Но как только нахмурится небо, зима достанет
другие краски – белые и серые. Серые воробушки,
серые деревья, беловато-серые крыши домов, и
только ёлки зеленеют и хвастают, покачиваясь на
ветру, своими острыми иголками.
Вот и получается, что краски у зимы бывают
разные.
(Левченко Владислав, ученик 5 класса «А» гимназии №3 города Аксая).
С помощью рисунков, изображенных на фотоколлаже того же учебника (#11) мы учимся объяснять лексическое значение слова, составлять собственные словарные статьи, а после этого сравниваем свои определения со статьями толкового словаря.
Сравним:
Детские трактовки слов. 1. Арбуз –
большой зеленый плод с красной, сочной, сладкой
мякотью внутри. |
Статьи из толкового словаря. 1. Арбуз –
однолетнее растение из семейства тыквенных с
большими шарообразными сладкими плодами, а также
сам плод. |
При изучении темы «Омонимы» учащиеся сами придумывают творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части предложения.
Текст
В донской степи рано. Полевые цветы поднимают свои головки к солнцу. Расцветает ярко-фиолетовый: он пахуч и сладок, как. Несмело утреннюю песню жаворонок. Цветочным нектаром завтрак пернатые.
Слова для справок: рассветает, расцветает, ирис, ирис, запевает, запивает.
Средством воспитания интереса к предмету
являются и грамматические игры, используемые на
уроках («Эстафета», «Цепочка», «Кто больше» …)
Нередко игры проводятся как соревнование двух
команд. Например, на доске записываются слова с
трудными орфограммами. Слова одной колонки
объясняет первая команда, другой – вторая. Если
ученик одной команды не сможет подчеркнуть
орфограмму и словесно её прокомментировать, то
это слово записывает в свою команду ученик
другой команды.
Обычный урок по теме «Местоимение как часть речи» начинаю необычно.
Я вам расскажу сейчас об одном маленьком
слове, таком умном, что просто не верится. Это
маленькое слово кто.
Постучали в дверь – ты спрашиваешь: « Кто?» А не
будь этой малышки кто, ты должен был бы спросить:
«Это Саша стучит? Мария? Почтальон? Соседка?» А
тот бы все время отвечал: «Нет, нет, нет». И ты бы
мог так три часа спрашивать и не угадал бы. Стал
бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы,
всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?» И в этом
коротеньком кто имена всех на свете людей. Кто –
это местоимение.
Такое знакомство с новой частью речи увлекло ребят. Они теперь быстро находят в предложениях слова, заменяющие имена составляют такие предложения, вспоминают строки из стихов, где встречаются местоимения. В конце урока они делают «открытие»: местоимение так называется потому, что заменяет оно имя, употребляется вместо имени.
Поэтому задача учителя – воспитывать на уроке русского языка ученика, любящего мудрость сказанного и написанного родного слова.